Тема 9. СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО
Основные характеристики студенчества.Современное российское студенчество, как видимо, и всякое студенчество во все времена, неоднородно. Разумеется, у студенчества как социальной группы есть общая характеристика: учебная деятельность является для нее основной. «Вхождение в профессию» во всей многогранности этого процесса — усвоение общепрофессиональных знаний и навыков, выбор специализации, определение привлекательного вида деятельности в рамках избранной профессии, будь то организаторская, научно-исследовательская, проектная, преподавательская или какая-либо еще, — вот главная задача каждого студента. Способами ее решения выступают образование и самообразование: слушание лекций, чтение учебников, книг и специальных журналов. Обсуждение проблем на семинарских занятиях и консультациях, выполнение практических заданий, занятия научно-исследовательской и учебно-исследовательской работой, подготовка докладов и рефератов, выступления на студенческих научных конференциях и участие в предметных олимпиадах и конкурсах, написание курсовых и дипломных работ — все это тяжелый и напряженный труд, хотя и достаточно специфический.
Другой важной общей характеристикой студенчества является принадлежность к одному возрасту. Возрастные категории неоднозначны и исторически подвижны. «Важная деталь: возрастные категории во многих, если не во всех языках, первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус.
Древнерусское «отрок» (букв. — не имеющий права говорить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин. Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках» [7, 81]. Это обусловлено существованием объективной взаимозависимости возраста и социальных возможностей. Возраст человека сам по себе сигнализирует об уровне когнитивного, эмоционально-психологического и личностного развития индивида, очерчивает диапазон социальных ролей, статусное положение в стратификационной системе общества и круг выполняемых работ.
Восприятие возраста всегда культурно обусловлено. Именно поэтому в нашем транзитивном социуме так сложно определить какую-либо возрастную общность, в том числе и молодежную. В самом общем плане отметим более раннее взросление постсоветской молодежи. Не случайно Государственная Дума Российской Федерации почти единодушно снизила верхнюю границу молодежного возраста до 25 лет. Сегодня молодой человек в 20 с небольшим лет достаточно часто имеет свой бизнес. Понятно, что к нему вряд ли могут быть применены стандартные характеристики молодости как инфантильности. Тем более что они всегда социально обусловлены, т. е. неодинаковы для различных слоев населения. И здесь мы переходим к важнейшей проблеме современной российской молодежи — ее значительной дифференцированности.
В отечественной литературе по проблемам молодежи стало общим местом указание на то, что усложнение общественно-трудовой и особенно профессиональной деятельности повлекло в современных обществах удлинение времени «ролевого моратория», увеличение сроков обучения и в результате изменение соответствующих социально-психологических характеристик.
Действительно, способность к социальному самоопределению, уровень самосознания и самостоятельности значительной части студенчества существенно отстает от его физического, в том числе полового, созревания. В то же время общество видит в каждом из студентов «уже не столько объект социализации, сколько ответственного субъекта общественно-производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. Beдущей сферой деятельности становится теперь труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей» [3, 67-68].
В силу отмеченных характеристик студенческий возраст приобретает свойства транзитивности. Совпадая со стадией социального перехода, поворотного пункта развития личности, данный период определяется исследователями как критический. Это такая фаза развития, «когда организм отличается повышенной сензитивнос-тью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним и внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия» [7, 81]. Для подобных периодов характерна психологическая напряженность, которая находит выражение в более или менее явной конфликтности. Видимо, этими возрастными особенностями обусловлены многие специфические черты молодежной культуры, принадлежность к которой мы считаем еще одной важнейшей характеристикой студенчества.
«Молодежную культуру отличает то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы; во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп; в-третьих, предметом особого внимания молодежных групп является стиль» [1, 175]. Наиболее важной причиной возникновения после Второй мировой войны молодежной культуры западные исследователи называют рост случайных доходов молодежи, повышение уровня жизни, благодаря чему для молодых людей создаются специальные рынки продуктов, а также развитие средств массовой коммуникации, подлежащее пропагандировать, тиражировать и транспортировать эти продукты в кратчайшие сроки практически в любую точку земного шара. Молодежная культура не гомогенна, она дифференцирована и по степени конформности к «культуре отцов», и по социальному происхождению ее участников.
