Этнография и танцевальный фольклор народов россии
ПРИВЕЗТИ НА СЕССИЮ
ЭТНОГРАФИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ РОССИИ
Вопросы к экзамену (зачету) для студентов 3 курса
1. Этнический состав народов европейской части Российской Федерации
2. Духовные и бытовые традиции этносов Урало-Волжского региона
3. Хозяйственно-культурные особенности народов европейского Севера
4. Этносы Сибири, Алтая и Дальнего Востока
5. Национальные и этнокультурные процессы в современной России. Явление «благотворительной сегрегации»
6. Понятие «фольклор». Синкретизм фольклора
7. Танцевальный фольклор как явление духовной культуры народов
8. Мифологические корни традиционного народного танца
9. Народная хореография в календарно-обрядовой цикле
10. Дохристианский и христианский календарь народов России
11. Взаимосвязь народного танцевального искусства с песенным, инструментальным и игровым народным творчеством
12. Эволюция народного танца под влиянием городской и европейской культуры
13. Методические основы сбора и изучения традиционного танцевального фольклора
14. Методы этнографического исследования
15. Фольклорно-этнографические экспедиции: цели, задачи, организация и проведение
16. Использование танцевального фольклора в современной хореографической практике
Экзаменационные (зачетные) задания студента.
1. Ответить по выбору на 1-2 вопроса. Предоставить электронный вариант ответа с ссылками на источники и литературу. Оформить с указанием на титульном листе дисциплины, темы, ФИО, № группы, профиль, город, год по образцу курсовых работ.
2. Предоставить печатный и электронный вариант основных терминов по дисциплине. Знать их определение. Всего не менее 10.
3.Выполнить нижеследующие задания.
Задание 1. Изготовление видео или фото презентаций
Избрать один – два, либо родственную группу из ниже перечисленных народов РФ, Казахстана, мира Дать краткую характеристику хозяйства и культуры: среды обитания, количества, этнографических особенностей быта - жилища, поселения, хозяйственных построек, деятельности, костюма, верований, обрядов и обычаев; фольклора, воспитания детей, с соответствующими иллюстрациями. Указать ФИО, № группы, город, год.
Примерный образец презентации прилагается.
Темы презентаций
1. Этносы Казахстана (на выбор, преимущество наиболее редким народам)
2. Этносы Севера России - ханты, манси, селькупы, ненцы, энцы, кеты, эвенки.
3. Народы Сибири, Алтая - буряты, якуты, тувинцы, алтайцы, хакасы, чукчи, нанайцы, коряки, селькупы,«кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы»; малочисленные - алеуты, чулымцы, ороки, тазы, энцы, алюторцы и кереки.
4. Коренные народы Дальнего Востока - чукчи, коряки, эскимосы, нивхи, камчадалы, юкагиры, тунгусы, алеуты, гиляки, натки, ачаны, гольдики, солоны, дауры, дючеры и др.
5. Народы европейского Севера: карелы, вепсы, коми-пермяки, саамы.
6. Народы Поволжья: мордва, марийцы, чуваши и др.
Задания 2.
Предоставить литературу (публикаций) по этнографии и танцевальному фольклору народов России, Казахстана.
доцент кафедры хореографии,
канд. филол. наук Ованесян Лариса Геннадьевна
Тематический план
Тема 1. Этнография как наука. Предмет и задачи этнографии
1. История возникновения этнографии как науки. Предмет и задачи этнографии.
2. Этнос и этнические черты. Компоненты этноса в традиционной бытовой культуре: жилье, пища, одежда, семья и община, основные занятия, верования.
3. Связь этнографии с гуманитарными и естественными науками.
4. Этнография и этнология.
Литература
1. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. – Л., 1991.
2. Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М., 2001.
3. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М., 1982.
Тема 2. Классификация народов России
1. Классификация народов мира по Ю.В. Бромелю: географическая, языковая, хозяйственно-культурная.
2. Этническая карта народов Российской Федерации. Языковые семьи: индоевропейская, урало-юкагирская, алтайская, чукотско-камчатская, эскимосско-алеутская, северо-кавказская.
3. Культурно-этнические процессы в период индустриализации и новейших технологий в IXX–XXI веках.
Литература
1. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России: Учебник. – М., 1996.
2. Бромлей Ю.В. Этносы и этнография. – М., 1973.
3. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность – М., 1987.
4. Карлов В.В. Введение в этнографию народов СССР (стадиальные закономерности и локально исторические особенности этнокультурных процессов в XIX–XX веках): Учебное пособие. – М., 1990.
5. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном городе. – М., 1987.
6. Этнография. – М., 1982.
Тема 3. Восточно-славянские народы Российской Федерации: расселение, особенности языка, хозяйство, культурные традиции
1. Группы восточных славян: русские, белорусы украинцы. Особенности языка, обычаев. Территория проживания, миграционные процессы XIX–XX веков. Процентное соотношение восточно-славянских народов в России после распада СССР.
