Борьба с колчаковцами и деникинцами

С начала 1919 г. осложнилось положение на фронтах граждан­ской войны. 18 ноября адмирал А.В.Колчак совершил переворот, отстранив от власти Уфимскую директорию, преемницу Самарского КОМУЧа и установил в Сибири и на Урале военную диктатуру.

Еще в марте 1919 г. белые начали наступление против со­ветских армий Восточного фронта. Вооруженная иностранными импе­риалистами армия Колчака 14 марта захватила Уфу и устремилась к Волге, чтобы потом совместно с Деникиным нанести удар на Москву. В апреле колчаковские войска захватили Стерлитамак Орск, Бугуруслан и подходили к Самаре, Казани и Оренбургу.

На захваченной территории колчаковцы установили режим кро­вавой диктатуры, восстанавливали власть помещиков и буржуазии,) помещичье землевладение, ликвидировали Советы, разгоняли проф­союзы, расправлялись с коммунистами, красноармейцами и всеми, кто активно поддерживал Советскую власть.

11 апреля 1919 года ЦК РКП(б) принял "Тезисы в связи с положением Восточного фронта". В них указывалось: "Победы Колчака на Восточном фронте создают чрезвычайно грозную опас­ность для Советской республики. Необходимо самое крайнее на­пряжение сил, чтобы разбить Колчака".

В апреле по указанию ЦК РКП(б) создается Южная группа войск Восточного фронта под командованием М.В.Фрунзе. Членами Реввоен­совета назначили В.В.Куйбышева и бывшего генерала Ф.Ф.Новицкого. Она должна была нанести контрудар по основной группировке колчаковских войск. Было решено нанести его от Бузулука на Бутуруслан. В район Бузулука спешно стягивали советские войска. В ряды Крас­ной Армии вливались почти все коммунисты Бузулуксого и Бугурусланского уездов. Самарский уком РКП(б) призвал под знамена пехотного полка 50 процентов членов уездной партийной организации. В Сызра­ни уком поставил под ружье четверть партийной организации и та­кую же часть членов профсоюзов. В Сергиевске из коммунистов рай­она и работников местных Советов был образован сводный Сергиевско-Бирский полк. В Самаре в дни наступления колчаковцев из ком­мунистов и комсомольцев были организованы 6 отрядов особого на­значения, в которые вступило около 900 человек.

28 апреля войска Южной группы перешли в контрнаступление на колчаковцев. Начались упорные бои, в ходе которых советские войска нанесли противнику сокрушительное поражение. Под ударами Красной Армии колчаковцы были вынуждены оставлять пункт за пунктом, и к концу мая вся территория Самарской губернии была. очищена от противника,

Огромную роль в этих боях сыграла :25-я стрелковая дивизия, начальником которой М.В.Фрунзе назначил вернувшегося из воен­ной академии В.И.Чапаева. Бойцы-чапаевцы проявили в боях высо­кие образцы храбрости, инициативы и сознательного отношения к выполнению своего воинского долга. В.И.Чапаев за умелое руковод­ство боевыми операциями и личную отвагу был награжден орденом Красного Знамени. В приказе Реввоенсовета Республики в связи с этим говорилось: "... Назначенный начальником 25-й стрелковой дивизии в дни катастрофического положения Самары, когда противник отстоял от нее в двух переходах, он с дивизией был выдвинут в центр наступающих сил противника под Бугурусланом, настойчивы­ми стремительными ударами и искусными маневрами остановил на­ступление противника и в течение полутора месяцев овладел городами Бугуруслан, Белебеем и Уфой, чем спас Среднее Поволжье и возвра­тил Уфимско-Самарский хлебный район..." Некоторые из этих боев ярко описаны в повести Д.Фурманова "Чапаев".

Разгром главных сил Колчака имел огромное значение для по­беды советской власти в гражданской войне.

В борьбе с Деникиным, белополяками и Врангелем. Развертывая работу по восстановлению народного хозяйства, снабжению промыш­ленных центров продовольствием, трудящиеся губернии продолжали оказывать постоянную помощь Красной Армии в ее борьбе за оконча­тельный разгром контрреволюционных сил.

Белогвардейская армия Деникина во второй половине 1919 года захватила юг России, угрожала Москве. Генерал Юденич дважды про­рывался на подступы к Петрограду. В эти дни Советская Республика была превращена в единый военный лагерь, подчинив все силы не­посредственно задачам обороны.

В апреле 1920 года против Советской России начала войну во­оруженная империалистами Польша. В начале июля из Крыма на Дон­басс двинулись контрреволюционные войск барона Врангеля.

В губернии создавались комитеты помощи Западному фронту, проводили митинги, лекции, сбор продовольствия и денежных средств. Была вновь объявлена мобилизация коммунистов и комсомольцев, чле­нов профсоюзов, открыта запись добровольцев. Только с 27 мая по 23 июня на Западный фронт записалось 659 мужчин и 100 женщин в Самаре и около 500 человек в уездах. Героически сражалась на Западном фронте и прославленная 25-я Чапаевская дивизия под ко­мандованием И.С.Кутякова.

