Анкета для родителей (Анкетирование проводится до занятий)

Сведения о семье

1. Курит кто-либо из взрослых членов семьи?

Кто именно? (Отец, мать, дедушка, бабушка, другие члены семьи.)

Где и когда курят? (Вне квартиры, в нежилых помещениях, в жилых помещениях в отсутствии детей, везде при детях.)

1. Употребляют ли члены семьи спиртные напитки? Кто именно? (Отец, мать, дедушка, бабушка, другие члены семьи.)

Как часто? (По праздникам, по любому поводу, без повода, систематически.)

Сведения о ребенке

1. Состояние здоровья ребенка. (Болеет часто, бо­леет 2-3 раза в год, практически не болеет.)

2- Посещение спортивных секций. Какую секцию посещает? С какого времени?

Успешность занятий. {Высокая, средняя, низкая, пока не определена.)

Заинтересованность ребенка. {Высокая, средняя, низкая.)

3. Соблюдение режима дня.

Сон, {Ложится и встает всегда в одно и то же время; ложится и встает, когда захочет; встает по необходимости, вовремя, но трудно.} Прогулки и игры на открытом воздухе. {Прак­тически не гуляет, 1-2 ч; 3-4 ч; в хорошую пого­ду проводит на улице все свободное время; гуля­ет в любую погоду, пока не "загонишь " в дом.) Подготовка домашних заданий. {Сразу после школы; после дневной прогулки; вечером; утром до школы.)

Телевидение и ребенок. {Смотрит телевизор ежедневно; смотрит телевизор по выходным; практически не смотрит.)

4. Гигиенические навыки.

Выполнение требований личной гигиены. {Стало привычкой; пока не стало привычкой; встречает сопротивление.}

Соблюдение требования правильной посадки при работе за столом. {Правильную позу соблюдает без напоминаний; приходится иногда напоминать; при­ходится систематически контролировать.} Соблюдение требований правильной посадки при игре, чтении и просмотре телепередач. {Всегда следит за собой; приходится иногда на­поминать; приходится систематически контро­лировать; бесполезно говорить, сидит так, как ему удобно.)

5. Практические умения.

Умение оказать первую помощь при ушибе, ца­рапине, порезе, ссадине. {Умеет помочь себе; умеет помочь другому; не умеет оказать помощь.) Кто научил ребенка этому? {Мать, бабушка, пе­дагоги в детском саду, другие люди.) Умение вести себя при заболевании. {При кашле и насморке, при тошноте, при темпера­туре и т.д.)

Умеет ли вести себя при заболевании близких-{Изоляция, режим тишины, оказание посильной помощи больному.)

НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ- ОБЩАЯ ЗАДАЧА ШКОЛЫ И СЕМЬИ

Готов ли ваш ребенок к школе?

Что такое готовность к школе! Как проблема, этот вопрос был сформулирован в связи с изменением сро­ков качала систематического обучения. Предлагается несколько способов определения "школьной зрелости": одни специалисты считают достаточным критерием оп­ределенную ступень морфологического развития (на­пример, смена молочных зубов); другие связывают го­товность с умственным развитием; третьи считают обя­зательным условием готовности определенный уровень личностного развития ребенка.

Многолетнее изучение этой проблемы показало, что имеет значение комплекс факторов: "...готовность ре­бенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость")— это тот уровень морфологического, функ­ционального и психического развития ребенка, при кото­ром требования систематического обучения не будут чрез­мерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка" (Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего уче­ника? - М„ 1991.- С. 10).

В наших дальнейших рассуждениях внимание бу­дет сосредоточено именно на психологической готов­ности ребенка к школе. Это понятие означает сформированность необходимых психологических предпо­сылок учебной деятельности, помогающих ребенку приспособиться к условиям школы и приступить к си­стематической учебе.

Набор психологических свойств и качеств многооб­разен, поскольку понятие психологической готовности к школе включает в себя несколько аспектов. Все они между собой тесно взаимосвязаны.

Под функциональной готовностью понимают "соот­ветствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и за­дачам школьного обучения" (Рабочая книга школьно­го психолога / И.В. Дубровина, M.К. Акимова, В.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. — М-, 1991. — С. 67). Функциональная готовность ребенка свидетель­ствует об уровне общего развития, его глазомера, про­странственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки.

Интеллектуальная готовность предполагает приобре­тение ребенком определенного запаса конкретных зна­ний, понимание общих связей, принципов, закономер­ностей; развитость наглядно-образного, наглядно-схе­матического мышления, творческоговоображения, на­личие основных представлений о природе и социаль­ных явлениях.

Оценка готовности к школе по уровню интеллекту­ального развития — наиболее распространенная ошибка учителей и родителей. Старание родителей направляет­ся на "запихивание" в ребенка всевозможной инфор­мации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представле­ний. Желательно развивать способность слушать, по­нимать смысл прочитанного, пересказывать услышан­ный материал, умение сопоставлять, сравнивать, вы­ражать свое отношение к прочитанному, проявлять ин­терес к неизвестному.

