Материалы для экспонирования Памятка для родителей
1. Только в союзе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель -— ваш первый советчик. Поддерживайте его авторитет.
2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание и занятие. Оперативно реагируйте на приглашение прийти в школу. Если не можете прийти, сообщите, пожалуйста, об этом учителю заблаговременно.
3. Систематически интересуйтесь школьными делами ребенка. Радуйтесь успехам маленького школьника. Не огорчайтесь его временными неудачами.
4. В случае необходимости оказывайте ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка. Главная задача сейчас— помочь ему обрести уверенность в своих силах, полюбить учение.
5. Нацеливайте ребенка на умение отвечать на вопросы "Почему?", "Как?", "Можно ли было сделать это по-другому?".
6. Терпеливо и заинтересованно выслушивайте рассказы ребенка. Делиться с близкими своими переживаниями — естественная потребность младших школьников.
7. Оказывайте школе посильную помощь в организации досуга детей. Не ждите просьбы учителя. Проявите инициативу. Ваша помощь школе поможет вам овладеть искусством семейного воспитания и положительно скажется на ваших отношениях с детьми.
8. Важное условие повышения уровня педагогической культуры семьи — регулярное педагогическое самообразование. Не жалейте времени на чтение книг по семейному воспитанию. Они помогут вам избежать ошибок.
Заповеди первоклассника
Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
Не дерись без обиды. Не обижайся без дела. Сам ни к кому не приставай.
Зовут играть— иди, не зовут— попроси, это не стыдно.
Играй честно, а если водишь, то отваживайся. Не дразнись, не ной, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут. Не ябедничай за спиной у товарищей. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят. Не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдем.
И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись!
Помогите ребенку научиться учиться
По мере накопления учительского опыта, вы увидите, как неоднозначно понимается родителями учащихся эта важнейшая установка начального образования. Одни видят в ней требование домашнего контроля за приготовлением уроков. Другие — призыв помочь ребенку приспособиться к резко изменившемуся распорядку дня. Третьи спокойны: "продленка" все сделает. Иные видят в этом призыве попытку школы переложить на семью "свои обязанности". Домашние все схватывающих на лету детей, да и родители детей читающих порой безмятежны — дети не утомляются. Да и в самом призыве порой бывает услышано лишь "помогите учиться".
Пик родительского энтузиазма приходится на первый год учебы. Затем, особенно если дела ребенка в школе благополучны, внимание к учебной деятельности слабеет. Часто родители искренне уверены: чем скорее ребенок станет самостоятельным в своих учебных делах, тем лучше для него, а. контроль нужен лишь внешний, "чтобы отметки были хорошие", "чтобы не загуливался, вовремя ел и учил уроки".
Не секрет и то, что образовательный и общекультурный уровень родителей не всегда позволяет им увидеть и, самое главное, одолеть дистанцию от внешнего контроля за учебными делами ребенка до помощи ему в научении учиться. Эти обстоятельства требуют дифференцированного подхода к родительскому просвещению.
По мере знакомства с учениками и их родителями учитель сумеет определить необходимое содержание и целесообразные формы организации этой работы с каждой семьей.
Полезно попросить родителей провести хронометраж одного рабочего и выходного дня школьника. Можно, по усмотрению учителя, попросить перечислить все дела (занятия) в течение дня с указанием затраченного времени. А можно в сетке часов дня от времени пробуждения фиксировать занятия каждого часа. Само это исследование может стать увлекательной игрой.
Серьезный материал для совместных размышлений может быть получен, если дома, по просьбе учителя, постараются записать вопросы, заданные ребенком за определенный период времени (в выходной, например). А учитель, в свой черед, познакомит родителей с его вопросами в течение учебного дня.
Формы работы с семьей, направленные на оказание помощи ребенку в воспитании культуры учебного труда:
установочная беседа для семьи будущего первоклассника;
общая для всех категорий родителей лекция о культуре учебной деятельности младшего школьника с развертыванием перспектив ее развития в средней школе;
инструктаж об основах выработки распорядка дня младшего школьника;
ежегодные консультации по основным требованиям школы к культуре учебной работы, усложняющимся от ступени к ступени обучения;
периодические консультации по содержанию и характеру помощи, оказываемой семьей в развитии тех или иных умений учебной деятельности, в освоении ребенком новых ее способов;
индивидуальные (групповые) консультации корректирующего характера;
утренники (конкурсы) совместных с родителями дидактических игр;
обмен родительским опытом ("как мы играем", "как хозяйничаем", "как учим уроки", "смотрим телевизор", "ходим в музей, театр, на экскурсию...", "что и как читаем");
индивидуальные рекомендации по самообразовательной работе родителей.
