Опросник для родителей (цитируется по ки.: Безруких М.М., Ефремова С.П. Знаете ли вы своего ученика?— М., 1991.€

1. Особенности личности ребенка, его поведение в детском коллективе: отношения с детьми (дружелюбный, драчливый, дисциплинированный, спокойный, легко возбудимый, раздражительный); характеристика ночного и дневного сна (засыпает быстро, спит спо­койно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, мочится в постель); навыки опрятности (акку­ратен, неряшлив, владеет навыками самообслуживания или нет).

2. Работоспособность во время занятий (работает це­леустремленно во время всего занятия, быстро отвле­кается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом).

3. Состояние и характер памяти (хорошая, плохая, зрительная, слуховая).

4. Особенности мышления (воспринимает материал только на конкретных примерах, владеет абстрактны­ми понятиями, может обобщать).

5. Развитие речи (произносит правильно все зву­ки, неправильно произносит один или два звука, не­правильно произносит большинство звуков, заикает­ся; при пересказе текста употребляет распространен­ные предложения, пользуется эпитетами; речь бедная, односложная; правильно ли понимает смысл картин­ки или рассказа).

6. Усвоение программы детского сада (имеет ли не­обходимый для своего возраста запас сведений и зна­ний, ориентируется ли во времени и месте, знает ли, где живет, знает ли имена родителей, их специальность, место работы, времена года, домашних и диких живо­тных, доступны ли элементарные обобщения).

7. Известны ли воспитателю или родителю отклоне­ния в состоянии здоровья ребенка. В эту графу жела­тельно внести результаты медицинского обследования пе­ред школой, включающие показатели физического раз­вития и их соответствие возрасту, состояния здоровья на момент осмотра, заболеваемости за предшествующий год.

Дидактические игры

Эти игры помогут родителям создать для перво­классников благоприятные условия развития воспри­ятия, памяти, воображения, логического и образного мышления, будут способствовать формированию ус­тойчивого познавательного интереса. Кроме того, дан­ные развивающие игры позволят родителям безоши­бочно определить, на какие стороны психологической готовности к школе следует обратить особое вни­мание.

Составь рассказ

Перед детьми раскладывается серия последователь­ных картинок в неправильном порядке. Играющим предлагается установить верную последовательность картинок и составить по ним рассказ.

Бывает — не бывает

Эта словесная игра требует как богатого воображе­ния, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бы­вает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правиль­но, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а если неправильно — очередь пропускается. Обязательно че­редуйте реальные и нереальные варианты, например:

"Волк бродит по лесу", "Волк на дереве сидит", "В ка­стрюле чашка варится", "Кошка по крыше гуляет", "Со­бака по крыше гуляет", "Лодка по небу плывет", "Де­вочка рисует домик", "Домик рисует девочку" и т.п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч. произнося фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если это не бывает.

Ошибайтесь иногда сами — это сделает игру веселее.

Четвертый лишний

Это логическая игра. Положите перед ребенком 4 кар­тинки с изображениями различных предметов, 3 из ко­торых относятся к одному общему понятию. Определив "лишнюю", т.е. не подходящую к остальным, картинку, ребенок получит фишку. Наборы картинок могут быть самыми разными: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб, земляника; огу­рец, репа, морковь, заяц и т.д. Не удивляйтесь, если ваш ребенок не все задачи решит правильно, постарайтесь вы­слушать и понять его обоснования. Вполне возможно, что малыш не догадывается убрать зайца и оставить морковь, так как более важной ему покажется связь зайчика с мор­ковкой. Подскажите ему правильный ответ. Если ребен­ку трудно словесно объяснить свои действия, не настаи­вайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, по­могайте ребенку ориентироваться в мире логических по­нятий.

Чего на свете не бывает?

Предложите ребенку нарисовать то, чего на свете не бывает, и вы увидите, с каким удовольствием он вы­полнит это задание. Попросите его рассказать, что он нарисовал, и вместе с ним обсудите рисунок: действи­тельно ли то, что он изобразил, не встречается в жиз­ни. Игра пройдет веселее, если вы примете в ней ак­тивное участие, если будете придумывать и рисовать.

Исчезнувший предмет

На столе ставится несколько небольших игрушек или кладутся простые предметы из обихода- Ребенку предла­гают запомнить, что находится на столе. Затем он отво­рачивается, а ведущий прячет один предмет и предлагает потом отгадать, какой именно предмет исчез со стола.

Что изменилось?

На стол ставят несколько небольших игрушек или других предметов. Играющим детям предлагается запом­нить, что и в каком порядке находится на столе. Затем они отворачиваются, а ведущий меняет местами не­сколько игрушек. Детям предлагается отгадать, что из­менилось в расположении предметов.

