Технологическая карта учебного курса
«Этносоциолингвистика»
Наименование дисциплины | Уровень образования | Статус курса в рабочем плане (А, В, С) | Количество зачетных единиц / кредитов | |||
Этносоциолингвистика | Бакалавр | |||||
Тема текущей аттестационной работы | Продукт текущей аттестации | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | |||
БАЗОВАЯ ЧАСТЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) | ||||||
Этносоциолингвистика как наука. Предмет и задачи. | Лабораторная работа № 1 | |||||
Классификация языков. | Выполнение проверочной работы. | |||||
Социальная функция языка. | Самостоятельное изучение отдельных тем, параграфов. Доклад на тему «Проблемы «язык и общество» в работах отечественных и зарубежных исследователей». | |||||
Язык и общество. | Доклад на тему «Особенности языков Севера, Сибири и Дальнего Востока с точки зрения гендерных особенностей» | |||||
Формы существования языка, типы языковых состояний. | Составить свою социолингвистическую анкету для исследования языковой ситуации в вашем регионе. Проведите анкетирование. | |||||
Этнический аспект языковой политики. Национальные языки. | Провести мини-исследование. Охарактеризовать языковую и социокультурную ситуацию одного из регионов Севера | |||||
Этносоциолингвистическая характеристика двуязычия. Двуязычие. | Выполнение лабораторной работы № 2. | |||||
Язык и культура. | Описать «этнический автопортрет». Выполнение лабораторной работы № 3, № 4 | |||||
Языки этносов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока и религия. | Написание реферата и его защита по выбранной теме. | |||||
Итого минимум: | ||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Продукт текущей аттестации | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | |||
Посещение аудиторных занятий | Работа на занятиях | |||||
Работа с источниками, учебными и научными изданиями. | Анализ, изучение и конспектирование основной литературы | |||||
Составление терминологического словаря | Список основных терминов | |||||
Составление каталога интернет-ресурсов по тематике курса | Краткая аннотация интернет-ресурсов | |||||
Составление и защита портфолио-отчета | Индивидуальные текущие работы | |||||
Итого максимум: | ||||||
Примерные темы рефератов:
1. Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире.
2. Этносоциолингвистика и коммуникация.
3. Язык в межличностных отношениях, этносоциолингвистическая характеристика адресанта и адресата.
4. Гендерные особенности в речи.
5. Языковая картина мира: этнический аспект.
6. Национально-языковая политика. Бодуэн де Куртенэ о принципах национально-языковой политики.
7. Законы о языке в СССР и РФ.
8. Национально-культурная специфика речевого поведения.
9. Язык и культура.
10. Язык и политика (приемы языкового манипулирования, лингвистический сексизм, политическая корректность).
Дополнительные требования:
Студенты, не набравшие минимального количества баллов, обязаны предоставить рефераты по темам пропущенных занятий, семинаров, конспект трех работ из списка обязательной литературы, указанных преподавателем.
Организация итоговой аттестации:
Осуществляется в форме дифференцированного зачета. В ходе итоговой аттестации оценивается качество усвоенных знаний и умений. Для этого используются возможности зачета, на котором проверяется усвоение теоретических положений изучаемой дисциплины, практические навыки этносоциолингвистического анализа конкретных ситуаций в северных регионах, а также учитываются задания для самостоятельной работы (портфолио).
Балльно-рейтинговая система оценивания предполагает оценку достижения студентов по 100-балльной шкале. Накопительная система предполагает оценивание всех видов работы студентов в течение семестра.
0-54 – «незачет»,
55-100 – «зачет»
«Зачет» ставится в том случае, если студент владеет терминологией по темам курса;демонстрирует знания по изученным темам курса, обосновывает свои суждения;находит свои примеры к анализируемым языковым явлениям;умеет составлять социолингвистический портрет личности умеет правильно интерпретировать конкретные проявления коммуникативного поведения в различных культурах; анализирует коммуникативную ситуацию в условиях межкультурного общения.
«Незачет» ставится, если студентдемонстрирует частичные знания по темам дисциплины;находит свои примеры к анализируемым языковым явлениям;не использует полученные знания применительно к современному материалу, не умеет составлять социолингвистический портрет личности, частично / недостаточно подробно анализирует коммуникативную ситуацию в условиях межкультурного общения.
Примерные вопросы к зачету:
- Этносоциолингвистика как наука. Предмет и задачи.
- Классификация языков: генеалогические, ареально-типологические, структурно-типологические, квантитативные.
- Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире.
- Гендерные особенности в речи.
- Языковая картина мира: этнический аспект.
- Законы о языке в РФ.
- Типы языковых состояний.
- Социальная природа языка, социальная дифференциация языка.
- Национально-культурная специфика речевого поведения.
- Общественные функции языка.
- Язык и нация.
- Язык и общество.
- Язык и культура.
- Язык и политика.
- Язык и религия.
- Этносоциолингвистическая характеристика адресанта и адресата.
- Национальные языки. Двуязычие.
- Этнические аспекты языковой политики.
- Социальные аспекты билингвизма.
- Языковая ситуация в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
- Функции учителя в полиэтнической и поликультурной среде.
- Этносоциолингвистика и коммуникация.