Формы организации труда детей в разных возрастных группах

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В практику внедрены разные формы организации труда детей дош. возраста: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. ПОРУЧЕНИЯ.Это обращенная к ребенку просьба выполнить какое-либо т-действие. Поручение является 1-й формой организации т- деятельности. Т- поручения по форме организации могут быть индивидуаль- ными, подгрупповыми, общими; по продолжительности –длительными и кратковременными, постоянными или одноразовыми; по содержанию - соответствовать видам труда. Посредством поручений можно решать задачи не только т-воспитания, но и нравст., физ., умст. и эстетического. Выполнение т-поручений вполне доступно детям 2-3 лет. Важно, чтобы их выполняли все дети. Поручения в мл. группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения т-умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда. Т-поручения в ст-х группах более сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответственности за результат. Наряду с поручениями, предполагающими 1 действие, есть такие, которые включают несколько взаимосвязанных действий (подобрать материал для ручного труда, разложить его на столы; помыть кисточки). Важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребенка чувство ответственности. Детям ст. дош. возраста можно давать поручения с явно выраженной нравст. направленностью(«Помоги Саше - он .упал и испачкался»). В ст-х гр. можно давать поручения с отсроченным результатом («Сегодня мы посеем траву, будем поливать ее, и она вырастет сочной и красивой»). Поручения могут быть индивидуальными, но направленными на общий результат (нарисовать дома рисунок на тему «Моя семья», а потом сделать выставку всех работ). Очень важно для детей научиться самостоятельно продумывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений. Воспитатель тактично может помочь советом, подсказкой. В старшем возрасте уже довольно четко проявляется интерес детей к тому или иному виду труда. С одной стороны, осуществляя личностно-ориентированный подход важно учитывать индивид. интерес, но следует приучать выполнять любое нужное дело добросовестно. Следует воспитывать чувство долга, понимание необходимости своего участия в труде.

ДЕЖУРСТВА - предполагает труд 1 или нескольких детей в интересах всей группы, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота о других, поэтому способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.Дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма вводится во 2 мл. гр. в конце 2 полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы. Или воспитатель дает поручения, связанные с подготовкой к занятию или уходом за растениями, животными. Начиная с 3 лет дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Дежурство по подготовке к занятиям требует внимания, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании, лепке. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день: рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить и позже. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, чтобы каждый знал о своих обязанностях. Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста детей, воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство (1 занятие), дневное, т.е. в течение дня по столовой или в уголке природы. В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы.

ОБЩИЙ, СОВМЕСТНЫЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД- более сложная форма - способствует решению задач нравст. воспитания. Уже приобретенные т-навыки и умения лишь закрепляются, а обучение новым осуществляется, индивидуально. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу устанавливать единый темп работы. Объединяет их всех - общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем— единая. Коллективная форма организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравст. задачи: договариваются о разделении труда, помогают в случае необходимости «болеют» за качество совместной работы. Общий труд возможен уже в ср. группе д/у, совместный и кол. - в ст. и под. группах.



Наши рекомендации