Навечно в памяти народа останется величайший героизм, кото­рый проявили рабочие и крестьяне в годы интервенции и граждан­ской войны, отстаивая молодую республику. Немало героических поступков совершено солдатами, казаками, офицерами "белых" армий, отстаивавших идеалы ушедшей в историю "старой России".

Крестьянские выступления.

Российские революции и войны (русско-японская, первая миро­вая, гражданская) начала XX века нанесли огромный ущерб крестьян­ству всех регионов. В период гражданской войны оно оказывалось заложникам: то одной, то другой стороны, вынуждено было участ­вовать в мобилизационном процессе, поставляя солдат воюющим сторонам, выполнять многочисленные повинности, связанные с их нуждами. Крестьянство за короткий период испытало на себе все особенности царской, столыпинской аграрной политики, обещания Временного правительства и аграрной политики КОМУЧа, Колчака и советской власти.

В 1917 г. крестьяне, выступая за землю и волю, стремились разрушить сложившиеся в деревне отношения и конфисковать земель­ную собственность дворян, купцов, мещан, хуторян и отрубников. Весной 1918 г. обострение противоречий в деревне было вызвано реализацией декрета "О земле", который законодательно закрепил уничтожение в деревне частной земельной собственности. Однако из-за ликвидации крупных экономий и товарных крестьянских хозяйств сельскому хозяйству был нанесен непоправимый ущерб, а продоволь­ственный кризис в стране еще более углублялся.

11 января 1919 г. был издан декрет, вводивший продовольствен­ную разверстку, которая на практике означала реализацию политики военного коммунизма. Декрет утверждал право государства на на­сильственное изъятие всех излишков крестьянского хлеба. Эта по­литика государства вызвала сопротивление крестьянства многих губерний. Часть выступлений переросла в восстание.

Широкий размах приобрела "чапанная война" в Среднем Поволжье. Свое наименование она получила от названия крестьянской верхней одежды "чапана" (кафтан, поддевка). Движение охватило обширную территорию Симбирской, Самарской, Казанской губерний. В ней участ­вовали все слои многонационального поволжского крестьянства. Это было вызвано обострением противоречий между властью и крестьян­ством в целом в связи с введением продразверстки.

Поводом для начала "чапанной войны" послужила активизация деятельности продотрядов в связи с введением хлебной монополии. Восстание началось в с.Новодевичье Симбирской губернии. Его под­держали окрестные села. Был создан штаб крестьянской армии, рассылались воззвания, направлялись агитаторы. Повстанческая армия заняла 7 марта г.Ставрополь без боя. Восставшие выступали за советы без коммунистов, требовали участия в советах всех крестьян независимо от имущественного положения, свободной тор­говли. Восстание сопровождалось разгоном комитетов бедноты, самосудами, убийствами сторонников советской власти, поджогами и т.д.

Для борьбы с крестьянским восстанием в Сызрани был создан чрезвычайный орган – военно-революционный комитет, получивший всю полноту власти. Затем были созданы губернский военно-револю­ционный комитет и революционный полевой штаб "для подавления кулацкого мятежа в Ставропольском районе".

В подавлении восстания использовались регулярные части Красной Армии. 13 марта Ставрополь был взят. Часть руководителей была расстреляна. Удалось бежать руководителю повстанцев А.Долинину, который позднее под фамилией Шабанов воевал против поляков.

Подавлены были и восстания крестьян в Кинель-Черкассах, Сергиевске, Кротовке.

Большевики оправдывали свою жестокость суровой необходимостью. 10 апреля 1919 г. Самарский губисполком принял постановление № 19, в котором предписывалось привлекать "к ответственности агентов советской власти, которые нередко ведут по отношению к населению позорным для советской власти образом". В апреле же 1919 г. было объявлено об освобождении крестьян-середняков от взыскания чрез­вычайного и натурального налога с урожая 1918 г.

Недовольство социальной политикой советской власти стало причиной и восстания "Черного Орла" или "вилочного восстания". И повстанцы и каратели не щадили друг друга. Расстреливали пленных.

31 июля 1920 г. в Самарской губернии вспыхнуло восстание в Бузулукском уезде под руководством начальника 9-й кавалерийской дивизии А.В.Сапожкова. "Цель восставших – писал А.В.Сапожков в приказе, – объединить все беднейшее рабоче-крестьянское насе­ление в одной идее, сломив слишком обуржуазившихся некоторых от­ветственных членов коммунистической партии под лозунгом: "Вся власть Советов действительно по программе партии большевиков на основе Конституции".

6 сентября 1920 г. повстанцы были разбиты уже в районе Хан­ской ставки Астраханской губернии. А.В.Сапожков был убит в бою.

Затем был разбит повстанческий отряд Вакулина-Попова, прор­вавшийся из Донской области в Самаро-Саратовское Поволжье.