2. Первые славянские племена в описании древнерусских летописей. Историко-этнические процессы, способствующие формированию славянских народов.
3. Земледелие и скотоводство – основной вид жизнедеятельности славян. Календарно-религиозные традиции крестьян в обработке земли, разведении скота. Рыболовство, пчеловодство и обряды связанные с этими промыслами.
4. Старообрядчество: история возникновения, особенности быта и верований. Старообрядческие согласия.
5.Казачество – военно-служилое население России. Формирование сословия казаков. Отражение воинского долга и воинской службы в культурных традициях. Земледельческие обычаи в жизни казачества. Национальный состав российских казаков.
Литература
1. Зеленин Д.К. Восточно-славянская этнография. – М.,1991.
2. История, культура, этнография и фольклор славянских народов. – М., 1978.
3. Мамонов В.Ф. Рождение казачества Урала. – Магнитогорск, 1993.
Тема 4. Народы европейской части России. Этнический состав, особенности хозяйственно-культурной деятельности (2 часа)
1. Неславянские народы европейской части России и история заселения Волго-Камья.
2. Казанские татары, чуваши, башкиры, мордва, удмурты, марийцы. Республики Поволжья: Марий Эл, Чувашия, Татарстан.
3. Коренное население уральского региона. Материальная и духовная культура мордовского, удмуртского, башкирского этносов.
4. Народы европейского Севера: карелы, вепсы, коми-пермяки, ненцы и саамы. Краткая характеристика хозяйства и культуры.
Литература
1. Древние этнические процессы Волго-Камья. – Йошкар-Ола, 1985.
2. Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. – М., 1978.
3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – М., 1974.
4. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М., 1967.
5. Этническая история народов Урала и Поволжья. – Уфа, 1976.
И духовной культуры
1. Этногенез и этническая история народов Сибири, Алтая и Дальнего Востока.
2. Буряты, якуты, тувинцы, алтайцы, хакасы: численность, особенности хозяйства и культуры.
3. Малые народы Севера – ненцы, эвенки, ханты, чукчи, нанайцы, манси, коряки, селькупы как хранители древних обычаев, языка, традиций.
4. Национальные и этнокультурные процессы в современной России. Явление благотворительной сегрегации (Мельников М.Н.)
Литература
1. История Сибири. – Л., 1968, т.2.
2. Этногенез и этническая история народов Севера. – М., 1975.
3. Социальная организация и культура народов Сибири. – М., 1974.
4. Этносы и этнические процессы. – М., 1993.
5. Соколова З.П. Народы Западной Сибири: этнографический альбом. – М., 2007. – 342 с.: ил.
Духовной культуры
1. Понятие духовности как воззрение на Космос, Природу, Человека. Культ и культура в народной традиции.
2. Танец – внешнее проявление внутреннего духа (Эндрю Тед). Мифологические аспекты происхождения танцевальной культуры. Семиотика основных знаковых фигур и геометрии хороводов и плясок: крест, круг, змейка, клубок (улитка)
3. Понятие "фольклор". Синкретизм фольклора. Взаимосвязь песенного, танцевального, и инструментального народного искусства и игры.
4. Отражение материальной и духовной культуры в народном танце. Традиционный народный костюм: типология, функциональность.
5. Современное состояние танцевального фольклора народов России. Традиционный народный танец и профессиональное искусство.
6. Классификация народного танца (по Климову А.А.)
7. Некоторые особенности национальной хореографии народов России. Связь традиционного танца с трудовыми и магическими обрядами. Шаманизм.
Литература
1. Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира: учеб. пособие – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Балашева С.С., Шепталинская Т.С. Фольклор и фольклориум, // Спутник учителя музыки. – М., 1993.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М., 1964.
4. Заикин И., Заикина И.А. Областные особенности русского народного танца. – Орел. 1999.
5. Заикин Н. Фольклорный танец и его сценическая обработка. – М., 1991.
6. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1994.
7. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. – М.: 1975.
8. Широков А. Музыка русского народного танца. – М., 1988.
9. Танцевальный фольклор СССР. – М., 1955. вып.2-4.
10. Тед Эндрюс. Магия танца. – М., 1996.
11. Энциклопедия символов. – М, 1999.
Цикле
Дохристианский и христианский годовой цикл народных праздников. Космогоничность народных обрядов и праздников. Праздник – время созидания и общения с богами. Солнце, Луна и звезды как значимые элементы обрядов. Солярные хороводы зимнего, весенне-летнего и осеннего периодов. Орнаментальные и сюжетные игровые хороводы: «Плетень», «Клубок», «Капустка», «А мы просо сеяли», «Вася-Василёщик», «Как за нашим за двором», «Змейка».
Танец – часть песенно-инструментальной культуры. Эстетика и функциональность как признаки фольклорного танца. Эволюция традиционного танца в народной культуре под влиянием городской и европейской культуры XVIII–XIX вв. «Полька», «Кадриль», «Лансье», «Падеграс», «Реченька», «Коробейники», «Вальс» в крестьянской и городской среде.
