Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ п/п | Наименование разделов и тем | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства | |
История мировой культуры | ОК-1 | О, Т | ||
Культура современного общества. | ОК-5 | Д, О, ДИ | ||
Этнокультурные и конфессиональные особенности народов России | ОК-3 | Д, О, ДИ |
*Формы текущего контроля: доклад (Д), дискуссия (ДИ), опрос (О), тестирование (Т).
Текущий контроль
Тестирование
Тестирование - это инструмент оценивания обучающихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
а) типовые вопросы:
1. Классическая культура предполагает… | 1. разочарование в возможностях рационального осмысления бытия; 2. скептическое отношение к преобразованию мира, не укладывающееся ни в какие теоретические схемы; 3. иррациональность мира, постигаемого лишь путем интуитивного мистического проникновения; 4. господство рационального – теоретической парадигмы. |
2. Раздел культурологического знания, акцентирующий внимание на том, что культура постепенно делает своим объектом отношение человека к природе называется | 1. культурная антропология 2. социология культуры 3. художественной культурой; 4. экология культуры. |
3. Становление культурной антропологии, как науки начинается с…………….периода | 1. психологического 2. функционального 3. исторического 4. этнографического. |
4. Культурно-аналитический метод понимания человеком собственного бытия и собственного духовного существования называется… | 1. синергетическим 2. морфологическим 3. герменевтический 4. функциональным. |
5. Отличительной чертой культуры является неукоснительное следование существующим образцам поведения, жизнь по заданным канонам | 1. этническая 2. массовая 3. инновационная 4. традиционная. |
б) критерии оценивания компетенций (результатов):
Предлагаемые тестовые задания относятся к категории закрытых тестов, т.е. каждый вопрос сопровождается уже готовыми вариантами ответов. Во всех вопросах правильным является один из числа предложенных вариантов ответов.
- менее 50 % верных ответов – отметка «неудовлетворительно»,
- от 51 до 70 % верных ответов – отметка «удовлетворительно»,
- от 71 до 90 % верных ответов – отметка «хорошо»,
- от 91 до 100 % верных ответов – отметка «отлично».
Доклады
Доклад – это развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично. Он является разновидностью самостоятельной научной работы обучающегося. Тему для доклада студенты обычно выбирают из списка, составленного преподавателем. Однако обучающиеся могут предложить и свою тему, если она не выходит за рамки учебного курса и дополняет материал предыдущей лекции. Материал по теме часто собирается из нескольких достоверных источников (учебники, научная литература). Студент должен проанализировать его, выделить наиболее важные факты, обобщить и написать текст доклада, выдержанный в научном стиле. На выступление каждому докладчику выделяется не более 5 минут. Доклад должен состоять из вступления (название темы, перечисление источников, связь с предыдущими докладами), основной части и заключения (выводы, значение рассмотренного вопроса). Во время доклада студент может использовать наглядный материал (таблицы, графики, иллюстрации и т.д.). По окончании доклада присутствующие на занятии могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения. Работая над докладом, студент закрепляет полученный на лекциях материал, приобретает научно-исследовательские умения, а также приобретает опыт публичного выступления.
а) примерная тематика докладов:
1. Культурология как интегративное знание.
2. Проблема генезиса (происхождения) культуры.
3. Значение культуры в становлении личности.
4. Соотношение изменчивости и устойчивости в культурном существовании.
5. Организационная культура: понятие, генезис, свойства.
6. Факторы, определяющие специфику организационной культуры.
7. Уровни организационной культуры.
8. Организационная культура и ее роль в формировании специалиста в области управления.
9. Концепции организационной культуры.
10. Концепции организационной культуры индустриального общества («классическая школа», «школа человеческих отношений», «социальная система»).
11. Концепция организационной культуры постиндустриального общества.
12. Методы поддержания культуры организации.
13. Влияние организационной культуры на результаты деятельности.
14. Правила формирования эффективной организационной культуры.
15. Коммуникационные технологии и их использование для укрепления организационной культуры
16. Культура управления.
17. Проблема преемственности в культуре.
18. Массовая культура и элитарная культура как полюса культурного пространства.
19. Формирование организационной культуры: содержание, принципы, этапы.
20. Оценка и самооценка организационной культуры.
21. Изменение организационной культуры: содержание, принципы, методы.
22. Управление изменениями организационной культуры: содержание, принципы, направления.
23. Этапы управленческой деятельности по изменению организационной культуры.
24. Особенности формирования организационной культуры российских компаний социальной сферы.
25. Преодоление сопротивления изменениям организационной культуры.
26. Культура мышления.
27. Формирование стилей мышления в рамках совершенствования управленческой деятельности.
28. Понятие стиля управления организационной культурой.
29. Типология стилей управления организационной культурой.
30. Организационная культура России.
Тематика докладов носит примерный характер и не исключает того, что обучающийся может выбрать иную интересующую его тему при условии предварительного ее согласования с преподавателем.