СИ. Левикова считает возможным следующим образом подразделить молодежную культуру на основе специфических интересов и предпочтений: 1) группы, сформировавшиеся общими музыкальными вкусами и пристрастиями; 2) группы, объединенные определенными политическими и. идеологическими ориентациями; 3) группы эскапистского плана; 4) группы, ориентированные на культ мускулов и физической силы; 5) криминогенные группы, специализирующиеся на агрессивных выходках и противоправной деятельности. Молодежная культура формируется в сфере досуга и концентрируется на различных видах досуговои деятельности. С. И. Левикова объясняет это тем, что для молодежи характерно «состояние свободы от обязанностей и ответственности» [5, 7]. Молодые, считает она, сочетают физиологическую акселерацию, нравственную неустойчивость, индивидуально-психологическую незрелость, желание освободиться от внешнего контроля, повышенную эмоциональность, возбудимость и ограниченность социально-экономической активности и самостоятельности. В результате молодежная культура возникает в качестве «полунезависимой частичной культуры, которая недвусмысленно отвергается культурой взрослых» [5, 6]. Внутренне единообразные молодежные субкультурные группировки воплощают «внешний протест против общепринятых становлений, выраженный в одежде, манерах, жаргоне, наркотиках, специфических увлечениях» [5, 6]. «Внешний» протест этой «полунезависимой частичной культуры» направлен против «общества взрослых». На деле здесь вступают в действие защитные механизмы: в быстро изменяющихся обществах современного типа решение проблемы самоидентификации усложняется, в результате молодые люди, оказавшись «между потерянной семьей и необретенным обществом», стремятся «примкнуть к себе подобным» [5, 7].
Молодежная субкультура выполняет адаптирующую функцию, смягчая неизбежные межпоколенческие трения и вырабатывая собственные приспособительные механизмы для преодоления кризисных ситуаций и реализации «достиженческих технологий». Особенно важны практики адаптации, вырабатываемые в рамках молодежной субкультуры, студенческой молодежи города. Дело в том, что малые и средние города не располагают в наше время необходимым для студенчества разнообразием ресурсов и практик удовлетворения духовных, познавательных, досуговых и рекреационных запросов.
В крупных же городах такие ресурсы представлены в изобилии. Проблема заключается в том, что у среднестатистического студента отсутствуют необходимые денежные средства для пользования ими. В такой ситуации молодежная субкультура помогает студентам поддерживать моду и стиль времени.
Транзитивный характер современного российского социума затрудняет молодежи, в том числе студенческой, процессы социальной адаптации. В этих условиях молодежная субкультура начинает играть роль своеобразного «амортизатора», смягчающего переход в «общество взрослых» и позволяющего снизить уровень конфликтности с ним. С помощью молодежной субкультуры происходит и самоутверждение вступающего в жизнь поколения.
Молодежная культура индивидуалистична, в ее основе — не рассудок или разум, а чувственность, система ценностей характеризуется антиинтеллектуализмом; свободой самовыражения, установкой на ликвидацию репрессивных, регламентирующих моментов взаимоотношений; полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения; культом бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души; моралью вседозволенности; открытостью интимных связей; непристойностью поведения; наркокультурой; личной причастностью к новому стилю жизни. Ее основной девиз — счастье человека, которого можно достичь путем освобождения от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и «проектируемая» молодежной контркультурой, враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету.
Однако не все представители молодого поколения проходят стадию принадлежности к молодежной культуре. Так происходит, если родительская семья и формальные группы принадлежности обеспечили нормативное прохождение этапа «затянувшейся молодости», т. е. периода продолжительной учебы и связанной с этим зависимости «детей» от «родителей», и дали возможность молодому человеку реализовать свои способности и потребности. В этом случае молодежная культура воспринимается лишь частично и поверхностно, как следование моде на определенную одежду или музыку, но не принятие и следование упомянутой выше системе ценностей.