Взаимообусловленность народной хореографии с трудовыми процессами, жизнью общины и семейно-бытовыми обычаями.
Литература
1. Каплин Н.С. Сохранение хореографической культуры эвенкийского народа в социально-культурной деятельности. – М., 1979.
2. Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1994.
3. Лазарева Л.Н. Календарно-обрядовые праздники Урала: Учебное пособие. – Челябинск, 2000.
4. Мельник А.И. Танцевальное творчество русского населения Енисейского, Мотыгинского, Богучанского, Кежемского районов Красноярского края. – Красноярск, 1993.
5. Народный месяцеслов. – М., 1991.
6. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., 1993.
7. Обряды и обрядовый фольклор. – М.: 1982.
8. Поэзия крестьянских праздников / сост. Земцовский И.И. – М., 1973.
9. Рожнова П.К. Радоница. Российский народный календарь. М., 1992.
10. Танцует Торжок. – М., 1971.
11. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири / Под ред. Л.М. Русакова, А.И. Миненко. – Новосибирск: 1987.
12. Чернышева М.Б. Кадрильные песни в восточном Подмосковье. Аутентичный танец // Народное творчество. 1995. №6.
Литература
2. Круглов Ю.Г. Фольклорная практика: Пособие для студентов, преподавателей педагогических институтов. – М., 1979.
3. Медведева В.Н. Фольклорная практика в музыкальном ВУЗе: Учебно-методическое пособие. – М., 1993.
4. Морохин Н. Методика собирания фольклора. – М.: 1990.
5. Соколов А.А. Проблема изучения танцевального фольклора//Методы изучения фольклора. – Л., 1983.
ПРИВЕЗТИ НА СЕССИЮ
ЭТНОГРАФИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ РОССИИ
Вопросы к экзамену (зачету) для студентов 3 курса
1. Этнический состав народов европейской части Российской Федерации
2. Духовные и бытовые традиции этносов Урало-Волжского региона
3. Хозяйственно-культурные особенности народов европейского Севера
4. Этносы Сибири, Алтая и Дальнего Востока
5. Национальные и этнокультурные процессы в современной России. Явление «благотворительной сегрегации»
6. Понятие «фольклор». Синкретизм фольклора
7. Танцевальный фольклор как явление духовной культуры народов
8. Мифологические корни традиционного народного танца
9. Народная хореография в календарно-обрядовой цикле
10. Дохристианский и христианский календарь народов России
11. Взаимосвязь народного танцевального искусства с песенным, инструментальным и игровым народным творчеством
12. Эволюция народного танца под влиянием городской и европейской культуры
13. Методические основы сбора и изучения традиционного танцевального фольклора
14. Методы этнографического исследования
15. Фольклорно-этнографические экспедиции: цели, задачи, организация и проведение
16. Использование танцевального фольклора в современной хореографической практике
Экзаменационные (зачетные) задания студента.
1. Ответить по выбору на 1-2 вопроса. Предоставить электронный вариант ответа с ссылками на источники и литературу. Оформить с указанием на титульном листе дисциплины, темы, ФИО, № группы, профиль, город, год по образцу курсовых работ.
2. Предоставить печатный и электронный вариант основных терминов по дисциплине. Знать их определение. Всего не менее 10.
3.Выполнить нижеследующие задания.
Задание 1. Изготовление видео или фото презентаций
Избрать один – два, либо родственную группу из ниже перечисленных народов РФ, Казахстана, мира Дать краткую характеристику хозяйства и культуры: среды обитания, количества, этнографических особенностей быта - жилища, поселения, хозяйственных построек, деятельности, костюма, верований, обрядов и обычаев; фольклора, воспитания детей, с соответствующими иллюстрациями. Указать ФИО, № группы, город, год.
Примерный образец презентации прилагается.
Темы презентаций
1. Этносы Казахстана (на выбор, преимущество наиболее редким народам)
2. Этносы Севера России - ханты, манси, селькупы, ненцы, энцы, кеты, эвенки.
3. Народы Сибири, Алтая - буряты, якуты, тувинцы, алтайцы, хакасы, чукчи, нанайцы, коряки, селькупы,«кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы»; малочисленные - алеуты, чулымцы, ороки, тазы, энцы, алюторцы и кереки.
4. Коренные народы Дальнего Востока - чукчи, коряки, эскимосы, нивхи, камчадалы, юкагиры, тунгусы, алеуты, гиляки, натки, ачаны, гольдики, солоны, дауры, дючеры и др.
5. Народы европейского Севера: карелы, вепсы, коми-пермяки, саамы.
6. Народы Поволжья: мордва, марийцы, чуваши и др.
Задания 2.
Предоставить литературу (публикаций) по этнографии и танцевальному фольклору народов России, Казахстана.
доцент кафедры хореографии,
канд. филол. наук Ованесян Лариса Геннадьевна
Тематический план