Восток и запад как типы культуры.
Страны АТР, к которым относятся государства Восточной - (Китай, Корея, Япония, Дальний Восток России) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Кампучия и др.) – один из самых динамично развивающихся регионов мира. Россия заинтересована в сотрудничестве с этими странами, ей есть чему у них поучиться, т.к. это страны древней и высокой культуры, успешно прошедшие через эпоху экономической и политической модернизации, достигшие высоких показателей во всех областях жизни. Страны АТР обладают ярко выраженным культурным своеобразием и без учета этой специфики невозможно строить эффективную стратегию экономического и политического сотрудничества, развивать личные и культурные контакты. Таким образом, изучение основ культуры стран АТР в дальневосточных вузах вполне оправдано и актуально.
В современной культурологии принято различать три типа развития и, соответственно, три типа культуры: циклический тип развития (Восток), прогрессивный тип развития (Запад), непрогрессивный тип (дописьменные сообщества).
В европейской культурологии для описания и научного анализа культурные типы использовались обычно парами, объединенными/разделенными по принципу бинарных оппозиций: Европа и Россия, открытое и закрытое общество, традиционная и инновационная культуры и др.
К типологиям, построенным по принципу бинарной оппозиции, относится и деление культур на Запад и Восток. Следует подчеркнуть, что ни одна из реально существующих культур не может быть безусловно причислена к Западу или Востоку, это не более чем научный конструкт. Любая реальная культура включает элементы и восточного, и западного типа, а также отдельные уникальные, нигде больше не встречаемые феномены, которые в совокупности и создают ее своеобразие. В некоторых случаях можно утверждать, что культура страны или региона в определенный исторический период в основном относится к восточному или западному типу. Так, к Востоку относят обычно Древний Китай и др. страны АТР, а к Западу – современные культуры США, Великобритании, Новой Зеландии.
Следует также четко понимать, что Восток и Запад как типы культуры не имеют отношения к географии, нельзя также утверждать, что Восток – это прошлое человечества, а Запад – его будущее. Восток и Запад – это прежде всего две различные системы ценностей, которые связываются отношением не только противоположности, но и дополнительности.
Противопоставление Запад – Восток возникло уже в античности. В античной Греции было принято противопоставлять культуру греческих полисов и культуру древних цивилизаций Востока – Египта, Персии. Греки противопоставляли свободу граждан полиса и рабство подданных восточных деспотий. Подчеркивалась разница в образе жизни: умеренность и воздержанность греков и роскошь, изнеженность азиатов; чистота нравов, моногамия греков и разврат, многоженство на Востоке. Именно превосходством греческой культуры объяснялись и оправдывались военные походы Александра Македонского.
Античный полис является первоначальным образцом Запада как типа культуры и противопоставляется Востоку, ядром которого являются обобщенные характеристики древних цивилизаций – Египта, Китая, Индии, Шумера и др.
Восток и Запад как типы культуры различаются по многим характеристикам:
· По условиям возникновения и хозяйственной базе. Цивилизации Востока зарождаются в долинах великих рек на базе ирригационного земледелия. Это аграрные общества, основанные на натуральном хозяйстве. Преобладает государственная собственность на землю и основные средства производства.
Культура западного типа возникает в прибрежной зоне, на архипелаге и ее экономической основой является мореплавание, рыболовство, торговля, пиратство, денежная экономика. Преобладает частная собственность.
· По типу власти и управления. В цивилизациях Востока возникает централизованное государство с развитым бюрократическим аппаратом, сакрализацией власти правителя, сложным придворным церемониалом. Подданные не участвуют в принятии решений.
Запад – демократический тип организации власти, с большой долей самоуправления граждан, большим количеством выборных должностей в управлении. Граждане имеют механизмы воздействия на власть.
