Комплекс нормативов по народным играм
МБОУ Бейская общеобразовательная школа-интернат
Среднего (полного) общего образования
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ Бейской ОШИ
_____________Т.А. Грудинина
Приказ № _________________
от « »_____________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура
Класс
Разработчик: учитель физической культуры
Поминова Екатерина Викторовна
Обсуждена и согласована на
методическом объединении учителей
ОБЖ, Технологии, Физической культуры,
Изобразительного искусства и Музыки.
Протокол № от . __.20 __г.
Принята на Методическом
совете школы
Протокол № 1 от . . 20 г.
Бея 2015 г.
Рабочая программа по физической культуре
Класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начальногообщего образования по физической культуре , комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2008); Примерной программы по физической культуре, реализуемой Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010; образовательной программы МБОУ «Бейская СОШИ», федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного плана
В федеральном базисном учебном плане на предмет физической культуры в I классе выделяется 3 учебных часа в неделю. Общее число часов за год обучения составляет 102 часа. Из этого объема в программе выделяются резервные уроки, которые используются преподавателями по своему усмотрению.
Содержание программы 1 класс (99ч)
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физической подготовкой и укреплением здоровья человека. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание. Режим дня и личная гигиена.
Способы самостоятельной деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбора одежды и инвентаря. Занятия по формированию правильной осанки: комплексы упражнений на обучение осанке и развитие мышц туловища.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде “Смирно!”; выполнение команд “Вольно!”, “Ровняйся!”, “Шагом марш!”, “На месте!” и “Стой!”; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде “Налево!” (“Направо!”); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.
Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком.
Прикладно-гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелазания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, завесом одной и двумя ногами.
Легкая атлетика
Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.
Прыжки: на месте (на одной, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.
Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.
Подвижные игры
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Смена мест», «Становись – разойдись», “Змейка”, “Пройди бесшумно”, “Тройка”, “Раки”, “Через холодный ручей”, “Петрушка на скамейке”, “Не урони мешочек”, «Альпинисты»
На материале легкой атлетики: “Пятнашки”, “К своим флажкам”, “Не оступись”, “Быстро по местам”, “Третий лишний”, “Метко в цель”.
На материале лыжной подготовки: “Салки на марше”, “На буксире”, “Два дома”, “По местам”, “День и ночь”, “Кто дольше прокатится”.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар внутренней стороной стопы (“щечкой”) по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после ведения; подвижные игры типа “Точная передача”.
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: “Бросай-поймай”, “Выстрел в небо”.
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче.
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Тематическое планирование.
№ | Раздел (содержание) | Учебные действия | Универсальные учебные Действия |
