Комплекс нормативов по народным играм

МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат

Среднего (полного) общего образования

УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ Бейской ОШИ

_____________Т.А. Грудинина

Приказ № _________________

от « »_____________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Физическая культура

Класс

Разработчик: учитель физической культуры

Поминова Екатерина Викторовна

Обсуждена и согласована на

методическом объединении учителей

ОБЖ, Технологии, Физической культуры,

Изобразительного искусства и Музыки.

Протокол № от . __.20 __г.

Принята на Методическом

совете школы

Протокол № 1 от . . 20 г.

Бея 2015 г.

Рабочая программа по физической культуре

Класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования по физической культуре , комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008); Примерной программы по физической культуре, реализуемой Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010; образовательной программы МБОУ «Бейская СОШИ», федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного плана

В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в I классе выделяется 3 учебных часа в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 102 часа. Из этого объема в программе выделяются резервные уроки, которые используются преподавателями по своему усмотрению.

Содержание программы 1 класс (99ч)

Основы знаний о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание. Режим дня и личная гигиена.

Способы самостоятельной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря. Занятия по формированию правильной осанки: комплексы упражнений на обучение осанке и развитие мышц туловища.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде “Смирно!”; выполнение команд “Вольно!”, “Ровняйся!”, “Шагом марш!”, “На месте!” и “Стой!”; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде “Налево!” (“Направо!”); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком.

Прикладно-гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелазания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, завесом одной и двумя ногами.

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

Прыжки: на месте (на одной, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Подвижные игры

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Смена мест», «Становись – разойдись», “Змейка”, “Пройди бесшумно”, “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, “Не урони мешочек”, «Альпинисты»

На материале легкой атлетики: “Пятнашки”, “К своим флажкам”, “Не оступись”, “Быстро по местам”, “Третий лишний”, “Метко в цель”.

На материале лыжной подготовки: “Салки на марше”, “На буксире”, “Два дома”, “По местам”, “День и ночь”, “Кто дольше прокатится”.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар внутренней стороной стопы (“щечкой”) по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; подвижные игры типа “Точная передача”.

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: “Бросай-поймай”, “Выстрел в небо”.

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

Тематическое планирование.

Раздел (содержание) Учебные действия Универсальные учебные Действия
1. Подвижные игры Совершенствовать навыки игровых умений; Понимание правил игры; Знать и применять правила безопасности при игровых ситуациях; Взаимодействовать с партнером и командой; Наблюдать за соблюдением правил игры; Формулировать высказывания своего мнения; Разрешать спорные игровые ситуации. Личностные ууд. § Ценностно-смысловая § ориентация учащихся, § Действие смыслообразования, § Нравственно-этическое оценивание Коммуникативные ууд § Умение выражать свои мысли, § Разрешение конфликтов, постановка § вопросов. § Управление поведением партнера: § контроль, коррекция. § Планирование сотрудничества § с учителем и сверстниками. § Построение высказываний в § соответствии с условиями коммуации. Регулятивные ууд § Целеполагание, § волевая саморегуляция, § коррекция, § оценка качества и уровня усвоения. § Контроль в форме сличения с эталоном. § Планирование промежуточных целей § с учетом результата. Познавательные универсальные действия: Общеучебные: § Умение структурировать знания, § Выделение и формулирование учебной цели. § Поиск и выделение необходимой информации § Анализ объектов; § Синтез, как составление целого из частей § Классификация объектов.
2. Гимнастика с элементами акробатики. (построения и перестроения, общеразвивающие упражнения с предметами и без них; лазание и акробатические упражнения). Уметь выполнять упражнения по образцу; Применять правила безопасности при выполнении Упражнений; Выполнять перестроения в строю; Следить за самочувствием при физических нагрузках; Контролировать режимы нагрузки на организм. Подбирать комплекс упражнений для утренней гимнастики и самостоятельных занятий. Применять правила личной гигиены и требования к спортивной одежде.  
3. Легкоатлетические упражнения (бег, метание, прыжки). Выполнять упражнения соответствующие возрасту; Уметь взаимодействовать в команде при проведении эстафет с элементами легкой атлетики; Наблюдать за правильностью выполнения упражнений; Выполнять требования правил безопасности при занятиях физической культурой; Применять правила личной гигиены и требования к спортивной одежде.  

Требования к качеству освоения программного материала:

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся первого класса должны:

Иметь представления:

О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и

повышением физической подготовленности человека;

О способах изменения направления и скорости движения;

О режиме дня и личной гигиене;

О правилах составления комплексов утренней зарядки

Уметь:

Выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на формирование правильной осанки;

Выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;

Играть в подвижные игры;

Выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

Выполнять строевые упражнения.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные ууд.

§ Ценностно-смысловая ориентация учащихся,

§ Действие смыслообразования,

§ Нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные ууд

§ Умение выражать свои мысли,

§ Разрешение конфликтов, постановка вопросов.

