Памятка для родителей подростков

· Теперь вы имеете дело не с ребёнком, а с подростком, без пяти минут взрослым. Те формы контроля, которые вы применяли к маленькому ребёнку, не обязательно будут эффективны для воспитания подростка.

· Существуют типичные изменения, которые характерны для поведения, настроения подростка, моделей его общения с семьёй в этот период. Вы должны лишь осознать, что подросток – это уже не тот ребёнок, которого вы знали прежде, что он меняется, начиная всё более походить на взрослого. Ознакомьтесь с естественными переменами, которые происходят с подростком, и попытайтесь справляться с ними естественно.

· Подросток менее разговорчив и теперь реже общается с родителями, чем в детстве. Если ваше общение примет негативный тон, подросток может просто «отключиться» от родителей, перестать реагировать на их просьбы и желания. Важно, чтобы вы попытались увеличить позитивное общение с ребёнком.

· Наказания, если их использовать в качестве первичного метода управления, могут оказаться недействительными, а то и вовсе ухудшить ситуацию. Надо использовать вознаграждения и поощрения. Поощрение может включать ослабление ограничений, предоставление ребёнку дополнительной свободы.

· Ещё одной причиной неэффективности воспитательных приёмов может оказаться отсутствие последовательности. Бывает, что сегодня родители поступают так, а завтра – иначе, не придерживаясь однажды избранного метода.

· Даже если родители проявляют последовательность в применении одного и того же воспитательного приёма, возможно, их метод не сработал просто потому, что они применяли его недостаточно долго. Человек не меняется в одночасье. То, что формировалось годами, не может измениться за две недели.

· Необходимо обращать внимание на мелкие изменения и отмечать постепенное улучшение.

· Какие бы приемы ни применялись, положительные или отрицательные, необходимо чтобы они были важны для подростка. Определяя вознаграждение или наказание, вы должны учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его ценности и использовать последствия, важные для подростка. Кроме того, следует помнить: подросток меняется, то, что для него было важно позавчера, не обязательно сохранит свою значимость до послезавтра.

· Иногда при применении эффективных воспитательных приёмов поведение вначале ухудшается, а затем начинает улучшаться. Не надо скоропалительно отказываться от воспитательных приёмов, даже если есть временное ухудшение. Ухудшение поведения как раз может свидетельствовать об эффективности данной тактики воспитания, и родителям не следует сдаваться.

· Когда надо уклониться от действия воспитательных приёмов, подросток проявляет исключительную изобретательность по части манипуляции родителями. Если родители выстоят и сохранят правило, процедура начнёт работать.

Если, несмотря на соблюдение большинства из предложенных рекомендаций, проблемы в отношениях с подростком сохраняются, стоит обратиться за помощью к специалистам, имеющим опыт работы с подростками.

ПСИХОЛОГИЯ РАННЕЙ ЮНОСТИ

В возрастной психологии старший школьный, или ранний юношеский, возраст характеризуют как начальную стадию физической зрелости и одновременно стадию завершения полового развития. Юность рассматривается также как завершающий этап созревания и формирования личности. Это своеобразная и очень важная для будущей жизни пора взросления. Личностно-значимой деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у юношей и девушек развиваются потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы.

Как утверждает большинство исследователей, центральным компонентом развития на этом этапе является подготовка старшеклассника к самостоятельной жизни, в связи с этим усложняются требования к его личности, деятельности, выполнению гражданских обязанностей.

По мнению как отечественных, так и зарубежных авторов, занимающихся проблемами юношеского возраста, к основным задачам развития в ранней юности можно отнести следующие:

· принятие собственной внешности и эффективное использование своих физических возможностей: спорт, досуг, продуктивная деятельность;

· усвоение половых ролей и соответствующей структуры полоролевого поведения;

· установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;

· завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

· подготовка к профессиональной деятельности, выбор будущей профессии и начало освоения профессии;

· формирование активной социальной позиции и социально-ответственного поведения, собственной структуры ценностей как руководства к действиям.

Все это свидетельствует о том, что юность – не только время перехода к самостоятельности, но также период познания собственных качеств, усвоения новых знаний, усложнения систем отношений со взрослыми и сверстниками и сознательного поведения на основе выработанных и усвоенных критериев и норм.

Социальная ситуация «порога взрослой жизни» требует от молодых людей решения важнейших вопросов – профессионального и личностного самоопределения. Но далеко не все старшеклассники осознают значимость момента, поэтому направить их размышления в нужное русло, побудить к выбору профессии – главная задача родителей. При этом родители не должны быть чрезмерно настойчивы в отстаивании своего мнения относительно будущего своего сына или дочери. Важно обратить внимание на требования профессии и индивидуальности молодого человека. В итоге, окончательный выбор должен быть сделан им самим.