1. | Подвижные игры | Совершенствовать навыки игровых умений; Понимание правил игры; Знать и применять правила безопасности при игровых ситуациях; Взаимодействовать с партнером и командой; Наблюдать за соблюдением правил игры; Формулировать высказывания своего мнения; Разрешать спорные игровые ситуации. | Личностные ууд. § Ценностно-смысловая § ориентация учащихся, § Действие смыслообразования, § Нравственно-этическое оценивание Коммуникативные ууд § Умение выражать свои мысли, § Разрешение конфликтов, постановка § вопросов. § Управление поведением партнера: § контроль, коррекция. § Планирование сотрудничества § с учителем и сверстниками. § Построение высказываний в § соответствии с условиями коммуации. Регулятивные ууд § Целеполагание, § волевая саморегуляция, § коррекция, § оценка качества и уровня усвоения. § Контроль в форме сличения с эталоном. § Планирование промежуточных целей § с учетом результата. Познавательные универсальные действия: Общеучебные: § Умение структурировать знания, § Выделение и формулирование учебной цели. § Поиск и выделение необходимой информации § Анализ объектов; § Синтез, как составление целого из частей § Классификация объектов. |
2. | Гимнастика с элементами акробатики. (построения и перестроения, общеразвивающие упражнения с предметами и без них; лазание и акробатические упражнения). | Уметь выполнять упражнения по образцу; Применять правила безопасности при выполнении Упражнений; Выполнять перестроения в строю; Следить за самочувствием при физических нагрузках; Контролировать режимы нагрузки на организм. Подбирать комплекс упражнений для утренней гимнастики и самостоятельных занятий. Применять правила личной гигиены и требования к спортивной одежде. | |
3. | Легкоатлетические упражнения (бег, метание, прыжки). | Выполнять упражнения соответствующие возрасту; Уметь взаимодействовать в команде при проведении эстафет с элементами легкой атлетики; Наблюдать за правильностью выполнения упражнений; Выполнять требования правил безопасности при занятиях физической культурой; Применять правила личной гигиены и требования к спортивной одежде. |
Требования к качеству освоения программного материала:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся первого класса должны:
Иметь представления:
О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и
повышением физической подготовленности человека;
О способах изменения направления и скорости движения;
О режиме дня и личной гигиене;
О правилах составления комплексов утренней зарядки
Уметь:
Выполнять комплексы упражнений, направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
Выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
Играть в подвижные игры;
Выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
Выполнять строевые упражнения.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные ууд.
§ Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
§ Действие смыслообразования,
§ Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные ууд
§ Умение выражать свои мысли,
§ Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
§ Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
§ Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
§ Построение высказываний в соответствии с условиями коммуации.
Регулятивные ууд
§ Целеполагание,
§ волевая саморегуляция,
§ коррекция,
§ оценка качества и уровня усвоения.
§ Контроль в форме сличения с эталоном.
§ Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
§ Умение структурировать знания,
§ Выделение и формулирование учебной цели.
§ Поиск и выделение необходимой информации
§ Анализ объектов;
§ Синтез, как составление целого из частей
§ Классификация объектов.
Календарно – тематическое планирование
Класс
№ п/п | Дата проведения | Тема | Примечание | |
План. | Факт. | |||
1.09 | Техника безопасности на уроках по легкой атлетике. Разновидности ходьбы. Обычный бег. | |||
4.09 | Высокий старт. Низкий старт. Бег 30м. | |||
7.09 | История зарождения древних Олимпийских игр. Строевые упражнения. Разновидности ходьбы. | |||
8.09 | Бег 30 м. Прыжки в длину с места. Игра «Третий лишний». | |||
11.09 | Челночный бег 3х10 м. Прыжки в длину с разбега. | |||
14.09 | Наклоны из положения стоя. Метание мяча. | |||
15.09 | Прыжки в длину с места. Прыжки на скакалке. | |||
18.09 | Метание мяча. Подтягивание. | |||
21.09 | Бег 300 м. Отжимание. Игра « Третий лишний». | |||
Подвижные игры( 6 ч. ) | ||||