Интеллектуальная готовность имеет и другой ас­пект — формирование у ребенка определенных умений. К ним прежде всего относится умение выделить учеб­ную задачу и превратить ее в самостоятельную цель де­ятельности.

Умение выделить учебную задачу означает понима­ние (или непонимание) ребенком специфики учебной ситуации, роли учителя в учебном процессе, условно­сти учебного общения.

К б годам происходит постепенное оформление ос­новных элементов волевого действия: ребенок спо­собен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определен­ное усилие для преодоления препятствия. Но все эти

компоненты еще недостаточно развиты: волевое пове­дение и процессы торможения слабы. Сознательное управление собственным поведением дается пока ре­бенку с большим трудом. Помощь родителей в этом направлении может выражаться в формировании у де­тей умения преодолевать трудности, в высказывании одобрения и похвалы, в создании для него ситуаций успеха.

Возможность управлять своим поведением тесно свя­зана с уровнем развития способности контролировать свои поступки усилием воли. Это выражается в уме­нии слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, ис­пользовать образец, сосредоточивать и удерживать вни­мание на определенной деятельности в течение дли­тельного времени.

Волевая готовность к школе позволит первокласс­нику включиться в общую деятельность, принять си­стему школьных требований, выполнять новые для него правила. Мотивационная готовность к школе — это желание ходить в школу, приобретать новые зна­ния, желание занять позицию школьника- Интерес де­тей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам деятельности, установ­ление и сохранение положительных взаимоотноше­ний со взрослыми в семье и школе, самолюбие, са­моутверждение — все это возможные варианты мо­тивации учения, порождающие в детях стремление за­ниматься учебным трудом.

Одна из наиболее значимых потребностей в данном возрасте -— познавательная потребность. Уровень ее раз­вития — один из показателей психологической готов­ности к школе. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания.

Познавательные интересы складываются постепен­но. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объем знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской си­туацией.

Познавательный интерес можно сравнивать с костром: для горения постоянно необходимо топливо — новые впе­чатления, знания, умения. Без "топлива" костер начинает гаснуть. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших необходимого им общения с родителями и другими близкими взрослыми, га потребность остается неразвитой.

Социально-психологическая готовность к школе озна­чает наличие таких качеств, которые помогают перво­класснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему включиться в совместную заботу на уроке. Не все дети к этому готовы. Обратите внимание на процесс игры вашего ребенка со сверст­никами, Умеет ли он договариваться с другими деть­ми? Согласует ли свои действия с правилами игры? А может быть, он игнорирует партнера по игре?

Учебная деятельность— деятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным при наличии дружеского и делового общения между ее участниками, при умении скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.

Несмотря на важность каждого из названных ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка представляется особенным. Оно связано с от­ношением к самому себе, к своим возможностям и спо­собностям, к своей деятельности и ее результатам Л.С. Выготский отмечал, что с переходом в новый воз­растной период происходят серьезные изменения в от­ношении ребенка к самому себе. Он "открывает" свои переживания. Самооценка становится более объектив ной. Появляется тенденция к обоснованию своих оце нок. Это важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих возможностей, не объективное отношение к результатам своей деятельности, неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе.

Трудно сказать, какие из перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у разных детей разная. Но от­сутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и конфликтам. Помочь начинающему школь­нику родители смогут только в том случае, если причина трудностей будет определена верно. Дети, не готовые к обу­чению, требуют специального подхода. И учителю, и ро­дителям предстоит кропотливая работа. Трудности, связан­ные с приходом в школу "неготового" к ней ребенка, мо­гут ухудшить его психологическое состояние, нарушить эмо­циональное восприятие школы и учебы, развитие личности в целом.

Как подготовить ребенка к школе?. Причиной негатив­ного отношения ребенка к обучению могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в ко­торых он растет. Если малыш воспитывается в обстанов­ке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности, то это неизбежно приводит к нарушениям нервно-психиче­ской сферы. В подобных случаях приходится говорить о торможении (задержке) развития.

Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отноше­ние к школе. Еще дошкольником ребенок прочно восп­ринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ниче­го не значащие реплики о школе, учителях, о системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве. Детьми воспринимается и эмо­циональная окраска этих суждений: равнодушие или оз­лобленность, насмешливость или цинизм.

Родители окажут большую помощь учителям, воспи­тателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, бу­дут поощрять в ребенке желание учиться.

Вопросы для обсуждения

Какое отношение семьи к школе передается вашему ребенку?

Не лишен ли ребенок полноценного эмоционального общения в кругу семьи?

Как часто вы хвалите ребенка за усердие, старание, выдержку и терпение?

Обосновывает ли ваш ребенок свои поступки? Час­то ли вы просите его об этом?

Наши рекомендации