И для семейной, и для школьной педагогики воспитание культуры учебного труда— проблема комплексная. В ней фокусируются и охрана здоровья ребенка, его физическое развитие; и развитие психических сил;
и нравственные аспекты становления личности; и собственно развитие интеллекта- Поэтому в практике просветительной работы педагога с родителями специально выделяется тот или иной аспект развития культуры учебного труда младшего школьника.
Ниже мы остановимся на тех сведениях, которые учитель сможет использовать в целесообразно избранных им формах организации родительского просвещения.
Что стоит за словами "культура учебного труда". Эти серьезные торжественные слова на язык школьного обихода переводятся как призыв, обращенный к школьнику — "учись учиться!".
Опыт педагогический, да и житейский, показывает, что развитое умение учиться — сложная, но доступная, неврожденная способность. Специальные исследования подтверждают это, питая оптимизм и родителей, и педагога.
Учитель не упустит возможности еще раз подчеркнуть, что учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Потому и совместная работа семьи и школы здесь — главная линия сотрудничества.
Ребенку нравится то, что удается. Успешное учение — основа для его самоутверждения, душевного равновесия. Но без необходимых умений успеха не добьешься. Общие учебные умения школьников связаны с организацией учебного труда: с работой над определенными источниками информации и образными представлениями, культурой устной и письменной речи, культурой мышления.
За границами четко очерченных программных требований — воспитание внимания, памяти, воображения, волевых усилий, нравственных чувств.
Не следует забывать об усвоении норм этикета, без которых немыслимо сотрудничество учителя и учащихся, сотрудничество между учениками в процессе коллективной познавательной деятельности.
И конечно же, ясно, что питательной почвой культуры учебного труда служит общая культура человека.
Учитель определит уровень начальной школы, расскажет о тех или иных умениях, которыми овладели учащиеся на момент беседы с родителями.
Организация учебного труда. Ученик начальных классов должен уметь:
готовить рабочее место для занятий и труда; самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня; понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней; работать в заданном темпе; учиться пооперационному контролю учебной работы — своей и товарища; оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;
уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;
оказывать необходимую помощь учителю на уроке.
Работа с книгой и другими источниками информации. Ребенок умеет:
читать в соответствии с литературными нормами;
пользуется разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям; умеет самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе художественного или научно-популярного текста. Ориентировочный темп чтения 120 слов в минуту;
самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника; работать со словарем, материалами приложения учебника; использовать образцы, ориентировочную основу (памятку) в процессе работы; самостоятельно составлять простой план, схемы, таблицы при изучении нового материала; постоянно обращаться к учебнику, ориентировочной основе (памятке) при проверке выполненной работы; слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе; слушать товарища, подвергая простейшему анализу его ответ; слушать (смотреть) детскую передачу, кратко воспроизводить ее содержание, давать оценку прослушанного;
пользоваться рекомендательными списками, картотеками, указателями, открытым доступом к книжным полкам, детской справочной литературой (школьный "Орфографический словарик", энциклопедия "Что такое? Кто такой?, энциклопедические словари серии "От А до Я"), ориентироваться в каталожной карточке, вести запись прочитанных книг (читательский дневник); самостоятельно выбирать и читать детские книги, периодику, использовать их на уроках и во внеурочное время.
Культура устной и письменной речи. Школьник умеет:
отвечать на вопросы по тексту и теме в соответствии с их характером; ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, ответу ученика; вести несложный диалог по теме на основе картинок, иллюстраций, диафильма; связно отвечать по простому плану, самостоятельно строить небольшой рассказ; кратко пересказывать содержание прочитанного или прослушанного текста; связно излагать свои учебные действия; кратко передавать свои впечатления о просмотренном детском телефильме или радиопередаче; владеть основными и осваивать новые виды письменных работ: письмо родным, товарищу, дневниковые записи (ориентировочный темп письма— 50 знаков в минуту).
Стоит, пожалуй, именно этот, итоговый для начальной школы рубеж предложить семье в качестве ориентира. Ибо продвижение ребенка на этом пути сугубо индивидуально и зависит от многих и многих обстоятельств.
