Кадровое обеспечение деятельности
Статистические данные по кадровому составу работников клубных учреждений неоднозначные, ввиду изменения формы статистического наблюдения в 2015 году, однако, анализ данных по основному персоналу, и в процентном соотношении, дает достаточно достоверную информацию. По данным ГИВЦ Минкультуры России с 2001 по 2016 год количество работников в культурно-досуговых учреждениях (основной персонал) выросло с 150208 человек до 179489 человек, то есть, в 1,19 раза. Вырос и процент специалистов, имеющих высшее и средне-специальное образование, доля таких специалистов в рамках основного персонала увеличилась с 63,7% до 65,8% (в 1,03 раза), следовательно, прирост в большей степени осуществлялся за счет приема на работу людей, имеющих специальное или высшее образование. Данное улучшение качественного состава работников учреждений клубного типа объясняется во многом проводимой в последние годы оптимизацией штатного состава, в том числе и в целях повышения средней заработной платы. Сокращение штатных расписаний клубных учреждений, в первую очередь, коснулось работников, не имеющих специального среднего или высшего образования. Вместе с тем, нельзя не отметить проблему старения кадров, которая становится все более острой в ситуации низкой мотивации у выпускников профильных учебных заведений, которые в подавляющем большинстве устраиваются на работу в коммерческие организации.
Необходимо также отметить, при общем росте числа творческих специалистов их распределение внутри регионов страны осуществляется неравномерно. Наблюдается переизбыток кадров в городах и их дефицит в сельских территориях.
В клубной деятельности в России наблюдается большой дефицит в таких специалистах, как: аккомпаниаторы, руководители ансамблей народных и духовых инструментов, режиссеры, культорганизаторы, инженеры осветительной, звуковой техники (свето-, звукооператоры). Построение многофункциональной модели учреждения культуры клубного типа невозможно без специалистов, которые владеют технологиями менеджмента, опирающимися на стратегическое планирование, маркетинговые исследования, пиар и фандрайзинг, социокультурное проектирование и др.
Требуется подготовка кадров, владеющих инновационными технологиями организации социально-культурного творчества и развивающего рекреативно-развлекательного досуга, а также социально-культурной поддержки людей с особенностями физического развития, участия в деятельности по социокультурной адаптации лиц с нарушениями социализации и отклоняющимся поведением, помощи в семейном воспитании детей, социокультурной адаптации мигрантов.
Нехватка специалистов, способных нести организационную и финансовую ответственность за реализацию творческих проектов, в настоящее время служит одной из ключевых причин замедленного поступательного развития клубной деятельности в России.
Основным путем решения кадровой проблемы является подготовка (переподготовка) профессиональных кадров, направленная на удовлетворение реальных потребностей социально-культурной сферы.
В целях повышения качества профессиональной подготовки творческих кадров в области социально-культурной сферы необходимы:
1. Разработка профессионального стандарта направлений подготовки, обеспечивающих развитие клубной деятельности: «Социально-культурная деятельность», «Народная художественная культура» и др.
2. Расширение профилей подготовки по федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, возвращение в ФГОС ВО таких профилей, как «руководитель оркестра (ансамбля) народных музыкальных инструментов», «руководитель фольклорной студии», «руководитель духового оркестра» и т.д. по направлению «Народная художественная культура».
3. Уточнение в рамках ФГОС ВО и СО профессиональных компетенций с учетом реалий современного клубного дела.
4. Создание Совета «Образовательная организация – работодатель» при Государственном Российском Доме народного творчества имени В.Д.Поленова (как федеральном методическом центре в клубной сфере) для координации развития направлений подготовки, обеспечивающих специалистами клубные учреждения.
5. Инициирование от имени Минкультуры России для согласования на правительственном уровне возможности государственного целевого распределения специалистов, выпускников вузов и колледжей культуры.
Важнейшими задачами в деле совершенствования профессиональной переподготовки в социально-культурной сфере являются:
- расширение практики сотрудничества региональных и муниципальных методических центров в клубной сфере с образовательными учреждениями;
- введение в учебные программы курсов, направленных на теоретическое и практическое освоение дефицитных в клубной сфере профессий.
Особое значение приобретает дополнительное образование управленческих и творческих кадров, направленное на их профессиональное развитие, обеспечение соответствия квалификации работников меняющимся условиям деятельности и социальной среды.
Повышение квалификации творческих кадров предполагает постоянный обмен знаниями, умениями, навыками и накопленным опытом. В этой связи большее распространение должны получить интерактивные формы организации учебной деятельности (круглые столы, мастер-классы, творческие лаборатории и мастерские, деловые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, творческие школы), в том числе с использованием современных аудиовизуальных средств и информационных технологий.
Одним из дополнительных путей решения кадровой проблемы в сельской местности является трехстороннее соглашение на обучение студентов в ВУЗах и ССУЗах с последующей лимитированной отработкой в сельской территории по полученной специальности. Наряду с этим необходимо обеспечить экономические условия для закрепления квалифицированных творческих кадров в сельской местности, такие как: стимулирующие надбавки за работу в сельской местности (необходима узаконенная необходимость таких надбавок), приобретение жилья.
Также дополнительной возможностью эффективного использования кадрового потенциала должно стать внесение изменений в Постановление Минтруда и социального развития РФ от 30 июня 2003 года № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", в котором определено, что на условиях месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, могут работать только: концертмейстеры, балетмейстеры, хормейстеры, аккомпаниаторы, художественные руководители. Данный список необходимо дополнить такими специалистами, как: руководители клубных формирований (и другие специалисты клубных формирований), режиссеры, свето-, звукооператоры и т.д. Кроме того, установить нормативно должностные оклады руководителям клубных формирований (и другим специалистам клубных формирований) за 3 часа работы в клубном формировании в день, а аккомпаниаторам - за 4 часа работы в день (дополнительный час на подбор репертуара и подготовку инструмента).
Это позволит повысить уровень материальной обеспеченности данных специалистов и в полной мере использовать их потенциал.