Изначально особенными, разделяющими студенческую молодежь свойствами являются их этнокультурная принадлежность и избранная профессия. Что касается этнической идентичности, то сегодня ее формирование явно идет лишь по одной составляющей — религиозной. Это чрезвычайно опасная тенденция, поскольку этнологическими исследованиями давно доказано: религия — наиболее разделяющий этнос фактор. В современных российских условиях религия (неважно — христианско-право-славная, христианско-католическая, мусульманская или какая-либо еще) функционирует преимущественно в наиболее архаичных и экстремистских формах. Формирование этнокультурной самоидентификации молодежи как развития положительных чувств по отношению к истории и традициям народов Российской Федерации отсутствует полностью. Этноустановки и этностереотипы молодого поколения скорее демонстрируют тенденцию к локальному, в лучшем случае региональному, но не общероссийскому самосознанию. Поэтому в результате в молодежной среде доминируют два типа самосознания: «новых русских», отчетливо вестернизированное, и этноцентристски-ориентированное, становящееся опорой радикальных партий и движений, а иногда террористических военизированных организаций.
Одной из важнейших социальных функций образования выступает развитие способностей индивида к конкретным видам профессиональной деятельности. Но такое развитие одновременно означает дифференциацию студенчества по человеческим способностям и по способам жизнедеятельности.
В высшем учебном заведении студент знакомится с будущей профессией, узнает условия и характер предстоящей трудовой деятельности, приобретает навыки ее выполнения. Одновременно профессионализация связана с некоторой ограниченностью. Следовательно, профессионализацию и специализацию студенчества необходимо дополнять широкой общеобразовательной подготовкой, которая должна быть характеристикой каждого представителя образованного класса.
Таким образом, сегодняшнее российское студенчество дифференцировано в большей степени, чем интегрировано. Поэтому социализация студенчества должна, наряду с задачей его включения в «большое общество», содержать и задачу улучшения межличностных и межгрупповых взаимодействий внутри студенческой и, шире, молодежной среды.
Процесс студенческой социализации.Социализация — это процесс усвоения индивидом общественных требований. Именно в результате успешно проведенной социализации своих граждан государство и общество, транслируя от поколения к поколению собственные идеалы, нормы, ценности и знания, сохраняют во времени себя и свою культуру. Вот почему процесс социализации и ре-социализации инициируется обществом и осуществляется через разнородные социальные институты таким образом, чтобы он охватывал весь жизненный цикл индивида. Данным обстоятельством объясняется и тот факт, что процесс социализации в многообразии его аспектов изучается представителями разных теоретико-методологических направлений.
Известно, что социализация рассматривается ныне как процесс, имеющий место быть на протяжении всей жизни человека. Однако на разных жизненных стадиях он имеет собственные отличительные черты. Различают первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация приходится на детский период, и ее сущностью становится становление взрослого социального существа. Вторичную социализацию принято считать более общим процессом, в ходе которого одновременно происходит и усвоение культуры общества, и дифференциация индивидуума. В литературе существует четкое разграничение особенностей социализации детей и социализации взрослых.
Социализация детей направлена на выработку и коррекцию их базовых ценностей, она призвана формировать главным образом мотивацию поведения.
Детская социализация строится на строгом однозначном требовании выполнения определенных правил и предписаний и подразумевает, что дети будут лишь усваивать нормы. Напротив, социализация взрослых направлена главным образом на изменение их внешнего поведения и формирование определенных навыков, она предполагает понимание нормативной вариативности и исходит из того, что взрослые способны оценивать разные нормы.
На какую из форм социализации стоит ориентироваться при работе со студенчеством? На наш взгляд, на некую комбинацию черт обеих при признании в качестве базовой формы модели социализации взрослых. Однако практика показывает, что в юношеском возрасте часто наблюдается незавершенность формирования двух основных признаков детской социализации, а именно базовых ценностей и мотивации поведения. Поэтому при работе со студентами эти задачи также остаются в качестве важнейших.
«Расширение и углубление социализации индивида происходит в трех основных сферах: деятельности, общения, самосознания. В сфере деятельности осуществляется как расширение видов последней, с которыми связан человек, так и ориентировка в системе каждого вида деятельности, т. е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. д. В сфере общения происходит расширение круга общения человека, обогащение его содержания, углубление познания другого человека, развитие навыков общения. В сфере самосознания осуществляется формирование образа собственного "Я" как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальной роли, формирование самооценки и пр.» [4, 319]. Период студенчества — время, когда расширение и углубление процесса социализации в сферах деятельности и общения происходит наиболее активно. В это время человек знакомится с будущей профессией и разнообразием специализаций внутри нее, приобретает новые профессиональные навыки, учится коммуницировать с широким кругом лиц различной статусной принадлежности. На этой основе углубляется его самопонимание, растет активность самосознания.