· По типу социальной организации. В восточных культурах роль индивидуального начала ослаблена, существуют различные типы личной зависимости (рабство, крепостничество, власть старейшин и т.п.). Преобладают приписанные (врожденные) статусы, которые включают индивида в коллективы разного уровня – род, семью, племя, касту, клан, сословие, секту, религиозную или территориальную общность и т.д. Существует сложная социальная иерархия (соотношение высших, средних и низших слоев общества) – типа системы каст в Древней Индии. Социальная мобильность затруднена и обычно возможна только в строго определенных социальных областях – на воинской или гражданской службе, в церкви, через брак. Преобладает большая (несколько поколений, живущих вместе) семья с дискриминацией прав женщин и детей. Очень высокая рождаемость и детская смертность.
В западных культурах форм личной зависимости не существует. Развиваются индивидуальные права и свободы, личная инициатива не скована. Социальная мобильность высокая и затрагивает все сферы общества, главный канал социального продвижения – образование. Иерархичность общества уменьшается, преобладает средний класс. Западная семья обычно малая, состоит из супругов с детьми. Отношения в семье в идеале равноправные. Рождаемость регулируемая и невысокая.
· По типу духовной жизни. Культуры Востока традиционны, т.е. ориентированы на сохранение прошлого наследия. Их отличает преобладание мифологического или религиозного сознания. Их называют ценностнорациональными – т.е. деятельность людей там основана не на расчете, а на традиционных или моральных нормах и ценностях. Культуру Востока называют «культурой стыда», т.е. люди в своем поведении руководствуются не внутренним убеждением, совестью, а ориентацией на внешнее одобрение или боязнью осуждения, позора. Восточное мышление считают интровертным, иррациональным, мистическим. Высшим духовным и эстетическим абсолютом на Востоке выступает Природа, безличное начало. Человек должен стремиться к познанию внутреннего мира и природы как неразрывного единства и слиянию с божественным абсолютом. Для восточного типа мышления характерно стремление к синтезу (единству, обобщению). Время воспринимается циклически, как вечный повтор.
Культура Запада инновационна, стремится к прогрессу и изменению. Мышление носит научный характер, ценится объективное, точное, подтвержденное экспериментом знание. Поведение людей западной культуры целерационально – т.е. прежде всего расчетливо, ориентировано на конкретный результат, определяется интересами, а не идеалами. Культура Запада – это культура «вины», а не стыда, т.е. личность руководствуется прежде всего самосознанием, собственными оценками своего поведения, понятием «греха» или «вины», внешний контроль ослаблен. Западное мышление экстравертно, ориентировано на внешний мир как объект не только изучения, но использования, покорения. Высшей ценностью культуры является человек как личность. Абсолют, Бог носит личностный характер и находится вне природного мира. Достижение абсолюта в западной культуре означает разрыв с природой, преодоление плоти, отделение души от тела. Западный способ мышления – анализ, диалектический метод. Время на Западе воспринимается линейно, как вектор, изменения необратимы.
· По типу личности. В культурах Востока нет понятия прав человека, индивидуальности. Ценится конформизм, исполнение своей социальной роли. Личная инициатива не поощряется. Идеальный человек на Востоке – это почтительный сын (покорная дочь), исполнительный чиновник, добросовестный слуга. Добродетель правителя – следовать традиции, заветам предков, исполнять все обряды. Главное достоинство человека – честное исполнение своего долга перед семьей, кланом, начальством, государством и Богом.
В западной культуре существует понятие индивидуальности, неотъемлемых правах личности на жизнь, свободу, безопасность и развитие. Личная инициатива поощряется. Идеал личности – победитель, революционер, ученый-исследователь, завоеватель, путешественник. Существует культ успеха, победы в любой области деятельности; конкуренция, борьба, соревнование воспринимаются как норма.
В зависимости от политической ситуации, социальных и культурных проблем, личных предпочтений отношение к Западу и Востоку может меняться, иногда радикально. Иногда Восток становится синонимом косности, нарушения прав человека, произвола правительства и т.д. Или Запад рассматривается как «загнивающий», «продажный», «бездуховный», «война всех против всех». Возможно, соотношение Востока и Запада как идеальных типов культуры можно изобразить в виде известного китайского символа инь-ян, т.е. как неразрывное единство противоположных начал.