Что и как может сделать семья, чтобы учение не было в тягость. Не случайно, обращаясь к родителям, вы достаточно настойчиво говорили не об обязательствах школы, а о ее возможностях. Ученик сможет научиться... А может и не научить себя. Учителю принадлежит здесь роль ведущая, но не решающая. Мало дать, надо хотеть и уметь взять.
Ребенок хочет, но без помощи семьи, определенного домашнего уклада, сочувствия близких, их грамотной помощи ему не одолеть принципиально новой для него деятельности — учебной.
Полезно познакомить родителей с девятью правилами психотерапии неуспеваемости, объяснив, что речь идет об учебном неуспехе любой степени— от "четверок" до "двоек". Психотерапия неуспеваемости поможет эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, менять отношение ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:
1. Не бей лежачего. Оценка, расстроившая ребенка, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его.
2. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их по возможности реже. Если все попреки обрушить сразу, ситуация станет неуправляемой. По возможности выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
3. Не гнаться за семью зайцами... Беритесь одолевать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для ребенка. Если беспокоит скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и т.п.
4. Хвалить— исполнителя, критиковать— исполнение- Это правило — центральное! Учитель оценивает работу по школьным нормам. Ребенок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность (и сегодняшнюю работу).
5. Самое трудное правило: оценка родительская и школьная отметка не должны совпадать' Родителям следует сравнивать в первую очередь сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не ориентироваться только на оценку учителя.
6. Не скупитесь на похвалу. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.
7. Учитесь выделять в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных действий. Оценивать учебный труд надо дифференцированно (и умение решать задачи такого типа, и правильность вычислений, и грамотность записи, и внешний вид работы). При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
8. Дифференцированная оценка учебного труда поможет поставить перед младшим школьником предельно конкретные и реальные цели, и он постарается их достигнуть. Попытайтесь (с помощью учителя) определить "составляющие" неудавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично продвигаться к успеху,
9. Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. "Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться — главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребенка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает на них", — отмечает психолог. Самооценка же ребенка, вырастающая на почве приведенных правил, поможет относиться к школьным отметкам (довольно несовершенная система, к сожалению) без стресса, но содержательно. (Подробнее ознакомиться с психотерапией неуспеваемости, с трудностями научения учиться поможет родителям книга психолога Г.А.Цукерман "Школьные трудности благополучных детей". Из нее взяты и эти правила).
Родителям важно знать, что индивидуальные различия типов нервной системы дают разные темпераменты, что сказывается на темпе и режиме работы ребенка. Сангвиники реагируют быстро, легко переключаются с одного дела на другое. А вот флегматики — медлительны, переключения требуют от них значительных усилий. Холерики могут работать активно и продолжительно. А меланхолики быстро утомляются, но работают тщательнее. Помочь семье, при необходимости, определить темперамент ребенка означает избавить его от незаслуженных упреков и обеспечить оптимальный для него режим работы.
С рекомендациями относительно режима дня, оборудования рабочего места школьника вы уже знакомили родителей. Напоминая их еще раз, подчеркнем их важность для обеспечения гигиены учебного труда-
Стоит, пожалуй, обратить внимание семьи на биоритмическую организацию ребенка, корректирующую типовой распорядок дня. Ибо первейшая заповедь режима — не ломать биологические часы человека. Родители легко определяют, какой ребенок "жаворонок", а какой "сова". Жаворонки вскакивают около семи и раньше. Они бодры в первой половине дня, а к вечеру валятся, как подкошенные. Их пики работоспособности с 9 до 10 ч и с 16 до 17 ч. Совята встают с трудом, зато к вечеру их обуревает жажда деятельности- Их пики—с 11 до 12 ч и с 18 до 20 ч, но они засыпают гораздо позже. Ясно, что домашний учебный труд должен быть спланирован соответственно. Можно посоветовать родителям ранних пташек постепенно приучать ребенка переносить часть учебных занятий на утро. А уж стихи, которые рекомендуется учить перед сном, утром обязательно должны быть повторены жаворонком не один раз. Постепенно стоит приучить ребенка планировать дела не только в рамках одного дня- Типовой еженедельник, торжественно врученный родителями как очередная мета "взрослости", поможет не забыть день и время работы кружка, спортивной секции, домашние праздники, дни рождения друзей, знакомых... Сюда же записывают и мелочи: принести приятелю обещанное, выполнить то или иное домашнее поручение. Такдети осваивают житейскую заповедь: записывай мелочи, чтобы сохранить в памяти крупное.