В процессе социализации можно выделить объект и субъект. Объектом принято считать индивидуума или группу, на которую направлен процесс социализации. В нашем случае — это студенчество как особая социальная группа. Субъектом социализации можно полагать те индивидуумы, социальные группы или социальные институты, которые осуществляют процесс социализации. В сложившихся теориях социализации субъектов принято именовать агентами социализации. Поэтому в дальнейшем изложении эти термины будут использоваться как синонимичные. Разберем более подробно специфику объекта и субъекта процесса студенческой социализации.
Итак, кто же сегодня реально выступает агентами социализации студенчества! Родители и родственники, друзья, однокурсники и соученики других курсов, факультетов и даже вузов, преподаватели, лидеры молодежных организаций, тренеры и наставники спортивных команд, руководители религиозных организаций и сект, работодатели (поскольку многие студенты сегодня работают) — это индивидуальные агенты социализации. В пределе в качестве индивидуального агента социализации может выступать любой актор из социального контекста студента. Средства массовой информации и коммуникации (радио, телевидение, кинематограф, Интернет, газеты и журналы, в том числе электронные), социальные институты высшей школы, труда и экономической жизни — это важнейшие на сегодня коллективные агенты социализации. Как видим, студент социализируется в результате сложного пересечения социальных сил и взаимодействий. Однако удельный вес этих социальных сил различен, а их действие разнонаправлено и далеко не всегда служит основной задаче социализации студенческой молодежи — формированию высокообразованного профессионала, гражданина, готового и желающего поддержать совокупность функционирующих в обществе идеалов, ценностей и норм.
Современная жизнь изменяет роль семьи в процессе социализации. Традиционно семья считалась главенствующим агентом первичной социализации, выполняющим жизненно важные и незаменимые другими социальными институтами общественные функции. В числе важнейших функций, реализуемых семьей, всегда были функции неформального обучения семейным ролям, создания эмоциональной безопасности и защиты, обеспечения досуга и развлечений, организации «семейной экономики» и «распределения труда» внутри нее, заботы о детях и их социализации, т. е. обучения принятым в обществе ценностям, нормам поведения и подготовки к возможным социальным позициям и соответствующим экмекта-циям. Установки, нормы и ценности, транслируемые семьей, могут противоречить задаче социализации студенчества. Но и другие участвующие в процессе социализации социальные институты, в том числе и такой важнейший, как институт труда и экономической жизни, который, казалось бы, должен транслировать образцы, необходимые специалистам, на деле часто входят в противоречие с целевыми задачами высшего образования. В чем причина такого положения дел?
Социальный институт труда и экономической жизни, на первый взгляд, должен в наибольшей степени соответствовать цели и задачам студенческой социализации. Однако в реальной жизни это далеко не так. Причина заключается в первую очередь в том, что студенты обычно заняты в производстве тех благ и услуг, что напрямую не связаны с их будущей профессией. Студенты работают, как правило, в третичном секторе экономики, т. е. в индустрии услуг, и занимают рабочие места, не требующие специальной квалификации и образования.
Еще одним важным агентом социализации служат средства массовой информации и коммуникации (СМИиК). Какие проблемы и препятствия стоят сегодня в нашей стране перед использованием их образовательных возможностей? Наиболее острой проблемой является неравномерность доступа к СМИиК и региональная (столичные города — периферия), и поселенческая (города — поселения городского типа— поселения сельского типа), и классово-статусная (представители высших — средних — низших страт, с высоким, средним или низким уровнями дохода). Кроме того, средства массовой информации, особенно те из них, что обращены к молодежной аудитории, в большей степени ориентированы на развлечения и получение удовольствия, нежели на серьезные проблемы реальной жизни. Разумеется, одновременно с развитием средств электронной коммуникации расширяются и возможности доступа к серьезным базам данных. Однако их применение в качестве средства самообразования обусловлено целым рядом обстоятельств. Доступ к ним должен быть, во-первых, интересен для студента, который уже в ходе семейной социализации должен получить мотивацию к интеллектуальному труду и поиску. Во-вторых, студент для их использования должен обладать специальными навыками (например, знанием английского языка для полноценной работы в Интернете), в то время как информацию развлекательного характера Можно получить без предварительных усилий. В-третьих, доступ к специализированной базе данных подразумевает определенный уровень предварительных вложений разного рода — от временных до финансовых.
Проблемой многих студентов из малообеспеченных семей становится при этом не столько неспособность к таким вложениям, сколько непонимание их необходимости.
Социализация внутри социального института образования также проходит неоднозначно, поскольку основными агентами здесь выступают две социальные группы — преподавателей и студентов-сверстников. Их влияние часто бывает разнонаправленным. Главной задачей преподавателей в процессе социализации выступает трансляция формальной образовательной программы. Помимо нее преподаватели в меру индивидуальных сил и возможностей доводят до сведения студентов скрытую программу обучения, а в идеале становятся для некоторых из них духовными наставниками, личностями, которым хочется подражать, «значимыми другими» (А. Халлер).
Сверстники как агенты социализации выполняют принципиально иные роли. С ними студенты учатся демократичному, умеренно эгалитарному стилю межличностного взаимодействия, формируют мировоззренческие позиции и социокультурные привычки, которые затем на протяжении всей жизни будут «опознавательным знаком» их поколения.
Социализирующие функции молодежных субкультур состоят в том, что они вырабатывают «механизм уверенности в исполняемых ролях и принятом поведении, служащих для взаимной адаптации сверстников» [5, 4-5].
Общение со сверстниками происходит не только, а иногда и совсем не по поводу образовательных проблем.
Кроме того, в любом образовательном коллективе существуют студенческие субкультуры тех, кто разделяет образовательные ценности и тех, кто расходится с ними или даже противостоит.
Представители двух последних субкультур становятся социальной базой протестного и провокационного по отношению к преподавателям поведения.
Каждое новое поколение самоопределяется и выбирает себя относительно уже существующих. Иногда такое самоопределение принимает характер протестного или по меньшей мере оппозиционного по отношению к уже сложившимся, доминирующим поколениям. В образовательной системе их олицетворением служит поколение преподавателей. В сегодняшнем российском социуме меж-поколенческий конфликт «преподаватели — студенты» усугубляется тем, что преподаватели являются в глазах студентов примером «невписанности» в новую социальную структуру, «неуспешности» в изменившейся реальности. «Недостаток культуры делового общения обусловлен тем, что студенчество рассматривает образование как принудительную систему, следовать нормам которой означало бы обрекать себя на неудачу» [2, 6]. Вот почему транслируемые преподавательским коллективом установки, нормы и ценности имеют в качестве константной тенденцию отвержения со стороны студенческого коллектива. Особенно если в данном студенческом коллективе доминируют (пусть даже только численно) представители малообразованных семей с низкими статусными позициями.
Значимость студенческой группы как агента социализации в сегодняшней российской действительности снижена также в силу того, что практически все прежние виды и формы работы со студенческими коллективами, возможности их социальной и экономической самодеятельности, такие как участие в студенческих строительных отрядах, кооперативах, спортивных и общественно-политических объединениях, научной, в том числе хоздоговорной, и общественной работе, сегодня отсутствуют. «Попадая в вуз, российский студент испытывает эффект "неприкаянности", студенческая группа давно стала "временной ассоциацией", перестала быть коллективом, и всеобщим является принцип "жить по своему разумению"» [2, 19].
Итак, мы видим, что агенты студенческой социализации неоднородны и способны оказывать разнонаправленное влияние. Именно поэтому в результату процесса социализации никогда не получается «сверхсоциализированного человека» (Д. Ранг), а сама социализация становится двуединым процессом. В ходе «социализации личность не только усваивает разделяемое обществом нормы и ценности, но и вырабатывает собственный, индивидуальный стиль жизни и мышления.
