Тема 1. Методологические проблемы изучения культуры городов России.
1. Категориальный аппарат. Культура, культура города, городская культура.
2. Типология культуры города.
3. Основные этапы формирования и развития городской культуры.
4. Источники по истории культуры городов Сибири: типология и состав.
В процессе изучения данной темы магистранты должны усвоить научный категориальный аппарат (язык науки), который в дальнейшем позволит им путем самостоятельной работы с научной литературой сформировать устойчивые представления об основных закономерностях формирования и развития изучаемого объекта – культуры города. В процессе подготовке по данной теме магистранты должны получить представления о структуре и динамики изучаемого объекта и усвоить основные теоретические представления современной науки о сущности и содержании исторических процессов. При изучении типологии источников необходимо обратить внимание на связь различных видов источников с определенными методами и теоретическими моделями познания.
Тема 2. Изучение истории формирования и развития культуры городов России и Сибири.
1. Проблемы формирования культуры городов в дореволюционной отечественной историографии (конец XVII - начало XX вв.).
2. Культура городов в работах советских историков (1917 - конец 1980-х гг.).
3. Новейший этап изучения истории культуры городов России и Сибири (1990 - 2010-е гг.).
В процессе изучения данной темы магистранты должны получить представление о качественных скачках при переходе от одного историографического этапа к другому и освоить основные методологические модели познания присущие этим этапам. Обратить внимание на «ключевые» монографические работы. При изучении историографического процесса необходимо обратить внимание на изменение методологических подходов и проблематики исследований культуры города, происходившие под влиянием изменений философских, идеологических и мировоззренческих взглядов в различные исторические эпохи.
Тема 3. Социально-культурный облик городов России в ХIХ - начале ХХ вв.
1. Формирование сети городских поселений. Численность и состав городских поселений.
2. Основные типы городов (большие, средние, малые) и их основные черты.
3. Состояние городов в представлениях современников.
В ходе изучения данной темы магистрант должен получить представление об исторической динамики процесса формирования основных условий и предпосылок формирования культуры города. При работе с источниками и литературой необходимо уметь выделить основные социально-культурные различия основных типов городских поселений и уметь охарактеризовать специфику каждого из них.
Тема 4. Численность и социально-культурный облик городского населения в первой половине XIX.
1. Дворянство и чиновничество в структуре городского населения.
2. Купцы и мещане.
3. Крестьяне в городе.
4. Разночинцы как основа российской интеллигенции.
5. Военные в городском культурном пространстве.
Основным носителем культуры города является городское население. При изучении литературы и источников по данной теме вскрываются особенности формирования и развития культуры городов России связанные с характерными чертами ее основных носителей. Важно отметить влияние социальной структурированности населения в первой половине XIX. на многослойный характер культуры города. В дальнейшем данное положение получает развитие через определение социокультурных характеристик и социально-культурной деятельности различных слоев городского населения. Необходимо обратить внимание на возникающие противоречия между существующей сословной организацией российского общества и культурными инновациями, что приводит к новому качественному скачку в развитии городской культуры.
Тема 5. Культура городов
1. Образование как основа развития городской культуры. Инфраструктура культуры.
2. Городской читатель и библиотеки.
3. Театральная и концертная жизнь западносибирского города. Кинематограф.
4. Церковь и ее место в городской культуре.
5. Городские праздники и ярмарки.
Рассматривая закономерности и особенности формирования и развития инфраструктуры культуры города, магистранты должны выявить влияние политических и социально-экономических факторов на становление и развитие основных институтов культуры, взаимодействие традиции и инновации в ходе культурного строительства, определить основные тренды социально-культурного развития в рамках различных субкультур. Основой познания данных процессов должен служить системно-функциональный подход. Необходимо сопоставить и определить его преимущества по отношению к отраслевому подходу.