О рабочих принадлежностях. Педагог предостерегает родителей от увлечения шариковыми ручками. Они, конечно, безопаснее, но устают пальцы и запястье, накапливается мышечная усталость — письмо становится тяжелым физическим трудом для непривычной еще руки младшего школьника. Порекомендуйте автоматическое перо — снятый с пера колпачок создаст необходимый противовес, а родители проконтролируют на первых порах, чтобы колпачок служил именно в качестве противовеса, а не валялся отдельно. В крайнем случае авторучку заменит цанговый карандаш с металлическим противовесом и граненым корпусом, в который вместо грифеля вставляют шариковый стержень.
Порядок на рабочем столе помогает сберечь время и энергию. Все принадлежности на нем должны иметь постоянное место. Но приготовление к работе за столом — важный ритуал вхождения в работу, настрой на нее. Разложить учебники, письменные принадлежности, заточить карандаши, проверить ручку... И не надо здесь торопить ребенка.
Все необходимые советы о том, как дома помогать учить уроки по тому или иному предмету, вами даны. Теперь имеет смысл сосредоточить внимание родите-
лей на умении ребенка проверять правильность выполнения учебного задания, на умении пооперационного контроля. Следует разъяснить родителям его назначение, познакомить с памяткой, которая поможет им дифференцированно оценивать работу ребенка,
Родители часто спрашивают: можно ли младшему школьнику учить уроки вдвоем с одноклассником? Педагог объяснит смысл парной работы в школе, поможет конкретным советом. И тогда вспышки суматошного веселья — неизбежная разрядка, сопровождающая уроки вдвоем, — не так будут пугать родителей,
Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения поистине безграничны. Если в доме культ книги, есть пусть небольшая, но библиотека, где у ребенка — своя полка, а покупка новой книги — это праздник всей семьи, то почва подготовлена.
В таких семьях дети рано овладевают техникой чтения. Но нужно напомнить родителям: интеллектуальное и нравственное развитие младшего школьника опережает технику чтения, поэтому следует продолжить читать книги вслух, постепенно вовлекая ребенка в совместное чтение (по абзацу, по странице, по маленькой главке).
Такое чтение — всегда общение. Потом можно рассказать о книге другим домашним. Так ребенок не просто тренируется в пересказе, но и эмоционально переживает прочитанное.
С первых шагов учения важно знакомить ребенка с доступной для него деловой справочной литературой. Здесь прежде всего следует обратить внимание семьи на "Справочник для начальных классов" (Шкляро-ва Т.В. — М., 1993), адресованный учащимся. Этот справочник содержит материалы полного курса начальной школы по русскому языку и математике, а также основные памятки по природоведению и чтению. "Как подготовить домашнее задание (по русскому языку, чтению, природоведению)", "Как решать задачи", "Правила для списывания предложения и текста", "Как готовиться к изложению по учебнику" и другие советы помогут ребенку увереннее освоить азы культуры учебной работы.
Забота об энциклопедичности чтения, т.е. его разносторонности, — важнейшая забота семьи- Наряду с художественной литературой ребенок впервые открывает для себя мир научно-познавательной книги. Эти страницы не только создают предпосылки для успешной учебной работы, расширяют кругозор, но прорастают как зернышки интереса к той или иной сфере человеческой деятельности.
Такую книгу надо читать вместе. Как ни увлекательно написаны научно-познавательные книги для детей, они требуют особых усилий, сосредоточенности, умений. Вместе рассматриваем иллюстрации, карты, схемы, разбираемся в них, сверяемся с текстом, уточняем — так закладываются умения делового чтения. Научно-познавательная книга в отличие от художественной не требует последовательного чтения: можно и нужно выбирать интересующий ребенка материал. Так естественно ребенок знакомится с элементами книги (аннотация, оглавление, алфавитный указатель, иллюстрации), упражняясь в умении находить в книге нужные сведения.
Учитель назовет серии научно-познавательных книг ("Страницы истории нашей Родины", "Почемучкины книжки", тематические словарики "От А до Я"), посоветует внимательно прочитать книгу И.Н.Тимофеевой "100 книг вашему ребенку" (М,, 1987), где наряду с советами родителям о руководстве детским чтением подробно аннотированы рекомендуемые младшим школьникам книги.