Теории социализации студенчества.Каким же образом должен происходить процесс студенческой социализации, чтобы в итоге была сформирована гармоничная, целостная личность? Сразу скажем, единой теории социализации нет и, вероятно, не может быть в силу сложности и многосторонности процесса. Поэтому, видимо, в практической деятельности агенты социализации должны руководствоваться не одним, а несколькими теоретическими подходами, в совокупности могущими дать искомый результат. Наиболее значимыми теориями социализации, основные положения и выводы которых следует учитывать при разработке и внедрении современной системы социализации российского студенчества, мы считаем психоаналитическую, интеракционистскую, когнитивную, теорию нравственного развития и структурно-функциональную.
В теории социализации Э. Эриксона, в отличие от предшествующих психоаналитических концепций, человек понимается как более рациональный, способный к принятию осознанных решений и преодолению жизненных проблем. Ученый, уделяя особое внимание адаптивным возможностям человека, считал, что процесс взаимодействия личности и среды проходит определенные стадии, каждая из которых переживается как личный и социальный кризис. Результатом последовательного разрешения кризисов становится нарастание компетентности индивидуума.
В теории символического интеракционизма социализация направлена на достижение социального развития в относительно стабильной форме, что, безусловно, чрезвычайно важно для современного отечественного социума.
Общепризнанно, что американское общество «сверхсоциализировано», в чем немалая заслуга одного из влиятельных философов США, основателя символического интеракционизма Дж. Г. Мида. Решающее значение для социального акта имеет, по Миду, коммуникация, понимаемая как обмен конвенциями, «социально практикуемыми значениями». Взаимодействие, или интеракция, включает, считал Мид, два уровня взаимодействия: несимволическое и символическое. Если при несимволическом взаимодействии индивиды реагируют на действия друг друга непосредственно, то при символическом взаимодействии обмен значениями происходит в определенных символических формах, как языковых (вербальных, письменных, жестовых), так и неязыковых. Осознание «Я» возможно в процессе взаимодействия с «обобщенным другим» и принятии роли другого, точнее в ситуации интериоризации общезначимых установок.
Субъект социализации в теории символического интеракционизма не только может, но и должен стать объектом, самообъективироваться в процессе рационального познания «обобщенного другого». Взгляд на себя глазами «другого» позволяет индивиду максимально полно уяснить социальные ожидания. Важно, что социальное взаимодействие определяется Мидом не как индивидуально-психологическое, но как социологическое, ролевое: субъект коммуникации выступает здесь как носитель «прагматического действия», транслирующий условные и принятые на веру «установки другого», т. е. ценности и нормы сообщества принадлежности.
Студенчество — это особый этап жизни Личности, главным содержанием которого является подготовка к профессиональной деятельности. И, конечно, такая подготовка не может ограничиваться только передачи и усвоением некоторой совокупности знаний общего и профессионального характера. Полноценно,^ следует признать лишь ту социализацию студента, неотъемлемой частью которой является усвоение определенного ролевого репертуара. Кто может стать здесь главным субъектом социализации — «первичная группа»,роль которой исполняет коллектив студенческой группы, или профессорско-преподавательский состав? Представляется, что трансляция ролевых образцов профессионального взаимодействия служит задачей в первую очередь наставников-преподавателей. Они же должньз1 быть в данном случае тем «зеркальным Я», которое сообщает студентам об удачах и промахах B исполнении той или иной социальной роли. Процесс вынесения оценки, специфичный для деятельности преподавателя не может, как мы полагаем, быть ограничен только узко понимаемой когнитивной сферой, но должен затрагивать весь процесс социальных взаимодействий. Понятно, что формы такого оценивания достаточно разнообразны и не могут быть сведены к оценкам и зачетным книжкам.
Когнитивная теория социализации Ж. Пиаже безусловно, наиболее близка сложившимся в нашей стране представлениям о сущности социализации студентов- Как известно, суть этой теории заключается в том, 4%) в процессе прохождения последовательных стадий развития личность развивает свою способность мыслить. Одновременно каждая такая стадия способствует овладению новыми когнитивными навыками. Пиаже считал биологическое созревание, взросление не более чем основой для интеллектуального роста. Однако не в меньшей степени для развития интеллекта требуются физический и социальной опыт.
