Организационно-методический раздел
Т.В. Дорфман, О.Е. Чернова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Русский язык и культура речи»
Магнитогорск
2011
УДК 811.161.1+378.147
ББК Ш141.12–923.4
Д69
Дорфман Т.В., Чернова О.Е.
Д69 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» / Т.В. Дорфман, О.Е. Чернова. – Магнитогорск : МаГУ, 2011. – 240 с.
УДК 811.161.1+378.147
ББК Ш141.12–923.4
© Дорфман Т.В., Чернова О.Е., 2011
© Магнитогорский государственный
университет, 2011
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………….………………...6
Раздел I. Выписка из Государственного образовательного стандарта……..……………………7
Раздел II. Рабочая программа курса……………………………………………………..…….…...8
Раздел III. Методические материалы…………………………………………………….……….20
1. Теоретические материалы к курсу «Русский язык и культура речи»…………………...…..20
Дидактическая единица 1. Стилистика…………………………………………………………..20
§1. Функциональные стили современного русского языка……………………………………..20
§2 Научный стиль речи: стилевые и жанровые особенности…………………………………..20
§3 Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности…………………………..22
§4 Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности……………………………..23
§5 Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности………………………………….....24
§6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности…………………………...…..25
Дидактическая единица 2. Риторика………………………………………………………….….26
§7. Риторика как наука…………………………………………………………………………….26
§8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация…………………..……………….…27
§9. Выразительные средства языка……………………………………………………………….36
§10. Оратор и его аудитория…………………………………………………………………..….39
Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………....41
§11. Основные виды деловых и коммерческих документов…………………………………....41
§12. Служебно-деловое общение…………………………………………………………………63
§13. Реклама в деловой речи……………………………………………………………………...77
Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………….79
§14. Культура речи как наука.
Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи…………...79
§15. Речевое общение и речевое взаимодействие…………………………………………….....82
§16. Язык и речь. Устная и письменная разновидности литературного языка………………..90
§17. Орфоэпические нормы современного русского языка………………………………...…..95
§18. Акцентологические нормы современного русского языка………………………………..96
§19. Словообразовательные нормы современного русского языка…………………………....97
§20. Морфологические нормы современного русского языка……………………………….....98
§21. Синтаксические нормы современного русского языка………………………………..…107
§22. Лексические нормы современного русского языка………………………………………110
§23. Орфографические нормы русского литературного языка………………………………..112
§24. Пунктуационные нормы русского литературного языка………………………………...116
§25. Лингвистические словари русского языка………………………………………………...120
2. Планы практических занятий…………………………………………………………………122
План практического занятия по теме
«Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль»…………………..122
План практического занятия по теме «Официально-деловой и публицистический стили»...122
План практического занятия по теме «Риторика как наука. Публичное выступление»…….123
План практического занятия по теме «Композиция публичной речи»………………………124
План практического занятия по теме «Аргументация публичного выступления»………….125
План практического занятия по теме «Деловая и коммерческая документация.
Языковые формулы официальных документов»…………………………………………….…125
План практического занятия по теме «Личные, распорядительные, административно-организационные и информационно-справочные документы»…………………………….…126
План практического занятия по теме «Служебно-деловое общение.
Деловой этикет. Реклама в деловой речи»…………………………………………………...…127
План практического занятия по теме «Культура речи как наука»……………………………128
План практического занятия по теме «Речевое взаимодействие»………………………….…128
План практического занятия по теме «Языковая норма»…………………………………...…129
План практического занятия по теме
«Орфоэпические нормы современного русского языка»……………………………………...129
План практического занятия по теме
«Акцентологические нормы современного русского языка»…………………………………130
План практического занятия по теме
«Морфологические нормы существительного, прилагательного и числительного»…..……131
План практического занятия по теме
«Морфологические нормы глагола, причастия, деепричастия»………………………………132
План практических занятий по теме
«Синтаксические нормы современного русского языка»……………………………………..132
План практического занятия по теме
«Лексические нормы современного русского языка»…………………………………………133
3. Методические рекомендации………………………………………………………………....134
Раздел IV. Материалы по контролю знаний……………………………………………………165
1. Упражнения для самостоятельной работы…………………………………………………..165
Дидактическая единица 1. Стилистика………………………………………………………....165
Дидактическая единица 2. Риторика……………………………………………………............167
Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………..172
Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………...175
2. Контрольно-измерительные материалы……………………………………………………...188
Дидактическая единица 1. Стилистика………………………………………………………....188
Проверочный тест № 1. «Функциональные стили современного русского языка»…………188
Дидактическая единица 2. Риторика…………………………………………………………....189
Проверочный тест № 2. «Риторика как наука»……………………………………………...…189
Проверочный тест № 3. «Виды красноречия»………………………………………………….191
Проверочный тест № 4. «Публичная речь»…………………………………………………….192
Проверочный тест № 5. «Способы связи предложений в тексте»……………………………194
Проверочный тест № 6. «Способы изложения материала в тексте»……………………….…195
Проверочный тест № 7. «Выразительные средства языка»…………………………………...199
Проверочный тест № 8. «Оратор и его аудитория»……………………………………………200
Дидактическая единица 3. Деловой русский язык……………………………………………..202
Проверочный тест № 9. «Основные виды деловых и коммерческих документов»………....202
Проверочный тест № 10. «Служебно-деловое общение. Деловые переговоры»…………....203
Проверочный тест № 11. «Служебно-деловое общение. Презентация»……………………...205
Проверочный тест № 12. «Служебно-деловое общение. Деловая беседа»…………………..207
Проверочный тест № 13. «Служебно-деловое общение. Телефонный разговор»…………...209
Проверочный тест № 14. «Реклама в деловой речи»…………………………………………..210
Дидактическая единица 4. Культура речи ……………………………………………………...211
Проверочный тест № 15. «Культура речи как наука»………………………………………….211
Проверочный тест № 16. «Речевое взаимодействие»………………………………………….213
Проверочный тест № 17. «Язык и речь.