Пусть не смущает учителя (и родителей) год издания этих книг — большинство их относится к золотому фонду детской научно-познавательной литературы.
Бесценное сокровище для домашней библиотеки младшего школьника— универсальный детский энциклопедический словарь "Что такое? Кто такой?" (М., 1992, 1994, 1995, 1996). Особенно ценно первое издание, где содержится алфавитный указатель статей и предложены методы, помогающие ребенку систематизировать знания. Иметь такое издание под рукой, стимулировать обращение к нему, вместе рассматривать — значит приучать ребенка к самостоятельному поиску, торить тропинку в увлекательный мир словарей и энциклопедий, без которых немыслимо и учение, и самообразование.
Сегодня на книжных прилавках — великое множество справочно-энциклопедической литературы для детей. К выбору этих книг следует подходить внимательно. И здесь совет учителя семье очень важен, дабы не оседали на полках домашних библиотек книги-однодневки, из которых ребенок быстро вырастает. За всеми названиями не уследишь, но есть важные и доступные ориентиры в книжном мире. Еженедельник "Книжное обозрение", имеющийся в каждой местной библиотеке, извещает читателей о выходе новинок, информирует об издательских планах, аннотирует и кратко рецензирует наиболее приметное на книжном рынке.
Важно обратить внимание родителей на издательскую марку. По-прежнему высок престиж "Просвещения". Из молодых ярко заявило о себе московское издательство "РОСМЭН". Его переводные научно-познавательные серии "Детская энциклопедия", "Штрихи времени", "Юный исследователь" и другие — добротные, яркие, красочные издания "навырост". Минимум емкого текста, прекрасные иллюстрации, компактный справочный аппарат, прочность книжного блока — такие книги станут надежными проводниками ребенка в мир культуры, спутниками не только детских лет, но и всей школьной жизни.
Посоветуйте родителям терпимее относиться к пометкам, которые ребенок (и нужно приучать к этому!) делает в собственных книгах справочного и делового характера. Чтение с карандашом в руках — признак читательской культуры, от пометок в книге лежит путь к рациональному сбору информации, к ее переработке (выписки, план, конспект и т.п.). В библиотечных книгах школьник отмечает важное закладками с указанием на них индекса страницы.
Книжный мир огромен, входить в него нужно постепенно, осваивая не только домашнюю и школьную, но и районную библиотеку. Конечно же туда надо отправляться с кем-нибудь из домашних. Ребенок должен знать, что библиотека не просто книгохранилище, но и культурный центр. Нужно обратить детское внимание на выставочные стенды библиотеки, на полки открытого доступа, на объявления об утренниках, праздниках, встречах. И поначалу вместе бывать на таких праздниках, а по мере обретения ребенком самостоятельности не забывать интересоваться, что в библиотеке нового, что намечается.
Надо брать ребенка и в книжный магазин. Младшие школьники любят ролевые игры, в которых берут на себя роль взрослых, воспроизводят их деятельность и систему отношений. Игры с домашними "в библиотеку", "в книжный магизин" помогают ребенку познакомиться с содержанием семейной библиотеки, выбрать нужную книгу, помогают распознавать ее элементы. Ценность этих игр и в необходимости осваивать стили речевого общения в зависимости от ситуации.
Речевая культура школьника — эхо речевой культуры семьи- Если родители самокритично оценивают уровень собственной речевой культуры, контролируют себя — можно рассчитывать на успех-
Кроме учительских советов, существенную помощь семье окажет книга под редакцией Т.А. Ладыженской "Речь. Речь. Речь" (М., 1990). Адресованная учителю, она тем не менее доступна для совместных занятий родителей и детей. Яркая, красочная, напрямую обращенная к ребенку, она содержит интересные для него познавательные задания творческого характера, игры, считалки, скороговорки, стихи, забавные сюжеты, побуждает к сочинительству, вводит в атмосферу речевого этикета. Краткие и ясные методические советы помогут родителям.
