Часть 4. лексические нормы
СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСАМ
«КУЛЬТУРА РЕЧИ»,
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»,
«КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
Екатеринбург 2015
Веснина Л.Е.
Сборник контрольных работ по курсам «Культура речи», «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение» / Л.Е. Веснина. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2015.
Сборник предназначен для осуществления контроля и оценки знаний по дисциплинам «Культура речи», «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение» (блок «Культура речи») студентов УрГПУ очной и заочной форм обучения различных специальностей.
Содержание
Содержание………………………………………………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………………………….4
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы…………………5
Список рекомендуемой литературы……………………………………………………9
Вариант 1………………………………………………………………………………..12
Вариант 2………………………………………………………………………………..15
Вариант 3………………………………………………………………………………..18
Вариант 4………………………………………………………………………………..21
Вариант 5………………………………………………………………………………..24
Вариант 6………………………………………………………………………………..27
Вариант 7………………………………………………………………………………..30
Вариант 8………………………………………………………………………………..33
Вариант 9………………………………………………………………………………...36
Вариант 10……………………………………………………………………………….39
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сборник контрольных работ составлен в соответствии с содержанием программ курсов «Культура речи», «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение» (блок «Культура речи»). Данные дисциплины ориентированы на одновременное формирование у студентов трех видов компетенции: языковой, коммуникативной (речевой) и общекультурной – с акцентом на коммуникативной компетенции. Варианты контрольных работ, представленные в сборнике, имеют целью проверить уровень усвоения нормативного аспекта культуры речи.
Десять вариантов работ позволяют индивидуально оценить уровень знаний практически каждого студента. Перед вариантами работы даны подробные методические рекомендации к выполнению заданий, а также приводится список литературы. Задания выполняются в рукописном или печатном виде, с указанием перечня использованной литературы (включая интернет-источники). Выполненная работа оценивается «зачтено» / «не зачтено».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЧАСТЬ 1. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Данный блок содержит задания, отражающие проблемы, связанные с постановкой ударения. Для выполнения данных заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка, перечисленные в списке литературы.
Расставьте ударения.
Образец: каталог (неправ. каталог), оптовый (неправ. оптовый).
Примечания: 1. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается: одновременно (одновременно).
2.Иногда сведения, отраженные в словарях, могут отличаться, поэтому желательно не ограничиваться при выполнении этого задания только одним словарем. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы.
ЧАСТЬ 2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
В заданиях данной части нужно найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их.
Образец: Окружающие долго надсмехались над ним. – Окружающие долго насмехались/ смеялись/ посмеивались над ним.
Примечания: ошибку и исправленный вариант нужно выделить графически.
ЧАСТЬ 3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
В данном блоке представлен комплекс заданий для проверки знаний морфологических и синтаксических норм.
Образцы заданий:
Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных.
Например: договор – договоры; выбор – выборы.
Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
Например:чулки – (кого?) чулок; гольфы – (чего?) гольфов; носки – (чего?) носков.
Определите род имен существительных, составьте словосочетания (прилагательное и существительное).
Например: канифоль, женский род – мягкая канифоль; меню, средний род – разнообразное меню; дом, мужской род – кирпичный дом; неряха, общий род – маленький (маленькая) неряха.
Образуйте от существительных во множественном числе существительные в единственном числе, определите род.
Например:кроссовки – кроссовка (женский род); бакенбарды – бакенбарда (женский род).
Образуйте формы единственного числа повелительного наклонения глаголов.
Например: (что делать?) ехать – (что делай?) езжай, поезжай.
Правильно употребите собирательные числительные.
Например:Четыре/ четверо ребят играло в шахматы. –Четверо ребят играло в шахматы.
Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).
Например: Двести
Родительный (кого? чего?) – двухсот.
Дательный (кому? чему?) – двумстам.
Творительный (кем? чем?) – двумястами.
Предложный (о ком? о чем?) – о двухстах.
Найдите ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.
Например:1) По улице шли двое девушек. – По улице шли две девушки.
2) Подъезжая к станции, с него слетела шляпа. – Когда он подъезжал к станции, с него слетела шляпа.
3) В Сочах хорошо развита инфраструктура. – В Сочи хорошо развита инфраструктура.
Примечание: ошибку и исправленный вариант необходимо выделить графически.
ЧАСТЬ 4. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Данная часть включает задания, связанные с лексическими нормами: проблемы лексической сочетаемости, связанной с употреблением синонимов, антонимов, паронимов, архаизмов, историзмов, многозначных слов, омонимов, иноязычной лексики. В последнем задании представлены предложения, в которых допущены ошибки следующих видов: плеоназм, тавтология, смешение паронимов, неразграниченная омонимия, лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении.
Образцы заданий: