Понятие организационной культуры
Организационная культура
Гирт Хофстеде
г
i
ОБЗОР
Понятие «организационная культура» в литературе стало популярным с начата 1980-х гг. Для него нет единого определения, но все авторы единодушно сходятся на том, что это нечто целостное, исторически определенное, связанное с объектами изучении антропологов, созданное обществом, ненавязчивое и с трудом поддающееся изменениям. Это то, чем обладает любая организация, или, с другой точки зрения, то, что она собой представляет.
Организационную культуру1 следует отличать от национальной. От поверхностного уровня до глубин культура проявляется через символы, героев, ритуалы и ценности. В основном национальные культуры различаются на уровне ценностей, а организационные — па уровне символов, национальных героев и ритуалов; все это вместе получило название «практика».
Различия в национальных культурах изучались на примере 50 стран. В результате проведенных исследований было выявлено пять независимых аспектов ценностей: дистанция власти; индивидуализм в сравнении с коллективизмом; мужествен-
ность в сравнении с женственностью; избегание неопределенности; долгосрочная ориентация в сравнении с краткосрочной. Неодинаковость национальных культур отражается, во-первых, на решениях организационных проблем, а во-вторых, на степени применимости управленческих теорий а различных странах. Именно национальные культуры определяют предпочтительные направления формирования организаций и способы мотивации сотрудников. Например, культура ограничивает свободу выбора в процессе оценки результатов, управления по целям, стратегического менеджмента и гуманизации труда.
Исследование организационных культур определило наличие шести независимых измерений культуры: культура, ориентированная на процесс, в сравнении с культурой, ориентированной на результат; ориентированная на деятельность в сравнении с ориентированной на сотрудников; профессиональная в сравнении с цеховой; открытая система в сравнении с закрытой; с жестким контролем в сравнении со слабым контролем; прагматическая в сравнении с нормативной (предполагающей оценку). По отношению к этим измерениям позиция организации час-
1 По проблемам организационной культуры см., например: Шейп Э. X. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2002; Камерон Я"., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. - СПб.: Питер, 2001; СпивакВ.А. Корпоративная культура. -СПб.: Питер. 2001.
314 Управление человеческими ресурсами
тично определяется спецификой бизнеса или отрасли, в которой она функционирует. Какое количество этих измерений наличествует, также связано с рядом других "жестких" характеристик организации. Это приводит к умозаключениям на тему, можно или нельзя управлять организационной культурой.
Управление международным бизнесом предполагает учет одновременно как национальных, так и организационных культурных различий. Организационная культура легко поддается управлению, в то время как национальная культура может восприниматься управлением только как существующий факт; организационная культура может быть общей для людей разных национальностей независимо от разделяющих их границ.
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Понятие «организационная культура» (в оригинале используется «organization culture», в американских источниках чаще используется -«organizational culture») стало популярным в английском языке с начала 1980-х гг. (Pettigrew, 1979; Schein, 1985). В литературе по вопросам управления также часто используется термин ^корпоративная культура» (Deal and Kennedy\ 1982). Самое первое понятие, появившееся в 1950-х гг., было «организационный климат». Различия между «культурой» и «климатом» — вопрос только определения; в литературе нет однозначного согласия по этому вопросу. «Культура» чаще используется как более долгосрочная и стабильная характеристика организации, а «климат» — как краткосрочная, более изменчивая (см. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ).
С начала 80-х гг. в литературе интенсивно развивается представление об организационной культуре как явлении, присущем многим областям. «Культура» стала увлечением менеджеров, консультантов и ученых, имеющих различные интересы. Важную роль в такой популяризации сыграла книга, написанная Т. Дж. Питерсом и Р. X. Уотерменом «In Search of Excellence» («В поисках эффективного управления»). Авторы утверждали, что лучшие американские компании характеризуются сильными, доминирующими, гармоничными культурами, в которых «предполагается, что люди на любом уровне организации знают, что им нужно делать в большинстве ситуаций, так как небольшое количество ценностей, направляющих их деятельность, кристально ясно» (Peters and Waterman, 1982).
Поскольку эта концепция достаточно скоропалительна, литература по организационной культуре включает выдающуюся коллекцию бодрых речей, военных рассказов и несколько проницательных исследований ситуаций. Системное исследование — редкость: исследование Т. Дж. Питерса и Р. X. Уотермена «эффективно управляемых компаний», например, не соответствует научным стандартам.
Тем не менее организационная культура оказалась не просто увлечением. Она заняла свое место в организационной теории и приобретает такой же статус, как и структура, стратегия или контроль.
Хотя нет единогласно принятого определения, большинство авторов соглашаются, что организационную/корпоративную культуру можно характеризовать следующими параметрами:
Организационная культура 315
1. Целостность, системность (описывается как единое целое, нечто большее, чем простое сложение всех составляющих).
2. Историческая определенность (отражает историческое развитие организации).
3. Связанность с объектами изучения антропологов (например ритуалы и символы).
4. Сформированность на социальной основе (создается и поддерживается группой людей, которые вместе формируют организацию).
5. Ненавязчивость, мягкость воздействия (хотя Т. Дж. Питере и Р. X. Уотер-
мен уверяют своих читателей, что «ненавязчивость значит твердость»).
6. С трудом поддается изменениям (хотя авторы не пришли к единому мнению о том, насколько тяжело).
Все эти характеристики организации по отдельности обсуждались в литературе несколько десятилетий; в результате появилось нечто новое, а именно объединение их в единую концепцию.
По взглядам на организационную культуру авторов можно разделить на два направления: одни считают — это то, чем обладает любая организация, а другие — то, чем она является (Smircich, 1983). Первое утверждение привело к созданию аналитического подхода и к увлеченности изменениями в организации. Оно преобладает среди менеджеров и консультантов по вопросам управления. Второе послужило появлению синтетического подхода и пристального внимания к вопросам понимания культуры, что почти исключительно является прерогативой исследований академической науки. Здесь будет рассмотрен первый подход (организация обладает культурой), но с учетом некоторых принципов второго подхода — особенно когда дело касается культуры как единого целого.