Актуальность конфликтологии.
Актуальность конфликтологии.
Рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия является уже приметой нашего времени.
Мы оказались в новой точке эволюционного развития, когда человечество осознанно берет на себя ответственность за свое дальнейшее существование. Если раньше уповали на высшие силы, то сегодня девизом современной жизни становится выражение «Помоги себе сам». В этом аспекте конфликтология приобретает актуальность как «средство профилактики конфликта».
Конфликтология, имея теоретические и практические знания, стремиться помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях. Она обучает средствам и методам их разрешения.
· Рост числа конфликтов на микро- и макроуровнях (крупномасштабные политические конфликты, 5 лет не проходит без конфликта, частая смена форм правления в XX веке; рост числа населения, экономические и социальные проблемы);
· Усложнение мировой структуры (погоня за инновациями, повышение темпов развития общества – плата на психологическом уровне, внутриличностный конфлит);
· Нарастание темпов социальной жизни (большее число дел и проблем за единицу времени. Тоффлер: психологические ресурсы человека не беспредельны, и за повышение роста нужно платить на психологическом уровне, либо необходимо сбавить обороты развития);
· Низкая конфликтологическая культура населения;
· Рост количества не только психологических, но и юридических проблем (увеличение количества исковых заявлений).
Периодизация истории отечественной конфликтологии:
Первый период – до 1924(зарождение и развитие конфликтологических идей, конфликт как самостоятельное явление не выделяется).
Второй период - 1922-1992(Зарождение и развитие конфликтологических наук :
-первый этап- 1924-1935 1-ая волна научных публикаций в рамках отдельных наук
-второй этап-1935-1949 спад интенсивности в изучении проблемы конфликта
-третий этап- 1949-1972 возрождение интереса к проблеме конфликта и проведение первых диссертационных исследований конфликтов
-четвертый этап- 1972-1992 формирование концептуальных подходов к конфликту как научной проблеме
Третий период с 1992 по настоящее время(появление первых междисциплинарных исследований, конфл-ия формируется как самостоятельная наука).
Отрасли конфликтологического знания.
Отрасли конфликтологии:
Общая конфликтология
Психология конфликта
Под психологией конфликта понимается область психологического знания, которая систематизирует зарубежные и отечественные теории конфликтов, современные подходы к решению экстремальных и кризисных жизненных ситуаций и т.д.
Социология конфликта
Специализируется на комплексном изучении ситуаций, в которых сталкиваются интересы людей.
Экономическая конфликтология
Экономический конфликт – противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных экономических интересов, обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений.
Политическая конфликтология
Политический конфликт – разновидность конкурентного взаимодействия двух и более сторон, оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.
Этноконфликтология
Наука, изучающая этнические конфликты. Этнический конфликт – форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку.
Трудовые конфликты
Трудовой конфликт – столкновение мнений, интересов, оценок между представителями различных групп по поводу трудовых отношений.
Религиозные конфликты
Религиозные конфликты – это острое столкновение индивидов или групп в связи с несовпадением взглядов в вопросах вероучения и религиозной деятельности.
Конфликтология духовных ценностей
Например, конфликт между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом.
Семейные конфликты
Противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.
Например, конфликт между родителями и ребенком на основе вопроса по поступлению в университет.
11. Юридическая конфликтология.Она является комплексным научным направлением и тесно связана со смежными науками: теорией права, социологией права, политологией, психологией.
Управление конфликтами
Управление конфликтом - это целенаправленное воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Цель управления конфликтами: предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных конфликтов. Управление конфликтами как сложный процесс, включает следующие виды деятельности:
1. Прогнозирование конфликта - это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Источники: объективные, субъективные условия и факторы между людьми, а также их индивидуальные особенности
2. Предупреждение (профилактика) конфликта - это вид деятельности субъекта, направленный на недопущение возникновения конфликта.
3. Стимулирование конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта.
4. Регулирование конфликта - это вид деятельности субъекта, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Предполагает участие третьей стороны (посредников).
