III. Уровни языка и разделы науки о современном русском литературном языке

Языковая система (языковой строй) – это уровни, единицы языка и отношения между ними.

Уровни языка – подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц языка и набором закономерностей, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. Выделяют четыре основных уровня языка: фонемный, морфемный, лексический (словесный), синтаксический (уровень предложения).

Языковые единицы (единицы языка) –это элементы языковой системы (фонемы, морфемы, слова, предложения и др.).

Языкознание (языковедение), или лингвистика (от лат. lingua – язык) – «наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях» (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.).

Фонетика(от греч. phōnētikós – звуковой, голосовой) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону речи.

Фонология (от греч. phōnē – звук и lógos – слово, учение) – «раздел языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Этим фонология… отличается от собственно фонетики, изучающей речь в ее физическом, акустико-артикуляционном аспекте» (ЛЭС).

Звук речи – минимальная единица речи, характеризующаяся определенными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами.

Фонема (от греч. phōnēma – звук, голос) – единица звукового строя языка, служащая для опознания и различения значимых единиц – морфем.

Орфоэпия(греч. orthos – правильный, épos – речь) – раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. В орфоэпииобычно рассматриваются нормы произношения звуков и их сочетаний, постановки ударения (акцентология) и интонации.

Произношение – совокупность особенностей артикуляции звуков речи в конкретном языке.

Артикуляция (лат. articulatio, от articulo – расчленяю, произношу членораздельно) – «совокупность работ произносительных органов при образовании звуков речи» (Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.).

Акцентология(от лат. accentus – ударение и греч. lógos – слово, учение) – раздел фонетики, изучающий природу и функционирование ударения.

Ударение (акцент) – выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц с помощью фонетических средств (повышение тона, увеличение длительности, усиление громкости и некоторые др.). В зависимости от характера выделяемых единиц различают словесное, синтагматическое (в словосочетании) и фразовое ударение.

Интонация(от лат. intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация проявляется в единстве взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, ритма, темпа речи и тембра произнесения.

Графика(от греч. graphikē от gráphō – пишу, черчу, рисую) – раздел языкознания, исследующий соотношение между графемами и фонемами в фонематическом письме.

Графема (от греч. gráphō – пишу, черчу, рисую) – минимальный знак определенной системы письма, выражающий отношение соответствующей единицы языка к ее графическому отображению. В алфавитном фонографическом письме (русский язык) – отношение фонемы к букве.

Орфография (греч. orthographia, от orthós – правильный и gráphō – пишу, черчу, рисую) – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний. Орфографические принципы определяют выбор одного написания там, где есть орфограммы.

Орфограмма (от греч. orthós – правильный и grámma – запись) – написание, допускающее два или более варианта – «чуют» или «чуят» и т. п.

Морфемика – раздел языкознания, изучающий типы морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом, то есть членимость слова на морфемы.

Морфема(от греч. morphē – форма) – мельчайшая (далее неделимая) значимая часть слова. Различают, прежде всего, корневые морфемы (корни) и служебные морфемы (аффиксы): приставки (префиксы), суффиксы, окончания (флексии) и соединительные гласные.

Словообразование – раздел языкознания, изучающий все аспекты создания, строения и классификации производных слов.

Грамматика (греч. grammatikiē, от grámma – буква, написание) – раздел языкознания, включающий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Морфология(от греч.morphē – форма и lógos – слово, учение) – раздел грамматики, включающий в себя учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования.

Синтаксис (греч. sýntaxis – построение, порядок) – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части: 1) учение о словосочетании (синтаксис словосочетания) и 2) учение о предложении (синтаксис предложения).

Пунктуация (от лат. punctum – точка) – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил расстановки знаков препинания в тексте.

Лексикология (от греч. lexikós – относящийся к слову и lógos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка как систему.

Лексема(от греч. léxis – слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности его конкретных грамматических форм ивозможных смысловых вариантов.

Фразеология (от греч. phrases – выражение и lógos – слово, учение) – раздел языкознания, изучающий – фразеологизмы.

Фразеологизм (фразеологическая единица, фразеологический оборот) – устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы – остаться с носом, вылететь в трубу и т. п.

Лексикография (от греч. lexikós – относящийся к слову и gráphō – пишу, черчу, рисую) – раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей.

Стилистика – наука о стилистических средствах и стилях языка.

Культура речи – 1) владение литературным языком; 2) высший уровень владения языком, предъявляющий к речи его носителей следующие требования: правильность, точность, ясность, логичность, краткость, полнота, чистота, богатство, выразительность, уместность. 3) Культура речи как прикладная наука занимается выяснением существа этих требований и выработкой практических рекомендаций по их соблюдению.

ЛЕКЦИЯ IV

Наши рекомендации