Технологическая карта учебного курса

«Этносоциолингвистика»

Наименование дисциплины Уровень образования Статус курса в рабочем плане (А, В, С) Количество зачетных единиц / кредитов
Этносоциолингвистика Бакалавр    
 
Тема текущей аттестационной работы Продукт текущей аттестации Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)
Этносоциолингвистика как наука. Предмет и задачи. Лабораторная работа № 1
Классификация языков. Выполнение проверочной работы.
Социальная функция языка. Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов. Доклад на тему «Проблемы «язык и общество» в работах отечественных и зарубежных исследователей».
Язык и общество. Доклад на тему «Особенности языков Севера, Сибири и Дальнего Востока с точки зрения гендерных особенностей»
Формы существования языка, типы языковых состояний. Составить свою социолингвистическую анкету для исследования языковой ситуации в вашем регионе. Проведите анкетирование.
Этнический аспект языковой политики. Национальные языки. Провести мини-исследование. Охарактеризовать языковую и социокультурную ситуацию одного из регионов Севера
Этносоциолингвистическая характеристика двуязычия. Двуязычие. Выполнение лабораторной работы № 2.
Язык и культура. Описать «этнический автопортрет». Выполнение лабораторной работы № 3, № 4
Языки этносов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и религия. Написание реферата и его защита по выбранной теме.
Итого минимум:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Тема или задание текущей аттестационной работы Продукт текущей аттестации Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Посещение аудиторных занятий Работа на занятиях
Работа с источниками, учебными и научными изданиями. Анализ, изучение и конспектирование основной литературы
Составление терминологического словаря Список основных терминов
Составление каталога интернет-ресурсов по тематике курса Краткая аннотация интернет-ресурсов
Составление и защита портфолио-отчета Индивидуальные текущие работы
Итого максимум:
             


Примерные темы рефератов:

1. Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире.

2. Этносоциолингвистика и коммуникация.

3. Язык в межличностных отношениях, этносоциолингвистическая характеристика адресанта и адресата.

4. Гендерные особенности в речи.

5. Языковая картина мира: этнический аспект.

6. Национально-языковая политика. Бодуэн де Куртенэ о принципах национально-языковой политики.

7. Законы о языке в СССР и РФ.

8. Национально-культурная специфика речевого поведения.

9. Язык и культура.

10. Язык и политика (приемы языкового манипулирования, лингвистический сексизм, политическая корректность).

Дополнительные требования:

Студенты, не набравшие минимального количества баллов, обязаны предоставить рефераты по темам пропущенных занятий, семинаров, конспект трех работ из списка обязательной литературы, указанных преподавателем.

Организация итоговой аттестации:

Осуществляется в форме дифференцированного зачета. В ходе итоговой аттестации оценивается качество усвоенных знаний и умений. Для этого используются возможности зачета, на котором проверяется усвоение теоретических положений изучаемой дисциплины, практические навыки этносоциолингвистического анализа конкретных ситуаций в северных регионах, а также учитываются задания для самостоятельной работы (портфолио).

Балльно-рейтинговая система оценивания предполагает оценку достижения студентов по 100-балльной шкале. Накопительная система предполагает оценивание всех видов работы студентов в течение семестра.

0-54 – «незачет»,

55-100 – «зачет»

«Зачет» ставится в том случае, если студент владеет терминологией по темам курса;демонстрирует знания по изученным темам курса, обосновывает свои суждения;находит свои примеры к анализируемым языковым явлениям;умеет составлять социолингвистический портрет личности умеет правильно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения в различных культурах; анализирует коммуникативную ситуацию в условиях межкультурного общения.

«Незачет» ставится, если студентдемонстрирует частичные знания по темам дисциплины;находит свои примеры к анализируемым языковым явлениям;не использует полученные знания применительно к современному материалу, не умеет составлять социолингвистический портрет личности, частично / недостаточно подробно анализирует коммуникативную ситуацию в условиях межкультурного общения.

Примерные вопросы к зачету:

  1. Этносоциолингвистика как наука. Предмет и задачи.
  2. Классификация языков: генеалогические, ареально-типологические, структурно-типологические, квантитативные.
  3. Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире.
  4. Гендерные особенности в речи.
  5. Языковая картина мира: этнический аспект.
  6. Законы о языке в РФ.
  7. Типы языковых состояний.
  8. Социальная природа языка, социальная дифференциация языка.
  9. Национально-культурная специфика речевого поведения.
  10. Общественные функции языка.
  11. Язык и нация.
  12. Язык и общество.
  13. Язык и культура.
  14. Язык и политика.
  15. Язык и религия.
  16. Этносоциолингвистическая характеристика адресанта и адресата.
  17. Национальные языки. Двуязычие.
  18. Этнические аспекты языковой политики.
  19. Социальные аспекты билингвизма.
  20. Языковая ситуация в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  21. Функции учителя в полиэтнической и поликультурной среде.
  22. Этносоциолингвистика и коммуникация.

Наши рекомендации