Этапы:
1) Признание реальности конфликта
2) Легитимизация – достижение соотношения между сторонами
3) Институализация – создание органов рабочих групп по регулированию конфликта
4) Разрешение конфликта - это вид деятельности субъекта, связанный с завершением конфликта, поиском оптимальных путей решения проблемы. Разрешение - это заключительный этап управления конфликтом. (полное, неполное разрешение)
Типология конфликтов
9. Шесть типов конфликтов H. Bisno
10. М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов
1)подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;
2)случайный или условный конфликт — в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;
3)смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;
4)неверно приписанный конфликт — либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;
5)латентный конфликт — в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется; 6)ложный конфликт — у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.
11. Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта
экономический конфликт — строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;
конфликт ценностей — формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);
силовой конфликт — когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.
Противоречие и его виды
Противоречие– это взаимоисключающее несоответствие частей целого
Виды противоречий:
n Логическое– это приписывание предмету одновременно двух прямо противоположенных признака.
n Диалектическое– это единство взаимополагающих и одновременно взаимоисключающих противоположностей (сторон, тенденций).
n Социальное– это взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.
n Логическое противоречие – это приписывание предмету одновременно двух прямо противоположенных признака.
Социальное противоречие.
Социальное противоречие– это взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.
Стадии социального противоречия:
n становление
n развертывание
n разрешение
n появление
n осознание
n реакция
Социальные отклонения
Социальное отклонение - поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются
Норма — правило, образец, предписание
Социальная норма — такие нормы, которые полностью соответствуют статусному ожиданию
Типы социальных норм: групповые; общие правила
Социальные отклонения:
1) Позитивные – стимулируют её прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества
2) Негативные - нарушают функционирование системы
При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.
Девиантология (deviantology) – это наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль).
Делинквентное поведение - совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название. Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Причины девиантного поведения: 1.Психологическая 2.Заражённость плохими нормами 3.Социальное неравенство 4.Конфликты между культурами
АНОМИЯ — это состояние общества, в котором разложения, дезинтеграция и распад определённой системы устоявшихся ценностей и норм, поддерживающих традиционный общественный порядок, отныне вызывает их несоответствие новым сформулированным и принятым государством идеалам.
Социология толерантности.
Б.С. Гершунский ввел такие понятия, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”.
В.А. Тишков первым писал о необходимости “межнациональной толерантности”.
По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”
Б.З. Вульфов в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” определил «толерантность» как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни»
Интолерантность-нетерпимость, которая основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше всех других. В основе интолерантности лежит неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе.
Нетерпимость порождает стремление к господству и уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных норм жизни.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности воспитание толерантности многопланово и имеет чаше всего характер поликультурного образования, основными целями которого являются:
· глубокое и всестороннее овладение культурой собственного народа как обязательное условие интеграции в иные культуры;
· формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к культурным различиям;
· формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
· воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Проблема толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят своё место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: [права человека], демократия, мир.
Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:
Гендерная толерантность
Расовая и национальная толерантность
Толерантность по отношению к инвалидам
Религиозная толерантность
Сексуально-ориентационная толерантность
Политическая толерантность
Образовательная толерантность
Межклассовая толерантность
По мнению Дробижевой (1998), для оценки толерантности в обществе необходимо учесть:
насколько толерантное отношение разделяется и декларируется социальными институтами и официальными организациями;
в какой степени различные социальные группы разделяют ценности толерантности;
проявляется ли толерантность в различных сферах жизнедеятельности людей;
причины нетолерантного отношения со стороны социальных институтов и социальных групп;
возможности формирования толерантных установок[4].
Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д.) особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию[5].
АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ
n экологическая безопасность
n демографическая безопасность
n физическая безопасность
n экономическая безопасность
n социальная безопасность
n этнокультурная безопасность
n информационная безопасность
n военная безопасность
n технологическая безопасность
Систему социальной безопасности того или иного государства предлагают оценивать по ее способности:
n предотвратить возникновение ситуации социального взрыва;
n предотвратить деградацию социальной структуры (как ее нивелирования, так и развития процессов поляризации, маргинализации и люмпенизации);
n обеспечить устойчивость социальной структуры при нормальной вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
поддержать адекватность системы ценностных ориентаций и культуры общественного поведения, в том числе политического и экономического
16. Основные принципы регулирования и разрешения конфликтов
Разрешение конфликта-устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Насильственное подавление конфликта - не может предпочитаться в течение продолжительного срока, превышающего несколько лет.