22.09 | Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», Эстафеты. | |||
25.09 | «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | |||
28.09 | «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | |||
29.09 | «Перестрелка». « Море волнуется …» | |||
2.10 | « Охотники». «Ночные снайперы». Эстафеты | |||
5.10 | «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | |||
Спортивные лапта ( 4 ч. ) | ||||
6.10 | Инструктаж по ТБ. Игра « Лапта». «Метко в цель» | |||
9.10 | Ловля и передача мяча. Игра « Лапта». « Крученый мяч» | |||
12.10 | Удары по мячу. Ловля и передача мяча. «Метко в цель» | |||
13.10 | Ловля и передача мяча. Игра « Лапта». « Крученый мяч» | |||
Баскетбол( 8 ч.) | ||||
16.10 | Инструктаж по ТБ. Ведение мяча. Передача мяча. | |||
19.10 | Передача мяча двумя руками. Ведение мяча. « Мяч соседу» | |||
20.10 | Ловля и передача мяча двумя руками из-за головы. Броски в цель. | |||
23.10 | Ловля и передача мяча двумя руками из – за головы. Ведение мяча. | |||
26.10 | Броски в цель. Ловля и передача мяча. « Передал – садись!» | |||
27.10 | Ведение мяча. « Попади в обруч» | |||
30.10 | Ведение мяча. « Попади в обруч» | |||
9.11 | Эстафеты с мячами. «Передал – садись!» | |||
Гимнастика ( 14 ч. ) | ||||
10.11 | Инструктаж ТБ. Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Строевые упражнения. | |||
13.11 | Группировка. Перекаты в группировке. | |||
16.11 | ОРУ с предметами. Перекаты в группировке. | |||
17.11 | Кувырок вперед. Кувырок назад. | |||
20.11 | Стойка на лопатках. Два кувырка вперед слитно. | |||
23.11 | Упражнения в равновесии. Стойка на лопатках. | |||
24.11 | Смешанные висы и упоры. Упражнения в равновесии. | |||
27.11 | Мост из положения лежа. Стойка на лопатках | |||
30.11 | Мост из положения лежа. Стойка на лопатках | |||
1.12 | Мост из положения лежа. Стойка на лопатках. Игра «Удочка». | |||
4.12 | Прыжки с поворотом на 180* и 360*. Игра «Медведи и пчелы». | |||
7.12 | Вращение обруча. Игра «Жмурки» | |||
8.12 | Прыжки с поворотом на 180* и 360*. Игра «Ловля обезьян». | |||
11.12 | Вращение обруча. Игра «Совушка» | |||
Подвижные игры ( 3 ч. ) | ||||
14.12 | Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. | |||
15.12 | «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | |||
18.12 | «Лисы и куры» «Точный расчет». Эстафеты. | |||
Гимнастика ( 8 ч. ) | ||||
21.12 | Группировка. Перекаты в группировке. | |||
22.12 | ОРУ с предметами. Перекаты в группировке. | |||
25.12 | Кувырок вперед. Кувырок назад. | |||
28.12 | Стойка на лопатках. Два кувырка вперед слитно. | |||
29.12 | Смешанные висы и упоры. Упражнения в равновесии. | |||
11.01 | Мост из положения лежа. Стойка на лопатках | |||
12.01 | Мост из положения лежа. Стойка на лопатках | |||
15.01 | Мост из положения лежа. Стойка на лопатках. Игра «Удочка». | |||
Футбол( 20 ч.) | ||||
18.01 | Передача мяча. Остановка мяча. Ведение мяча. | |||
19.01 | Ведение мяча. Игра « Рывок за мячом» | |||
22.01 | Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра « Обгони мяч» | |||
25.01 | Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра « Обгони мяч» | |||
26.01 | Удары по мячу головой. Отбор мяча. Игра« Угловой удар» | |||
29.01 | Удары по мячу ногой и головой. Игра « Обгони мяч» | |||
1.02 | Остановка мяча. Ведение мяча. Финты. | |||
2.02 | Учебная игра в футбол. Игра « Девятка» | |||
5.02 | Учебная игра в футбол. Игра« Угловой удар» | |||
8.02 | Учебная игра в футбол. . | |||
9.02 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по футболу. Правила игры | |||
12.02 | Передача мяча. Остановка мяча. Ведение мяча. | |||
15.02 | Ведение мяча. Игра « Рывок за мячом» | |||
16.02 | Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра « Обгони мяч» | |||
19.02 | Удары по мячу ногой. Отбор мяча. Игра « Обгони мяч» | |||
29.02 | Удары по мячу головой. Отбор мяча. Игра« Угловой удар» | |||
1.03 | Удары по мячу ногой и головой. Игра « Обгони мяч» | |||
4.03 | Остановка мяча. Ведение мяча. Финты. | |||