§ Управление поведением партнера: контроль, коррекция.

§ Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

§ Построение высказываний в соответствии с условиями коммуации.

Регулятивные ууд

§ Целеполагание,

§ волевая саморегуляция,

§ коррекция,

§ оценка качества и уровня усвоения.

§ Контроль в форме сличения с эталоном.

§ Планирование промежуточных целей с учетом результата.

Познавательные универсальные действия:

Общеучебные:

§ Умение структурировать знания,

§ Выделение и формулирование учебной цели.

§ Поиск и выделение необходимой информации

§ Анализ объектов;

§ Синтез, как составление целого из частей

§ Классификация объектов.

Календарно – тематическое планирование

Класс

№ п/п Дата проведения Тема Примечание
План. Факт.
1.09   Техника безопасности на уроках по легкой атлетике. Разновидности ходьбы. Обычный бег.  
4.09     Высокий старт. Низкий старт. Бег 30м.  
7.09   История зарождения древних Олимпийских игр. Строевые упражнения. Разновидности ходьбы.  
8.09     Бег 30 м. Прыжки в длину с места. Игра «Третий лишний».  
11.09     Челночный бег 3х10 м. Прыжки в длину с разбега.  
14.09     Наклоны из положения стоя. Метание мяча.  
15.09   Прыжки в длину с места. Прыжки на скакалке.  
18.09   Метание мяча. Подтягивание.  
21.09   Бег 300 м. Отжимание. Игра « Третий лишний».  
Подвижные игры( 6 ч. )
22.09   Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», Эстафеты.  
25.09   «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты.  
28.09   «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты.  
29.09   «Перестрелка». « Море волнуется …»  
2.10   « Охотники». «Ночные снайперы». Эстафеты  
5.10     «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты.  
Спортивные лапта ( 4 ч. )
6.10     Инструктаж по ТБ. Игра « Лапта». «Метко в цель»  
9.10   Ловля и передача мяча. Игра « Лапта». « Крученый мяч»  
12.10     Удары по мячу. Ловля и передача мяча. «Метко в цель»  
13.10   Ловля и передача мяча. Игра « Лапта». « Крученый мяч»  
Баскетбол( 8 ч.)
16.10   Инструктаж по ТБ. Ведение мяча. Передача мяча.  
19.10   Передача мяча двумя руками. Ведение мяча. « Мяч соседу»  
20.10   Ловля и передача мяча двумя руками из-за головы. Броски в цель.  
23.10   Ловля и передача мяча двумя руками из – за головы. Ведение мяча.  
26.10   Броски в цель. Ловля и передача мяча. « Передал – садись!»  
27.10   Ведение мяча. « Попади в обруч»  
30.10   Ведение мяча. « Попади в обруч»  
9.11   Эстафеты с мячами. «Передал – садись!»  
Гимнастика ( 14 ч. )
10.11   Инструктаж ТБ. Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Строевые упражнения.  
13.11     Группировка. Перекаты в группировке.  
16.11   ОРУ с предметами. Перекаты в группировке.  
17.11   Кувырок вперед. Кувырок назад.  
20.11   Стойка на лопатках. Два кувырка вперед слитно.  
23.11   Упражнения в равновесии. Стойка на лопатках.  
24.11   Смешанные висы и упоры. Упражнения в равновесии.  
27.11   Мост из положения лежа. Стойка на лопатках  
30.11   Мост из положения лежа. Стойка на лопатках  
1.12   Мост из положения лежа. Стойка на лопатках. Игра «Удочка».  
4.12   Прыжки с поворотом на 180* и 360*. Игра «Медведи и пчелы».  
7.12   Вращение обруча. Игра «Жмурки»  
8.12   Прыжки с поворотом на 180* и 360*. Игра «Ловля обезьян».  
11.12   Вращение обруча. Игра «Совушка»  
Подвижные игры ( 3 ч. )
14.12   Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты.  
15.12   «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты.  
18.12   «Лисы и куры» «Точный расчет». Эстафеты.  
Гимнастика ( 8 ч. )
21.12   Группировка. Перекаты в группировке.  
22.12   ОРУ с предметами. Перекаты в группировке.  
25.12   Кувырок вперед. Кувырок назад.    
28.12   Стойка на лопатках. Два кувырка вперед слитно.    
29.12     Смешанные висы и упоры. Упражнения в равновесии.  
11.01     Мост из положения лежа. Стойка на лопатках  
12.01     Мост из положения лежа. Стойка на лопатках    
15.01     Мост из положения лежа. Стойка на лопатках. Игра «Удочка».  
Футбол( 20 ч.)
18.01   Передача мяча. Остановка мяча. Ведение мяча.  
19.01   Ведение мяча. Игра « Рывок за мячом»  
22.01   Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра « Обгони мяч»  
25.01   Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра « Обгони мяч»  
26.01   Удары по мячу головой. Отбор мяча. Игра« Угловой удар»  
29.01   Удары по мячу ногой и головой. Игра « Обгони мяч»  
1.02   Остановка мяча. Ведение мяча. Финты.  
2.02   Учебная игра в футбол. Игра « Девятка»  
5.02   Учебная игра в футбол. Игра« Угловой удар»  
8.02     Учебная игра в футбол. .  
9.02     Инструктаж по технике безопасности на занятиях по футболу. Правила игры  
12.02   Передача мяча. Остановка мяча. Ведение мяча.  
15.02     Ведение мяча. Игра « Рывок за мячом»  
16.02   Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра « Обгони мяч»  
19.02   Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра « Обгони мяч»  
29.02   Удары по мячу головой. Отбор мяча. Игра« Угловой удар»  
1.03   Удары по мячу ногой и головой. Игра « Обгони мяч»  
4.03   Остановка мяча. Ведение мяча. Финты.  
7.03   Учебная игра в футбол. Игра « Девятка»  
11.03   Учебная игра в футбол. Игра« Угловой удар»  
Подвижные игры ( 3 ч. )
14.03   Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты.  
15.03   «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты.  
18.03   «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты.  
Баскетбол( 4 ч. )
28.03   Инструктаж по ТБ. Ведение мяча. Передача мяча.  
29.03   Ловля и передача мяча двумя руками из – за головы. Ведение мяча.  
1.04   Броски в цель. Ловля и передача мяча. « Передал – садись!»  
4.04   Броски в цель. Ловля и передача мяча. « Передал – садись!»  
Легкая атлетика ( 9 ч. )
5.04   Техника безопасности на уроках по легкой атлетике. Разновидности ходьбы. Обычный бег.  
8.04   Высокий старт. Низкий старт. Бег 30 м.  
11.04   Челночный бег 3х10 м. Прыжки в длину с разбега.  
12.04   Строевые упражнения. Разновидности ходьбы.  
15.04   Метание мяча. Подтягивание.  
18.04   Бег 300 м. Отжимание. Игра « Третий лишний».  
19.04   Прыжки в длину с места. Прыжки на скакалке.  
22.04   Эстафетный бег. Бег к мячам.  
25.04   Строевые упражнения. Наклоны из положения стоя.  
Подвижные игры ( 8 ч. )
26.04   Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», «Мудрая сова». Эстафеты.  
29.04   «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты.  
3.05   «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты.  
6.05   «Перестрелка». « Море волнуется …»  
10.05   « Охотники». «Ночные снайперы». Эстафеты  
13.05   «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты.  
16.05   «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты.  
17.05   « Охотники». «Ночные снайперы». Эстафеты  
Спортивная лапта( 3 ч. )
20.05   Ловля и передача мяча. Игра « Лапта».  
23.05   Удары по мячу. Ловля и передача мяча.  
24.05   Подведение итогов учебного года  