На данном возрастном этапе ведущей, личностно значимой деятельностью становится учебно-профессиональная. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Появляется выраженный интерес к учению, что, связано с подготовкой к выбору профессии, профессиональным самоопределением. По утверждению исследователей, на первое место выдвигается произвольная мотивация. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать к учебной деятельности, появляется большая избирательность по отношению к учебным предметам. Основным мотивом познавательной деятельности становится стремление приобрести профессию, т.е. старшеклассник чаще руководствуется сознательно поставленной целью, перспективой дальнейшего профессионального самоопределения.

Как уже отмечалось, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению. Интеллектуальное развитие выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, все большее значение имеют произвольная и опосредованная память, замедляется процесс механического запоминания. В юношеском возрасте формируется индивидуальный стиль умственной деятельности – индивидуально своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает старшеклассник в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. Вместе с тем, наряду с положительными приобретениями, исследователи отмечают характерный для старшеклассников «интеллектуальный дилетантизм», т.е. разбросанность, отсутствие системы в знаниях, методах получения знаний, преувеличение собственной интеллектуальности. Часто это относится к старшеклассникам, обладающим творческими способностями, но недостаточно собранным, работающим урывками, без строгого плана и системы. Соответственно, более успешен в учении тот, у кого сильна устремленность к решению задач, тот, кто умеет эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал.

Активизируется процесс самопознания, самооценки и становления самосознания, так как с решением задачи профессионального самоопределения в юности происходит бурное развитие личности, проявлением которого и являются обобщенная форма самосознания, формирующееся мировоззрение, процесс становления образа «Я». Развитие самосознания, размышления старшеклассников о себе и своем жизненном предназначении приводят их к поиску смысла своего существования. Как отмечает известный отечественный исследователь И.С. Кон, в ранней юности в связи с этим увеличивается озабоченность своим будущим, что побуждает личность соизмерять свои стремления с определенными принципами, нормами, образом собственного «Я».

Обращенность в будущее указывает, что старшеклассник уже должен не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. На фоне этого формируется самоуважение – обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Уровень самоуважения является относительно устойчивым, но, несмотря на это, представление о собственной личности подвергается сомнению в связи с ломкой прежней системы ценностей и новым осознанием своих личностных качеств. Довольно часто уровень самоуважения психологи связывают с появлением чувства одиночества: чем ниже уровень самоуважения, тем вероятнее, что человек страдает от одиночества. Поэтому юношам и девушкам с низким самоуважением свойственно стремление к самоизоляции, уходу от действительности в мир мечты. Вместе с тем, некоторые ученые считают, что одиночество, как осознаваемое чувство, как потребность в уединении и желание побыть наедине с самим собой, может носить возрастной характер.

Желание изменить себя формирует на этапе юности потребность в самовоспитании, что, базируется на адекватной, реальной самооценке. Процесс самовоспитания направлен на совершенствование внутреннего мира, личностных качеств, а не внешности, что характерно для подросткового возраста.

Ранний юношеский возраст считается решающим для формирования мировоззрения как системы взглядов на окружающую действительность и является одним из основных личностных новообразований этого возраста. Формирование мировоззрения – это результат и условие все более глубокого осознания старшим школьником себя как личности с определенной системой отношений ко всему окружающему и к самому себе. Но мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но еще и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством истинности, правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных, разрозненных событий, а как цельного направленного процесса, предполагающего преемственность и имеющего смысл.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения. Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни («Для чего я живу?», «Правильно ли я живу?», «Зачем мне дана жизнь?», «Как жить?»), причем юношество ищет всеобщую глобальную и универсальную формулировку.

Характерной чертой юношества является и формирование самоопределения. Большинство исследователей подчеркивают многоаспектность данного понятия, когда речь, как правило, идет о жизненном, личностном и профессиональном определении. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

В процессе самоопределения особенно глубокую перестройку претерпевают системы отношений, и, в первую очередь, это касается отношений с родителями. Юношеский возраст традиционно считается возрастом разворачивания проблемы отцов и детей. Нарождающееся чувство взрослости ведет к необходимости освободиться от опеки родителей, перестроить отношения на основе равенства. Возникновение психологического барьера между взрослеющими детьми и родителями во многом зависит от того, как родители понимают смысл юношеского стремления к автономии. Потребность в автономии (право на самостоятельность) – важное новообразование личности, приобретаемое в старшем школьном возрасте, имеет три составляющих:

эмоциональную – право на собственные привязанности, самостоятельный выбор друзей и подруг;

моральную – право на собственные взгляды;

ценностную – право на собственные ценностные ориентации.