7.03 | Учебная игра в футбол. Игра « Девятка» | |||
11.03 | Учебная игра в футбол. Игра« Угловой удар» | |||
Подвижные игры ( 3 ч. ) | ||||
14.03 | Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. | |||
15.03 | «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | |||
18.03 | «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | |||
Баскетбол( 4 ч. ) | ||||
28.03 | Инструктаж по ТБ. Ведение мяча. Передача мяча. | |||
29.03 | Ловля и передача мяча двумя руками из – за головы. Ведение мяча. | |||
1.04 | Броски в цель. Ловля и передача мяча. « Передал – садись!» | |||
4.04 | Броски в цель. Ловля и передача мяча. « Передал – садись!» | |||
Легкая атлетика ( 9 ч. ) | ||||
5.04 | Техника безопасности на уроках по легкой атлетике. Разновидности ходьбы. Обычный бег. | |||
8.04 | Высокий старт. Низкий старт. Бег 30 м. | |||
11.04 | Челночный бег 3х10 м. Прыжки в длину с разбега. | |||
12.04 | Строевые упражнения. Разновидности ходьбы. | |||
15.04 | Метание мяча. Подтягивание. | |||
18.04 | Бег 300 м. Отжимание. Игра « Третий лишний». | |||
19.04 | Прыжки в длину с места. Прыжки на скакалке. | |||
22.04 | Эстафетный бег. Бег к мячам. | |||
25.04 | Строевые упражнения. Наклоны из положения стоя. | |||
Подвижные игры ( 8 ч. ) | ||||
26.04 | Инструктаж по ТБ. «К своим флажкам», «Мудрая сова». Эстафеты. | |||
29.04 | «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | |||
3.05 | «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | |||
6.05 | «Перестрелка». « Море волнуется …» | |||
10.05 | « Охотники». «Ночные снайперы». Эстафеты | |||
13.05 | «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. | |||
16.05 | «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде». Эстафеты. | |||
17.05 | « Охотники». «Ночные снайперы». Эстафеты | |||
Спортивная лапта( 3 ч. ) | ||||
20.05 | Ловля и передача мяча. Игра « Лапта». | |||
23.05 | Удары по мячу. Ловля и передача мяча. | |||
24.05 | Подведение итогов учебного года |
Литература для учителя:
1. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2012 год.
2. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М.: Просвещение, 2005г.
Литература для учащихся:
1. Физическая культура 1-2 классы /под ред. Т.В. Петрова, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянской и др. – М.: Вентана-Граф, 2012г.
Приложение 1
Комплекс нормативов по народным играм
Тесты
1. Челночный бег (1-й класс – 2ґ15 м; 2-й класс – 2ґ20 м; 3-й класс – 2ґ25 м; 4-й класс – 2ґ30 м), в котором происходит смена направления и скорости движения, встречающаяся в лапте, салках, горелках, в играх «Рыбаки», «Волк во рву» и др. Контроль кондиционных и координационных свойств.
2. Набрасывание малого мяча на горизонтальную цель с заданной траекторией. Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Лапта», «Котлы», «Чижик» и др. Контроль координационных свойств.
3. Бросок мяча на дальность (малого). Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Лапта» и др. Контроль кондиционных свойств.
4. Бросок битой в цель. Аналогичные движения используются в русских народных играх: «Городки», «Кашевары», «Бабки», «Городок-бегунок» и др. Контроль координационных и кондиционных свойств.
5. Передачи в стену малого мяча за 30 сек. в круг диаметром 50 см. В этом упражнении требование к развитию кисти ребенка. Подобные требования предъявляются в русских народных играх и развлечениях: «Перетягивание в парах», «Цепи-кованы», «Кошки-мышки» и др. Контроль координационных свойств.
6. Удары битой по малому мячу с собственного подбрасывания. Требуется соблюдать точность выполняемых действий. Аналогичные требования к совершаемым двигательным действиям предъявляются в «Чижике», «Лапте», «12 палочках», «Боях на бревне» и других русских народных играх. Контроль координационных свойств.
Таким образом, предлагаемые тесты соотносятся с системой движений, применяемых в русских народных играх и развлечениях, и являются носителями информации о навыках, формируемых элементами народной культуры.