“Отмена” конфликтов - ликвидировать противоречия - не может быть успешным.
Разрешение конфликтов невозможно, возможно только их регулирование.
Конфликт является естественным результатом любой системы управления, как бы совершенна она ни была.
Чтобы использовать его роль в интересах общества и отдельных социальных групп, необходимо НЕ разрешение и тем более не подавление, а РЕГУЛИРОВАНИЕ конфликта.
Предпосылки разрешения конфликта:
· Достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих противоположных интересов и позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства.
· Потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить.
· Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец, человеческих.
Основные способы успешного регулирования конфликтов:
· Создать и поддерживать взаимосвязь, даже со своим «противником»;
· Начать диалог и вести переговоры;
· Поставить «рыбу на стол»;
· Важно понять, что вызывает конфликт;
· Использовать закон взаимности;
· Построить позитивные отношения.
Принципы успешного разрешения конфликтов:
· Никогда не наживайте себе врагов. Если враг существует, превратите его в союзника;
· Человек никогда не является проблемой;
· Искренне старайтесь помочь оппоненту понять его желания и нужды;
· Не поддавайтесь на провокации и контролируйте эмоции.
Основные принципы разрешения конфликта:
1. Наличие организационно – правового механизма
2. Развитая социальная активность
3. Высокий уровень демократической культуры
4. Наличие опыта
5. Развитие связей
Способы по Майнцу
1) Создать взаимосвязь
2) Начать диалог
3) Основываться на интересах
4) Понять причины конфликта
5) Использовать закон взаимности
Переговоры
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ
n быстрота реагирования на высказывание партнеров, способствующая достижению поставленной цели;
n критическая оценка мнений и предложений;
n ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.
Переговоры - это процесс целенаправленного и ориентированного на достижение определенных результатов делового общения в форме диалога.
ВИДЫ ДИАЛОГА
n Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения, между партнерами имеется разрыв в знаниях.
n Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.
УСЛОВИЯ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ
n разрыв в знаниях
n потребность в общении
n соблюдение причинно-следственных связей
n наличие общей памяти
n общие языковые знания
Семантическая связность
МЕТОДЫ ДИАЛОГОВОГО ОБЩЕНИЯ
«Мозговая атака»применяется при попытках решения сложных и нечетко сформулированных проблем.
Вначале подбираются две группы людей, которые будут участвовать в решении проблемы, — «генераторы» и «эксперты». «Генераторы» выдвигают идеи, а «эксперты» их оценивают. Разрешается высказывать любые, в том числе и заведомо «безумные», идеи, категорически запрещается их критика. Строго фиксируются все мысли и предложения, возникающие у «генераторов».
«Дельфи-метод»используется при прогнозировании событий.
Дельфи-метод является групповым методом прогнозирования. В группу включается значительное число экспертов (40-50 и более). На нее возлагается задача дать скорректированный и статистически обоснованный прогноз.
Типология
- с точки зрения зон и областей их
- проявления: внешне- и внутриполитические конфликты;
- по степени и характеру их нормативной регуляции: институализированные и неинституализированные конфликты;
- по их качественным характеристикам: «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); конфликты «с нулевой суммой» и «не с нулевой суммой» (П. Шаран); антагонистические и неантагонистические конфликты (К. Маркс).
- с точки зрения публичности конкуренции сторон: открытые и закрытые (латентные) конфликты;
- по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон: долговременные и кратковременные конфликты;
- в соотнесении со строением и организацией режима правления: вертикальные и горизонтальные конфликты
ПРИЧИНЫ СОВРЕМЕННЫХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
· использование, фрагментация контроля над насилием;
· сложность отношений между индустриальными и сырьевыми странами при одновременном усилении их взаимозависимости;
· борьба за гегемонию ресурсов;
· появление класса «боевиков»;
· рост национализма и фундаментализма как реакция на развитие процессов глобализации;
· в период холодной войны противостояние 2 блоков сдерживало перерастание конфликтов в глобальную войну.
В современном мире:
· Расширилось содержание конфликтов
· В современных условиях увеличилась уязвимость мирного населения, которое зачастую намеренно превращают в мишени, конфликты носят террористический характер
· Появление большого числа беженцев
· уничтожение государственной системы одного из участников.