Крестьяне пытались спасти свои семьи от разорения, нищеты и голода. Повстанцы обычно требовали отстранить от власти анти­народные силы, и обеспечить действительно народное представитель­ство в Советах.

Культурная жизнь

Даже в тяжелейших условиях гражданской войны велось культурное строительство. Важнейшей задачей была ликвидация безграмотности. Первым губернским комиссаром просвещения стал педагог Владимир Аркадьевич Тронин.

После освобождения Самары кампания по ликвидации неграмот­ности была развернута по всей губернии, расширялась школьная сеть для детей. В школы был открыт широкий доступ рабочей и крестьянской молодежи. Большая забота проявлялась о распростра­нении образования среди национальных меньшинств.

Важную роль в распространении знаний и культуры в деревнях играли избы-читальни, клубы, народные дома, библиотеки. Эти оча­ги культуры к концу 1920 года имелись почти в каждом селе, в каждой деревне. При них возникали драматические, политико-просветительные кружки, которые расширяли кругозор жителей села, вовлекали в переустройство села, знакомили их с искусством. Продолжал работу Самарский университет (1918-1927 гг.)

В университете развернулась большая научно-исследовательская ра­бота студентов и преподавателей, возникли общества истории, ар­хеологии, этнографии, литературы, геологии и т.д. В те годы это было единственное высшее учебное заведение в губернии, здесь ве­лась подготовка математиков, историков, филологов, врачей, агро­номов, преподавателей школ.

Американский писатель-публицист, друг советской России Аль­берт Рис Вильяме, свидетель и участник Октябрьских событий, в своей книге "Сквозь русскую революцию" в 1921 году писал о виденном в первые месяцы Советской власти: "Повсюду открыва­лись школы – во дворцах, в казармах, на заводах и фабриках... В эти школы стремились миллионы детей и даже некоторые сорока- и шестидесятилетние люди. Целая страна принялась учиться читать и писать. Рядом с революционными прокламациями и оперными афи­шами на стенах и заборах появились листовки с описанием жизни великих людей, плакаты о здоровье, искусстве и науке. Перед массами распахнулись ранее закрытые для них двери в храм куль­туры. Крестьяне и рабочие заполняли музеи и картинные галереи".

Очень много делалось для охрани культурного наследия прош­лого. 10 октября 1918 года, то есть на третий день после освобождения Самары от белогвардейцев, губревком издал приказ об охране культурных, научных и художественных ценностей и пред­метов старины. При отделе народного образования была учреждена Коллегия по охране и использованию в просветительной работе культурно-исторических ценностей, в том числе библиотек, произ­ведений искусства и старины, оставленных бежавшей с белыми бур­жуазией. Коллегию возглавил известный ученый В.Н.Перетц.

К 1920 г. в губернии работали 445 изб-читален и 410 биб­лиотек. Читателей в них было 152 тыс. человек, т.е. в пять раз больше, чем до революции.

Вопросы и задания

1. Каковы причины периодических политических кризисов Временного Правительства и его органов в провинции?

2. Как происходило установление советской власти в Самарской губернии?

3. Каковы были цели и реальная политика Комитета членов Учреди­тельного собрания?

4. Почему КОМУЧ потерпел поражение?

5. Когда был образован Самарский государственный университет?

6. Расскажите о событиях гражданской войны на территории Самар­ской области.

7. Как вы думаете, почему не смогли реализоваться альтернативы большевистской власти в лице "социалистической коалиции" и "белого движения"?

8. Какие культурно-просветительные мероприятия были осуществлены в крае в годы гражданской войны?

Документы

1. Враг близко! Все к оружию! (Из обращения Самарского военно-революционного комитета к рабочим и трудящимся о защите Самары от чехословацких отрядов)

30 мая 1918 г.

Товарищи рабочие!

Всему социалистическому отечеству грозит смертельная опасность.

Руководимые преступной рукой российской и международной контрреволюции отряды чехословаков подступают к Самаре.

Ваши враги, враги Советской власти ныне приступили к осу­ществлению широко задуманного плана порабощения трудящихся России российскими и международными капиталистами по примеру Украины. По этому плану контрреволюция во многих местах, одно­временно в Саратове, Самаре, Нижнем Новогороде попыталась ис­пользовать в своих интересах дезорганизованные анархитические банды, направив их на Советы. Не успела Советская власть разделать­ся с этой авантюрой контрреволюции, как на нее обрушилась новая беда. Также одновременно во многих местах восстали чехословацкие отряды эвакуированные в глубь России с немецкого фронта. Одним из таких отрядов занята Сызрань.

Враги близко! Все к оружию!

Настал решительный и решающий момент в борьбе трудящихся за свою власть, за социалистическую революцию.

Все к оружию! Трусы и малодушные будут отторгнуты от трудо­вой семьи!

Председатель Революционного Комитета Куйбышев

"Приволжская правда", 1918, 31 мая.

Наши рекомендации