Ранний дошкольный возраст, первая младшая группа
(с 2 до 3 лет)
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Умение общаться, используя речь и неречевые средства общения.
Определяется в процессе наблюдения за ребенком в образовательной деятельности и в режимные моменты. Кроме того, взрослый организует диалог с ребенком, задает ему вопросы о том, с кем он живет, что он любит делать дома, с кем он гуляет, как он помогает маме. Взрослый обращает внимание на то, как в процессе беседы ребенок использует неречевые средства общения: жесты, мимику.
Высокий уровень (В)
Ребенок с легкостью вступает в контакт как со знакомыми, так и с незнакомыми взрослыми и детьми, не испытывает затруднений в общении, общается с удовольствием, использует как неречевые средства (жесты, мимику), так и речь. Может выступать инициатором общения, как с детьми, так и со взрослыми. Ребенок с удовольствием отвечает на вопросы педагога, дает развернутые ответы.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок вступает в контакт как со знакомыми, так и с незнакомыми взрослыми и детьми, не испытывает затруднений в общении, использует как неречевые средства (жесты, мимику), так и речь. Ребенок отвечает на вопросы педагога, дает ответы из 2-4 слов.
Средний уровень (С)
Ребенок вступает в контакт избирательно (только со знакомыми взрослыми и детьми), испытывает некоторые затруднения в общении, стесняется свободно общаться, чаще использует неречевые средства (жесты, мимику). Дает неразвернутые, чаще однословные ответы на вопросы педагога.
Низкий уровень (Н)
Ребенок с трудом вступает в контакт даже со знакомыми взрослыми и детьми, часто отказывается от общения вообще, начинает капризничать или даже плакать, использует в основном неречевые средства общения (жесты, мимику). Ребенок не желает отвечать на вопросы, либо отвечает на некоторые из них однословно.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Умение обращаться ко взрослому с просьбой.
Педагог показывает ребенку новую игрушку, книжку и предлагает попросить ее.
Высокий уровень (В)
Ребенок без промедления с улыбкой обращается ко взрослому с просьбой: «Анна Сергеевна, дайте мне мишку (книжку), пожалуйста.».
Достаточный уровень (Д)
Ребенок обращается ко взрослому с просьбой: «Тетя, дайте мне мишку (книжку)».
Средний уровень (С)
Ребенок не сразу обращается ко взрослому с просьбой, стесняется, мнется, потом говорит: «Дай мне мишку (книжку)».
Низкий уровень (Н)
Ребенок не желает выполнять задание взрослого, отворачивается, капризничает, наконец, может показать жестом, что ему нужна игрушка или сказать: «Дай!»
Иметь достаточный активный словарь. Умение называть предметы и их части.
Педагог показывает ребенку 12 предметных картинок по следующим лексическим темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, выкладывая их на стол по три штуки, и просит ребенка сказать, что нарисовано на картинках. Затем показывает куклу и просит назвать части тела и лица куклы (голову, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот), задавая вопрос: «Что это у куклы?» Далее педагог показывает машинку и просит назвать ее части (кабину, кузов, колеса), задавая вопрос: «Что это у машинки?»
Высокий уровень (В)
Ребенок сразу же без затруднений правильно называет все
предложенные картинки. Называя картинки, сообщает какие-
то дополнительные сведения. Например: «У моей мамы есть
такая же чашка. У меня есть такая машинка дома».
Малыш не затрудняется в названии частей тела и лица куклы и
частей машины, не допускает ошибок, сообщает
дополнительные сведения.
Например: «А еще у куклы есть уши. Вот они. А у машины есть руль. У моего папы в машине тоже есть руль».
и т.п.
Достаточный уровень (Д)
Ребенок называет все предложенные картинки, не испытывает затруднений в назывании частей тела и лица куклы, частей машины.
Средний уровень (С)
Ребенок допускает отдельные ошибки, называет неправильно 1-2 картинки из всех предложенных или затрудняется назвать их. Ребенок называет части тела и лица куклы, части машины, допуская при этом
1-2 ошибки.
Низкий уровень (Н)
Ребенок не желает выполнять задание, капризничает, но затем
пытается назвать некоторые картинки, допуская при этом 6-8
ошибок.
Возможно, что ребенок может только повторить названия картинок вслед за взрослым. Части тела и лица куклы и части машины тоже отказывается называть, называет неправильно (4-6 ошибок) или только повторяет вслед за взрослым.