В этом возрасте старшеклассник предъявляет более высокие требования к себе и окружающим сверстникам и взрослым, становится все более критичным и самокритичным. По мнению ряда психологов, это есть проявление юношеского максимализма как чрезмерной крайности во взглядах на окружающую действительность, т.к. юность не приемлет полутонов.

Существуют различные точки зрения по поводу взаимоотношений старшеклассников с взрослыми, родителями: с одной стороны, можно говорить о том, что появляются тенденции отделения от семьи и происходит погружение в процесс общения с близкими друзьями, юноша доверяет им самое сокровенное; с другой стороны – если взаимоотношения в семье были и остаются, в целом, благополучными, то взрослый становится советчиком и другом при выборе дальнейшего жизненного и профессионального пути.

Взаимоотношения с взрослыми в связи с этим приобретают особую значимость. В исследовании, проведенном среди учащихся одиннадцатых классов одной из гимназий г. Оренбурга, предпринята попытка изучения роли взрослых (родителей) в жизни юношей и девушек на основе метода «Незаконченные предложения» (вариант, разработанный Саксом и Леви). Как показали результаты исследования, для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. В качестве примера можно привести высказывания о том, что взрослые «добры и внимательны», «заботятся о своих детях», «всегда хотят понять и помочь» и т.д. И юноши, и девушки высказали, в первую очередь, позитивное отношение к матери, например: «моя мать и я – две неразделимые части целого», «моя мать – источник моей духовной силы», «это мой пример для подражания», «самая лучшая мама в мире», «самый добрый и понимающий меня человек» и т.д.

Общеизвестно, что в любом возрасте ребенок нуждается в родительской любви. Конечно, родительская любовь необходима и взрослеющему ребенку, она необходима ему для самоуважения, хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом.

Родительская любовь, тепло и нежность по отношению к взрослеющему ребенку, способность видеть в нем самостоятельную личность, терпение, бережное, ненавязчивое, но неутомимое воспитание, внимание и поощрение, предоставление независимости, доверие и искренность способны творить чудеса.

Родителям необходимо предоставлять юношам и девушкам все большую самостоятельность и все более широкое поле деятельности, выражать доверие их самостоятельности, постоянно подчеркивая при этом их собственную ответственность.

Важно, чтобы родители создавали для юношей и девушек социально полезные формы самоутверждения; в частности, терпеливо и убедительно доказывали, что не головоломные испытания и рискованные жизненные пробы, а все та же упорная учеба, все тот же настойчивый труд гораздо больше способствуют формированию силы воли.

Именно родители могут сделать так, чтобы ненасыщаемыми стали для их взрослеющих детей не материальные потребности и интересы, а духовные, облагораживающие и формирующие их направленность на все более отдаленную цель.

Общение со сверстниками, также играет немаловажную роль в самоопределении. Общество сверстников выступает в качестве важнейшего условия личностного развития. Оно становится значимым как специфический канал информации, что позволяет формировать навыки социального взаимодействия, эмоциональный контакт. При этом общение со сверстниками становится более интимным, личностным или исповедальным – обсуждаются самые глубокие переживания, разочарования, успехи и неуспехи.

Круг общения сужается, важно общение с лучшим другом, подругой как необходимость «излить душу». Такое общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии.

Как отмечают исследователи, в этом возрасте, особенно у девочек, усиливается потребность в смешанной дружбе, появляются первые серьезные увлечения, первая любовь, первые глубокие чувства.

В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность, связанная с физическим взрослением. Противопоставление любви как высокого чувства и биологической, сексуальной потребности особенно резко выражено у юношей, чем у девушек. Зарождающуюся привязанность они часто воспринимают как дружбу, и в то же время испытывают эротическое влечение, лишенное психологического содержания. Вместе с тем, хотя девушки физиологически созревают значительно раньше, потребность в эмоциональном тепле, заботе, нежности у них выражена сильнее, чем желание близости физической.

Соотношение дружбы и любви в юности – достаточно сложная проблема, бывает трудно совместить пробуждающуюся чувственность с нормами своего морального кодекса. Тогда психологической защитой может служить либо аскетизм как подчеркнуто подозрительное и враждебное отношение ко всякой чувственности (всякое подавление ее), либо «интеллектуализм» (юноша хочет избавиться от чувственности, потому что она «грязна»). Соблюдение моральной чистоты бывает гипертрофированным и влечет за собой самоизоляцию от окружающих, высокомерие, нетерпимость, в основе которых – страх перед новым, неизведанным.