· Завоевание господства в воздухе и массированное применение высокоточного оружия имеют решающее значение
Идеология -
· система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека;
· установление связи между мировоззрением и нормами поведения людей;
· рационально-эмоциональное восприятие и оценка мира и жизни;
· это специфический духовный «реактор», вырабатывающий идеалы, цели и ценности
Функции:
· Ориентационная
· Мобилизационная
· Интегративная
· Амортизационная
· Функция выражения самосознания и интересов определенной социальной группы, слоя, нации, класса или других общностей
Уровни идеологии:
· Теоретико-концептуальный
· Программно-политический
· Актуализированный
Законы идеологии:
· закон постоянных компонентов
· закон «правого» и «левого» крыла
· закон генерационной идеологической волны
Модели идеологии:
· Модель конденсации
· Модель конвергенции
· Модель дивергенции
· Модель ревитализации
· Модель плавильного котла
Впервые термин «идеология» употребил в начале XIX века французский философ Дестют де Траси (1751-1836)
Идеология – это схематичная систематизация идей и их соотношений в форме непротиворечивой составной конструкции в прямой привязке этой конструкции к обществу.
Фашизм социализм либерализм. Все три идеологии тем или иным образом коренятся в Реформации и социально-религиозных воззрениях протестантизма.
Образ врага- это целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, которое начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками.
Общество потребления- это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющего смысл структурного закона выживания современного мира.
Депривация
Усиление
Иррациональные элементы
Уровни противоречий
31. Типология и особенности критических ситуаций (+32 фруст поведения)
Стресс (как критическое событие и как перманентное жизненное состояние)
Фрустрация(наличие мотивированности достичь цель и наличие преград, препятствующих этому достижению) Виды поведения: Стереотипия – слепое повторение фиксированного поведения
Апатия
Агрессия и деструкция
Регрессия- периоды жизни индивида или падение качества исполнения.
Типы поведения:
1.Мотивосообразное – не явл фрустрационным
2.
3.
4.
Конфликт
Кризис(вызывает рост напряжения) 2 рода : кризис первого
Актуальность конфликтологии.
Рост конфликтов во всех сферах социального взаимодействия является уже приметой нашего времени.
Мы оказались в новой точке эволюционного развития, когда человечество осознанно берет на себя ответственность за свое дальнейшее существование. Если раньше уповали на высшие силы, то сегодня девизом современной жизни становится выражение «Помоги себе сам». В этом аспекте конфликтология приобретает актуальность как «средство профилактики конфликта».
Конфликтология, имея теоретические и практические знания, стремиться помочь людям эффективно действовать в конфликтных ситуациях. Она обучает средствам и методам их разрешения.
· Рост числа конфликтов на микро- и макроуровнях (крупномасштабные политические конфликты, 5 лет не проходит без конфликта, частая смена форм правления в XX веке; рост числа населения, экономические и социальные проблемы);
· Усложнение мировой структуры (погоня за инновациями, повышение темпов развития общества – плата на психологическом уровне, внутриличностный конфлит);
· Нарастание темпов социальной жизни (большее число дел и проблем за единицу времени. Тоффлер: психологические ресурсы человека не беспредельны, и за повышение роста нужно платить на психологическом уровне, либо необходимо сбавить обороты развития);
· Низкая конфликтологическая культура населения;
· Рост количества не только психологических, но и юридических проблем (увеличение количества исковых заявлений).
Периодизация истории отечественной конфликтологии:
Первый период – до 1924(зарождение и развитие конфликтологических идей, конфликт как самостоятельное явление не выделяется).
Второй период - 1922-1992(Зарождение и развитие конфликтологических наук :
-первый этап- 1924-1935 1-ая волна научных публикаций в рамках отдельных наук
-второй этап-1935-1949 спад интенсивности в изучении проблемы конфликта
-третий этап- 1949-1972 возрождение интереса к проблеме конфликта и проведение первых диссертационных исследований конфликтов
-четвертый этап- 1972-1992 формирование концептуальных подходов к конфликту как научной проблеме
Третий период с 1992 по настоящее время(появление первых междисциплинарных исследований, конфл-ия формируется как самостоятельная наука).