Анкета для родителей
(Анкетирование проводится до занятий)
«Поделитесь опытом, как вы помогаете своему ребенку учиться. учиться и учиться» (подчеркните утверждение, опирающееся на ваш опыт общения с ребенком, и дополните их о необходимости):
готовлю с ним уроки;
лишаю удовольствия за плохие оценки;
определяю, что ему читать;
учу пересказывать прочитанное по учебнику;
покупаю "впрок" словари, справочники, энциклопедии;
контролирую выполнение режима дня;
запрещаю выполнение домашних заданий с приятелями-одноклассниками;
отвечаю на все вопросы;
внимательно слежу, чтобы за каждым словом у ребенка стояло верное представление;
поощряю рассказы о полученных впечатлениях, о новых знаниях;
слежу, чтобы правильно сидел за рабочим столом;
ругаю за плохие оценки;
проверяю только выполнение письменных домашних заданий;
много читаю ему вслух;
вместе играем;
вместе собираем портфель "на завтра";
помогаю найти ответы на возникающие у него вопросы;
вместе пишем письма родным и знакомым;
стараюсь обогатить новыми впечатлениями (природа, труд, экскурсии и др.);
пополняю домашнюю библиотеку с учетом интересов ребенка;
поощряю подарком (удовольствием) за хорошую отметку;
всегда привожу в пример ровесников, которые хорошо учатся;
всегда расспрашиваю о том, что нового узнал в школе;
учу самостоятельно проверять качество выполненных дома заданий;
не пускаю гулять, пока не сделал уроки;
учу самостоятельно выбирать книги для чтения;
даю понять, что огорчаюсь плохими оценками, но не свожу учение к отметкам.
Учитель включает дополнительные необходимые, по его мнению, позиции: ведь цель анкеты не только получить необходимую педагогическую информацию, но и побудить родителей к осмыслению собственного опыта.
Дидактические игры
1. "Вопрошайка.» (учим видеть проблемы и формулировать их в виде вопросов; учим описывать предмет).
А. Вы вернулись домой с маленьким сюрпризом для ребенка- Предложите ему отгадать сюрприз, задавая вам вопросы. Включите в игру ваших гостей, обычно стремящихся порадовать ребенка каким-либо подарком.
Б. Показываем детям сюжетную картинку (иллюстрации из еще не прочитанных детских книг, карикатуры из детских изданий, фрагменты комиксов, вкладыши в "жвачку" и др.) и предлагаем: "Спрашивай все, что тебе интересно узнать о нарисованном на картинке". Выигрывает тот, кто больше всех задаст разных вопросов. Все заданные вопросы отмечаются кружочками цветной бумаги, на которых написаны ключевые слова вопросов (Что? Где? Когда? Какой? Как? Почему? Зачем? Можно ли?).
2. "Книжный магазин".
Родители часто покупают книги для ребенка "навырост". Поиграем в "Книжный магазин", чтобы познакомить его с домашним книжным богатством, научить выбирать книгу, овладевать культурой общения.
Предложите малышу приготовить все для магазина:
прилавок, книги (и те, которые уже им прочитаны, и те, к которым, вы считаете, нужно привлечь его внимание. Пусть книги будут в твердом переплете и в мягких обложках, сшитые и клееные, с цветными и с черно-белыми иллюстрациями и др.), "деньги", упаковочный материал. Вы — покупатель. В ходе игры меняйтесь ролями. Когда игра освоена — попробуйте попеременно быть "капризным" покупателем, не очень внимательным продавцом и ищите достойный выход из ситуаций.
3. "Библиотека" (знакомим с домашней библиотекой, учим подбирать книги по теме; учим оформлять каталожную карточку и работать с алфавитным каталогом; осваиваем или разрабатываем систему размещения книг на детской полке; осваиваем речевой этикет в деловой ситуации общения и др.).
Приготовьте все для библиотеки: книги, каталог к ним, формуляр, небольшую тематическую выставку изданий (про зверей, сказки и др.). Распределите роли:
ребенок — библиотекарь, он сам готовит с вашей помощью все необходимое для игры; вы пришли выбрать книгу для малыша-дошкольника и нуждаетесь в совете;
оба — библиотекари, вместе готовите выставку книг для других членов семьи;
библиотекарь— вы.
Примерная тематика индивидуальных и групповых
консультаций для родителей:
Учить уверенности в своих силах (психотерапия неуспеваемости).
Учить планировать время работы и досуга.
Воспитывать тщательность в работе.
Что такое "ориентировочная основа" (памятка) и как она помогает ребенку в учебной работе.
Как развивать воображение.
Как совершенствовать память.
Как расширять словарный запас ребенка.
Как читать вместе с ребенком.
Как учить уроки дома.