Устная и письменная разновидности литературного языка»……………………….…………215
Проверочный тест № 18. «Орфоэпические нормы»………………………………………...…217
Проверочный тест № 19. «Акцентологические нормы»…………………………………….…218
Проверочный тест № 20. «Морфологические нормы имени существительного»…………...219
Проверочный тест № 21. «Морфологические нормы имени прилагательного»………….….221
Проверочный тест № 22. «Морфологические нормы имени числительного»………………222
Проверочный тест № 23.
«Морфологические нормы глаголов, причастий и деепричастий»………………………...…224
Проверочный тест № 24. «Синтаксические нормы»………………………………………...…225
Проверочный тест № 25. «Орфографические нормы»……………………………………...…227
Проверочный тест № 26. «Пунктуационные нормы»……………………………………….…228
Проверочный тест № 27. «Лексические нормы»………………………………………………230
Проверочный тест № 28. «Лингвистические словари русского языка»…………………...…231
3. Глоссарий………………………………………………………………………………..……..233
Предисловие
Данный учебно-методический комплекс (УМК) адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, и предназначен как для самостоятельного развития навыков грамотного письма и формирования теоретических знаний, так и для работы под непосредственным руководством преподавателя.
Основная цель УМК – способствовать глубокому осмыслению теоретического материала по русскому языку и культуре речи, его систематизации и закреплению. Кроме того, составители ставят перед собой и ряд задач прикладного характера:
1) помочь студентам овладеть нормами литературного языка;
2) сформировать навыки, которые должен иметь профессионал не только для успешной работы по своей специальности, но и для эффективной коммуникации в самых различных сферах − научной, политической, социально-государственной, юридически-правовой, бытовой;
3) повысить общекультурный уровень и речевую эрудицию.
Содержание учебно-методического комплекса определено Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Структура позволяет максимально полно усвоить четыре дидактические единицы: «стилистику», «риторику», «деловой русский язык», «культуру речи», – что необходимо при итоговом Интернет-тестировании. Теоретический и практический материал направлен на углубление знаний по изучаемой дисциплине, успешное применение их на практике, на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.
Разделы «Выписка из Государственного образовательного стандарта» и «Рабочая программа курса» предоставляют возможность увидеть, какими знаниями и умениями необходимо овладеть в процессе изучения дисциплины, знакомят с рабочей программой, которая отражает цели, задачи и концепцию курса.
Содержание раздела «Методические материалы», включающее теоретический материал по курсу «Русский язык и культура речи», планы практических занятий и методические рекомендации, способствует овладению базовыми знаниями по изучаемой дисциплине.
Раздел «Материалы по контролю знаний», в котором размещены упражнения для самостоятельной работы, контрольно-измерительные материалы и глоссарий, позволяет выработать на конкретном речевом материале необходимые навыки и тем самым развить общекультурные и профессиональные компетенции.
Желаем успешной работы!
Раздел I. Выписка из Государственного образовательного стандарта
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.
Раздел II. Рабочая программа курса
Организационно-методический раздел
Цель курса
Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования, на углубление понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и подачи информации, на расширение общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.
Задачи курса
Задачи курса состоят в повышении общей культуры речи, уровня орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности, формировании и развитии необходимых знаний о языке и профессиональном общении, а также умений в области деловой и научной речи.Практические навыки, которые должны выработаться у студентов в ходе реализации данных задач, включают:
– продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
– участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной формах. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням (фонетическому, лексическому, грамматическому). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию при понимании речи.