Литература для учителя:

1. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2012 год.

2. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М.: Просвещение, 2005г.

Литература для учащихся:

1. Физическая культура 1-2 классы /под ред. Т.В. Петрова, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянской и др. – М.: Вентана-Граф, 2012г.

Приложение 1

Комплекс нормативов по народным играм

Тесты

1. Челночный бег (1-й класс – 2ґ15 м; 2-й класс – 2ґ20 м; 3-й класс – 2ґ25 м; 4-й класс – 2ґ30 м), в котором происходит смена направления и скорости движения, встречающаяся в лапте, салках, горелках, в играх «Рыбаки», «Волк во рву» и др. Контроль кондиционных и координационных свойств.

2. Набрасывание малого мяча на горизонтальную цель с заданной траекторией. Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Лапта», «Котлы», «Чижик» и др. Контроль координационных свойств.

3. Бросок мяча на дальность (малого). Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Лапта» и др. Контроль кондиционных свойств.

4. Бросок битой в цель. Аналогичные движения используются в русских народных играх: «Городки», «Кашевары», «Бабки», «Городок-бегунок» и др. Контроль координационных и кондиционных свойств.

5. Передачи в стену малого мяча за 30 сек. в круг диаметром 50 см. В этом упражнении требование к развитию кисти ребенка. Подобные требования предъявляются в русских народных играх и развлечениях: «Перетягивание в парах», «Цепи-кованы», «Кошки-мышки» и др. Контроль координационных свойств.

6. Удары битой по малому мячу с собственного подбрасывания. Требуется соблюдать точность выполняемых действий. Аналогичные требования к совершаемым двигательным действиям предъявляются в «Чижике», «Лапте», «12 палочках», «Боях на бревне» и других русских народных играх. Контроль координационных свойств.

Таким образом, предлагаемые тесты соотносятся с системой движений, применяемых в русских народных играх и развлечениях, и являются носителями информации о навыках, формируемых элементами народной культуры.

Наши рекомендации