Правда, надо заметить, теория социализации Ж. Пиаже охватывает период от рождения до 15 лет. Но мы считаем, ее можно развить и применительно к стадии студенчества, тем более что так называемые госстандарты учебных программ допустимо квалифицировать как предъявляемые к студентам требования когнитивного развития. Собственно, выполнение этих требований и должно подтвердить окончание стадии студенчества и переход на стадию подготовленного к самостоятельной профессиональной деятельности специалиста. Однако сегодня, в условиях качественной модернизации экономики, с одной стороны, и коренных перемен в системе вузовского образования — с другой, именно требования к когнитивным навыкам выпускников вузов являются наиболее неопределенными. Данная ситуация негативно сказывается на общем отношении студенчества к учебному процессу и в конечном счете приводит к снижению качества подготовки выпускников.
Возможно ли изменение этого положения и если возможно, то какими методами? Обычно улучшение качества преподавания и обучения связывают в первую очередь с разного рода структурными (изменение количества часов, соотношения лекционных практических, аудиторных и самостоятельных занятий и т. д.) и содержательными (пересмотр учебных планов), введение новых учебных курсов и программ и т. п.) изменениями. Между тем существует еще одна важнейшая составляющая успешности учебно-воспитательного процесса, которая часто упускается из виду. Мы имеем в виду нравственный компонент успешности обучения. Именно развитие нравственного сознания выступает центральным пунктом теории социализации как нравственного развития Л. Колберга. Сильная сторона этой теории, которую, безусловно, следует учитывать каждому (субъекту социализации, — утверждение, что нравственное развитие личности сугубо индивидуально. Оно не коррелирует ни с определенным возрастным периодом, ни с той или иной стадией когнитивного развития, а обладает относительной самостоятельностью.
Колберг выявил шесть стадий развития личности, понимая при этом, что большинство людей всю свою жизнь проживают нравственно незрелыми. На первых двух стадиях происходит осознание представлений о плохом и хорошем. На третьей стадии человек начинает осознанно стремиться к завоеванию социального одобрения. Четвертая стадия нравственного развития знаменуется формированием собственно нравственного сознания. Именно на этой ступени развития человек до конца понимает интересы общества и учится совершать нравственные поступки не для того, чтобы заслужить чье-либо признание, а исключительно потому, что «так надо» или «так правильно». На пятой стадии человек открывает существование в ранее непротиворечивой картине нравственных убеждений и ценностей наличие возможных противоречий. Предпосылкой его «прозрения» служит возникающая к этому времени способность создавать обобщенную картину нравственной ситуации и представлять разные точки зрения и мировоззренческие позиции. По сути, считает Колберг, именно на данной стадии у человека формируется собственная, индивидуальная система нравственных суждений, в то время как задачами всех предыдущих стадий были усвоение и трансляция принятых в обществе в качестве репрезентативных или официально разделяемых нравственных норм и ценностей. Шестой, высшей стадии нравственного развития достигают, по Колбергу, лишь немногие выдающиеся личности, такие как Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг. Именно этот момент теории Колберга, по мнению его критиков, наиболее уязвим. Нельзя считать, говорят они, в качестве особой, но обязательной для всех людей стадию, которой могут достичь только единицы. Однако мы полагаем более верной точку зрения самого Колберга: каждый человек должен знать вершины человеческих возможностей, в том числе и нравственных, и проводить самосозидательную работу по их достижению.
Но какова конечная цель всех усилий по психосоциальной, ролевой, когнитивной и нравственной социализации студентов? Обеспечить сохранение общества посредством усвоения новыми поколениями принятых в обществе идеалов, норм, обычаев и ценностей. Именно так формулируется ответ на вопрос о цели и задачах социализации в рамках структурно-функционального анализа. В социальной философии основателя данного направления Э. Дюркгейма человек понимается как homo duplex, двойственная реальность, в которой сосуществуют и взаимодействуют социальные и индивидуальные сущности. Общество — это внешняя по отношению к индивиду сфера. Генетически оно возникает как результат взаимодействия индивидов, но впоследствии реально существует по своим собственным законам, с которыми индивиду следует считаться. Будучи вне- и надындивидуальной реальностью, общество обладает принудительной силой. «Социальные факты» по сути своей принудительны. Потребности социальной реальности доминируют над индивидом, становясь для него одновременно источником высших ценностей. Интегрированность индивида в общественное целое является, по Дюркгейму, социальной и психологической нормой, в то время как состояние аномии, безнормного существования патологично для индивида.