б) критерии оценивания компетенций (результатов):
Обучающийся, который подготовил доклад, выступает с ним на семинаре по соответствующей теме. По итогам проделанной докладчиком работы преподаватель выставляет отметку по пятибалльной системе, руководствуясь такими критериями, как:
- общий объем собранного материала и умение его систематизировать,
- глубина и обоснованность собственных суждений автора,
- умение представлять результат работы в форме публичного выступления, излагать и аргументировать свою точку зрения по изученному вопросу,
- грамотность и лаконичность письменной и устной речи докладчика,
- соблюдение технических требований к оформлению работы.
Эти требования заключаются в следующем.
1) Доклад должен иметь титульный лист с указанием темы, фамилии, имени и отчества автора, факультета, курса и группы, где он обучается, года написания работы.
2) Объем электронной версии доклада – 10-12 страниц. Текстовый редактор – Microsoft Word, гарнитура – Times New Roman. Абзацный отступ – 1,25 см. Размер шрифта основного текста – 14 кегль, заголовков – 14 кегль полужирный, сносок – 12 кегль. Поля: левое, правое, нижнее и верхнее – по 2 см. Междустрочный интервал – полуторный. Выравнивание основного текста - по ширине. Страницы нумеруются.
3) Текст работы должен содержать ссылки на используемую литературу, оформленные в виде сносок. Сноски размещаются в нижней части листа, т.е. под основным текстом, и имеют постраничную нумерацию. В сноске указываются:
- (для учебников, учебных пособий, монографий) фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, страница;
- (для статей в сборниках) фамилия и инициалы автора, название статьи, название сборника, место и год его издания, страница;
- (для статей в журналах) фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год его издания, номер, страница;
- (для электронных ресурсов) адрес ресурса и дата обращения к нему.
Образец:
1. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. М., 2013. С. 46.
2. Федотова И.Н. Тюремное служение Русской православной церкви на рубеже XX-XXI вв. // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века : материалы XI Международной научной конференции. Иваново, 2012. С. 301.
3. Арчаков М.К. Религиозно-политический экстремизм в России // Религиоведение. 2010. № 1. С. 119.
4. Официальный сайт Русской православной церкви Московского патриархата – URL: http://www.patriarchia.ru (дата обращения: 20.01.2015).
4) В конце работы размещается составленный в алфавитном порядке список использованной литературы.
Образец:
1. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2000. – 159 с.
2. Религиоведение : учеб. пособие / под ред. М.М. Шахнович. СПб., 2012. – 448 с.
3. Религиоведение : энциклопедический словарь / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. М., 2014. – 1256 с.
4. Рыженков А.Я. Юридическая личность религиозной организации. Волгоград, 2004. – 224 с.
5. Февралева Л.А. Современные верующие через призму социологии // Мировоззренческие предпочтения жителей Владимирского края: история и современность : сборник статей. Владимир, 2003. – С. 33-47.
6. Федотова И.Н. К вопросу о введении института штатного тюремного духовенства в России // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : Материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Томский ИПКР ФСИН России. – Томск, 2014. Вып. 2. – С. 107-113.
Опрос
Опрос – это монологический ответ обучающегося на вопросы преподавателя. Вопрос задается группе, после чего вызывается обучающейся. После его ответа преподаватель просит дополнить, уточнить, исправить ответ. Делает замечания сам по ответу и выставляет оценку. После чего задает следующий вопрос и таким образом опрашивает от 3 до 6 человек. На ответ отводится в среднем 5-10 минут.
а) примерный перечень вопросов:
Раскройте понятия:
1. культура
2. культурология
3. социокультурная динамика
4. культурный лаг
5. инкультурная социодинамика
б) критерии оценивания компетенций (результатов):
Оценку «отлично» рекомендуется выставлять, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание заданного вопроса, не затруднялся с ответом на дополнительные вопросы преподавателя, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументированно излагать материал, не допуская ошибок.
Оценку «хорошо» рекомендуется выставлять, если обучающийся показал знание по заданному вопросу, правильно, по существу и последовательно изложил содержание вопроса, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей.
Оценку «удовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся содержание вопроса изложил поверхностно, без должного обоснования, допустил неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушил последовательность в изложении материала, испытывал затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.
Оценку «неудовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся при ответе на вопрос допустил существенные ошибки, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.
Дискуссия
Дискуссия – это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.
а) примерный перечень вопросов для дискуссии:
1. Сублимация по Фрейду и десублимация по Маркузе.
2. Соотношение личности и творчества.
3. Роль ценностного компонента в жизни людей.
4. Культурная значимость морали.
5. Социокультурные функции права.
б) критерии оценивания компетенций (результатов):
Оценку «отлично» рекомендуется выставлять, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, принимает активное участие в дискуссии, при обсуждении исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание заданного вопроса, не затруднялся с ответом на дополнительные вопросы преподавателя, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументированно излагать материал, не допуская ошибок.
Оценку «хорошо» рекомендуется выставлять, если обучающийся показал знание по дискуссионному вопросу, правильно, по существу и последовательно изложил содержание вопроса, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей.
Оценку «удовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся содержание дискуссионного вопроса изложил поверхностно, без должного обоснования, допустил неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушил последовательность в изложении материала, испытывал затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.
Оценку «неудовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся при ответе на дискуссионный вопрос допустил существенные ошибки, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.