Как отмечают исследователи, отношения юношей и девушек, разворачивающиеся в рамках взаимного интереса, дружеских контактов, часто зависят от стиля воспитания в семье и общей атмосферы класса. В таких ситуациях старшеклассники часто нуждаются в помощи взрослых, сталкиваясь с множеством моральных проблем, они имеют полное право на свое собственное мнение и право оградить свой интимный мир от бесцеремонного вмешательства со стороны. Теперь все чаще это зависит от того, насколько выросшие дети принимают жизненную позицию родителей, насколько они уважают их, насколько родительские ценности воспринимаются как достойные принятия и воспроизведения. Это во многом связано с тем, как строятся жизнь в семье, отношения родителей между собой, каково отношение родителей к детям.

Одним из существенных моментов в этом возрасте становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и женской. Важнейшим фактором формирования мужского и женского взросления является семья как источник родительского примера для подражания и влияния со стороны братьев и сестер. По утверждению психологов, открытость и согласованность поведения родителей решающим образом сказываются на усвоении их детьми половой роли.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенностью, резкой сменой настроения, тревожностью и т.п.). В то же время, чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Как известно, именно в период ранней юности формируются основы эмоциональной культуры и следующие качества:

· эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, в сфере искусства, на проявление творчества, на мир моральных ценностей;

· развитая способность понимать, уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;

· способность сопереживать чувствам других людей, а также «входить» в мир переживаний героев произведений литературы, искусства (персонажей кино-, телефильмов, художественной литературы);

· умение делить свои переживания с близкими;

· чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими.

Таким образом, существенная перестройка эмоциональной сферы проявляется в самостоятельности, решительности, критичности, неприятии лицемерия, ханжества и грубости.

Период ранней юности характеризуется наличием кризиса, суть которого состоит в разрыве, расхождении образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на границе школьной жизни и нового этапа – взрослости, его связывают со вступлением в самостоятельную жизнь.

В кризисе юности можно отметить негативные и позитивные стороны. Позитивные – с новыми возможностями становления индивидуальности, формирования гражданской ответственности, сознательного и целенаправленного самообразования. Негативные моменты связаны с утратой налаженных форм жизни – взаимоотношений с другими, способов и форм учебной деятельности, привычных условий жизни и т.п.

Несчастная любовь и связанные с ней переживания; проблемы отношения со сверстниками и, конечно, с противоположным полом; необходимость принимать решение о возможности близких отношений в ответ на настойчивые требования партнера; дурные компании, где могут манипулировать другие, более сильные и искушенные – эти и другие проблемы продолжают оставаться максимально значимыми для старшеклассника.

Психоактивные вещества (алкоголь и наркотики) в этот период могут быть использованы как один из способов приспособления к окружающему миру, снимая повышенную тревожность и неудовлетворенность. Не найдя любви в семье, юноша будет искать ее на улице, усвоит закон стаи – слушаться сильного и никогда не идти против толпы. Большинство ребят попробовали наркотик именно для того, чтобы быть как все, за компанию. Кроме того, ощущение кайфа – наконец-то найденная иллюзия любви. Так формируется первичное стремление получить наслаждение искусственным путем.

Родителям следует обратить внимание на то, что общими чертами для ребят с высоким риском обращения к алкоголю и наркотикам являются: сниженная переносимость трудностей повседневной жизни; стремление к новизне; повышенная тревожность; склонность к риску и необдуманным поступкам; желание получать удовольствия любой ценой. Если родители хотят, чтобы их ребенок был здоровым и счастливым, необходимо учить говорить «нет». Объяснять, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Однако это не позволяет ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность. Такие дети и в старшем возрасте продолжают нуждаться в родительском разрешении, чтобы сказать «нет», когда на них оказывают давление. Необходимо объяснить, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение.

Литература

1. Алферов А.Д. Психология развития школьника / А.Д. Алферов. – Ростов-на-Дону. 2000.

2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1991.

3. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих М., 1990.

4. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М., 1988.

5. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2003.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб, 2000.

7. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение. Л.А. Регуш. – СПб, 2006.

8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.

9. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире / В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. – М., 1991.

10. Рындак В.Г и др. Педагогическое просвещение родителей: Педагогический всеобуч, под редакцией профессора В.А. Лабузова, Оренбург, ГУ «РЦРО», 2009 -205 с

ПРИМЕРЫ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации