Анкета для родителей (Анкетирование проводится до занятий)
Сведения о семье
1. Курит кто-либо из взрослых членов семьи?
Кто именно? (Отец, мать, дедушка, бабушка, другие члены семьи.)
Где и когда курят? (Вне квартиры, в нежилых помещениях, в жилых помещениях в отсутствии детей, везде при детях.)
1. Употребляют ли члены семьи спиртные напитки? Кто именно? (Отец, мать, дедушка, бабушка, другие члены семьи.)
Как часто? (По праздникам, по любому поводу, без повода, систематически.)
Сведения о ребенке
1. Состояние здоровья ребенка. (Болеет часто, болеет 2-3 раза в год, практически не болеет.)
2- Посещение спортивных секций. Какую секцию посещает? С какого времени?
Успешность занятий. {Высокая, средняя, низкая, пока не определена.)
Заинтересованность ребенка. {Высокая, средняя, низкая.)
3. Соблюдение режима дня.
Сон, {Ложится и встает всегда в одно и то же время; ложится и встает, когда захочет; встает по необходимости, вовремя, но трудно.} Прогулки и игры на открытом воздухе. {Практически не гуляет, 1-2 ч; 3-4 ч; в хорошую погоду проводит на улице все свободное время; гуляет в любую погоду, пока не "загонишь " в дом.) Подготовка домашних заданий. {Сразу после школы; после дневной прогулки; вечером; утром до школы.)
Телевидение и ребенок. {Смотрит телевизор ежедневно; смотрит телевизор по выходным; практически не смотрит.)
4. Гигиенические навыки.
Выполнение требований личной гигиены. {Стало привычкой; пока не стало привычкой; встречает сопротивление.}
Соблюдение требования правильной посадки при работе за столом. {Правильную позу соблюдает без напоминаний; приходится иногда напоминать; приходится систематически контролировать.} Соблюдение требований правильной посадки при игре, чтении и просмотре телепередач. {Всегда следит за собой; приходится иногда напоминать; приходится систематически контролировать; бесполезно говорить, сидит так, как ему удобно.)
5. Практические умения.
Умение оказать первую помощь при ушибе, царапине, порезе, ссадине. {Умеет помочь себе; умеет помочь другому; не умеет оказать помощь.) Кто научил ребенка этому? {Мать, бабушка, педагоги в детском саду, другие люди.) Умение вести себя при заболевании. {При кашле и насморке, при тошноте, при температуре и т.д.)
Умеет ли вести себя при заболевании близких-{Изоляция, режим тишины, оказание посильной помощи больному.)
НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ- ОБЩАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Готов ли ваш ребенок к школе?
Что такое готовность к школе! Как проблема, этот вопрос был сформулирован в связи с изменением сроков качала систематического обучения. Предлагается несколько способов определения "школьной зрелости": одни специалисты считают достаточным критерием определенную ступень морфологического развития (например, смена молочных зубов); другие связывают готовность с умственным развитием; третьи считают обязательным условием готовности определенный уровень личностного развития ребенка.
Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: "...готовность ребенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость")— это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка" (Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М„ 1991.- С. 10).
В наших дальнейших рассуждениях внимание будет сосредоточено именно на психологической готовности ребенка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпосылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к систематической учебе.
Набор психологических свойств и качеств многообразен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.
Под функциональной готовностью понимают "соответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения" (Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, M.К. Акимова, В.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М-, 1991. — С. 67). Функциональная готовность ребенка свидетельствует об уровне общего развития, его глазомера, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки.
Интеллектуальная готовность предполагает приобретение ребенком определенного запаса конкретных знаний, понимание общих связей, принципов, закономерностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схематического мышления, творческоговоображения, наличие основных представлений о природе и социальных явлениях.
Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляется на "запихивание" в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать услышанный материал, умение сопоставлять, сравнивать, выражать свое отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Интеллектуальная готовность имеет и другой аспект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Умение выделить учебную задачу означает понимание (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условности учебного общения.
К б годам происходит постепенное оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие для преодоления препятствия. Но все эти
компоненты еще недостаточно развиты: волевое поведение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока ребенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у детей умения преодолевать трудности, в высказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.
Возможность управлять своим поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.
Волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила. Мотивационная готовность к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника- Интерес детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение — все это возможные варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом.
Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте -— познавательная потребность. Уровень ее развития — один из показателей психологической готовности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.
Познавательные интересы складываются постепенно. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией.
Познавательный интерес можно сравнивать с костром: для горения постоянно необходимо топливо — новые впечатления, знания, умения. Без "топлива" костер начинает гаснуть. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших необходимого им общения с родителями и другими близкими взрослыми, га потребность остается неразвитой.
Социально-психологическая готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную заботу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребенка со сверстниками, Умеет ли он договариваться с другими детьми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре?
Учебная деятельность— деятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.
Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка представляется особенным. Оно связано с отношением к самому себе, к своим возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатам Л.С. Выготский отмечал, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Он "открывает" свои переживания. Самооценка становится более объектив ной. Появляется тенденция к обоснованию своих оце нок. Это важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, не объективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе.
Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школьнику родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не готовые к обучению, требуют специального подхода. И учителю, и родителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связанные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, могут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмоциональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.
Как подготовить ребенка к школе?. Причиной негативного отношения ребенка к обучению могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в которых он растет. Если малыш воспитывается в обстановке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности, то это неизбежно приводит к нарушениям нервно-психической сферы. В подобных случаях приходится говорить о торможении (задержке) развития.
Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе. Еще дошкольником ребенок прочно воспринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ничего не значащие реплики о школе, учителях, о системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве. Детьми воспринимается и эмоциональная окраска этих суждений: равнодушие или озлобленность, насмешливость или цинизм.
Родители окажут большую помощь учителям, воспитателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, будут поощрять в ребенке желание учиться.
Вопросы для обсуждения
Какое отношение семьи к школе передается вашему ребенку?
Не лишен ли ребенок полноценного эмоционального общения в кругу семьи?
Как часто вы хвалите ребенка за усердие, старание, выдержку и терпение?
Обосновывает ли ваш ребенок свои поступки? Часто ли вы просите его об этом?