Найди различия

Перед детьми кладутся две картинки, кажущиеся на первый взгляд одинаковыми, но имеющие существенные различия. Дети должны найти эти различия. Выигрывает тот, кто найдет их больше.

Зеркало

Двое играющих встают друг против друга. Один из них— зеркало- Он должен в точности, как зеркало, по­вторять движения другого. Потом играющие меняются ролями.

Летит — не летит

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол руки. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы, предметы. При назывании летающего предмета все должны поднять руки вверх. Кто поднимет руки при назывании нелетаюшего предмета или же не поднимет руки при назывании летающего, платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

Необычная школа

Сочетать регламентированные занятия с развитием самостоятельности и воображения лучше всего в форме игры в школу. Например, в "школе" идет урок физкультуры, и "учитель" (папа или мама) дает команды, которые должны точно выполняться учениками — иг­рушками (например, мишкой или зайчиком): поднять правую лапку, наклониться вперед, повернуть голову влево, подпрыгнуть и т.д. (игрушками управляет ребе­нок). Затем в роли учителя выступает ребенок. Это да­ет ему навык контроля за действиями других, что по­ложительно сказывается на развитии самоконтроля. (Ес­ли "учитель" допускает ошибки, то поправить его мо­жет взрослый от лица любого "ученика", т.е. не делая ребенку прямых замечаний.)

Запрещенные слова

Условие игры такое: отвечающий не имеет права ис­пользовать в своих ответах слова "да", "нет", названия цветов "черный" и "белый". Взрослый задает ребенку раз­личные вопросы, причем такие, которые предполагают использование в ответах запрещенных слов. Поэтому, что­ бы отвечать в соответствии с правилами игры, зачастую нуж­но будет говорить нелепицу или неправду. Например, та­кие вопросы: "Коровы умеют летать?". "Ты любишь хо­дить к доктору?", "Твой папа играет в куклы?" и т.п. Иг­ра помогает ребенку осуществлять контроль за своим по­ведением, учит его условности игровой (учебной) ситуа­ции, совершенствовать волевое усилие, заставляет про­думывать высказываемый ответ.

" Пожалуйста" Взрослый ведущий подает команду ребенку, изме­няя голос, иногда проявляя настойчивость или мягкость, в замедленном темпе или торопливо. Но выполнять ко­манду ребенок должен только в том случае, если взрос­лый произносит слово "пожалуйста". Если ребенок вы­полнил команду, когда не было сказано слово "пожа­луйста", или не выполнил, когда оно прозвучало, то с него как нарушившего правила игрока берут "фант". Лучше, если в эту игру будут играть несколько ребят. В конце игры определяется победитель — самый вни­мательный из играющих детей, а фанты выкупаются.

Разрезные картинки

В качестве материала для этой игры могут быть взя­ты любые несложные иллюстрации, обычные почтовые открытки. Они разрезаются на несколько частей, пе­ремешиваются части одной картинки. Ребенку предла­гается собрать из этих частей единую иллюстрацию, т.е. восстановить целостность картинки.

Поезд Для игры нужно 20 картинок (желательно одинаково­го размера). Каждая картинка— это вагончик. Все кар­тинки должны быть разными. Играющим раздается рав­ное количество картинок. Игру начинает ведущий: "Мы будем играть в поезд- Я кладу первую картинку — вагон­чик. Но вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того чтобы следующий положил свой вагончик, его нуж­но скрепить с моим. А для этого нужно придумать, чем похожи картинки. Например, можно положить картинку с изображением самолета, потому что это тоже транспорт. А затем можно положить картинку с воздушным шариком, потому что он тоже может летать". Так каждый мо­жет по очереди класть свои картинки-вагончики и объяс­нять, как они скрепляются. Главное, чтобы ребенок мог назвать свое скрепление. Затем картинки перемешива­ются, все выбирают себе новые картинки, а потом меня­ется и сам набор картинок.

Чудесные превращения Игра поможет ребенку самому придумывать слож­ные и разнообразные сюжеты. Приготовьте 4-5 неболь­ших карточек, на каждой нарисуйте по 2-3 полоски раз­ной длины, по 2-3 кружка, какие-то фигурки, силуэты. Карточки переверните и положите на стол. Затем и ре­бенок, и вы берете наугад одну из карточек, вообража­ете, кем или чем могут быть эти условные обозначе­ния на ней, и рисуете картинку. В рисунок должны быть обязательно включены детали и фигурки, ранее изобра­женные на карточке. Затем поменяйтесь карточками с уже готовыми рисунками и попробуйте объяснить, что нарисовано. Потом рисунок объясняет сам автор. Глав­ное, чтобы у каждого получилось законченное произ­ведение, наполненное разными деталями.

Наши рекомендации