Культурная картина мира
Каждая национальная культура, формируясь в специфических условиях своего существования (климатических, исторических, социальных), вырабатывает свое специфическое видение мира. Специфическое видение мира, зафиксированное в культуре – это культурная картина мира (далее ККМ).
Если мир – это среда и человек в их взаимодействии, то ККМ – это результат переработки информации о среде сознанием человека. Каждое явление окружающего мира существует в сознании человека в виде образа, знания о нем и отношения к нему. И поэтому ККМ – это система образов, знаний и представлений человека об устройстве мира и месте человека в нем.
Она включает в себя также ценности и нормы, характерные для культуры, способы мировосприятия, культурные образцы.
ККМ в структурно-семиотической школе обозначается таким понятием, как «модель мира». На ККМ оказывает влияние множество факторов – природно-климатический, исторический, социальный, общественный. ККМ меняется под влиянием тех процессов, которые происходят в обществе, особенно в науке и образовании.
На разных стадиях развития человечества, например, для архаических культур, характерна мифологическая КМ. На верхнем ярусе – боги, на среднем – люди и духи природы, на нижнем – царство мертвых.
В эпоху Нового Времени под влиянием развития естественных наук происходит изменение КМ. Каждый предмет окружающего мира – земля, человек, небесные светила рассматривались как своеобразные механизмы, подчиненные жестким законам, носящие познавательный, разумный характер.
ККМ отражается в искусстве, в языке. Например, у малых народов севера существует несколько десятков слов, обозначающих оленя, в зависимости от возраста, окраса и т.д. В то же время у них нет многих образов, характерных для других народов.
Менталитет культуры.
Это понятие близко по значению ККМ (Культурная картина мира). Как пишет Гуревич, ККМ – это осознаваемые представления, а менталитет культуры не осознается, не рефлексируется сознанием, но переживается эмоционально и отражается в поведении.
Существует множество определений менталитета. Кондаков приводит следующее:
Менталитет – это глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому при всей своей исторической изменчивости наиболее стабильные структуры культуры, которые определяют сходство различных этапов национальной истории.
Особенности менталитета:
- отражает специфику той или иной культуры, ее отличие от других
- это исторически обусловленное явление, которое формируется под воздействием множества факторов
- укреплен в бессознательных структурах человеческой психики, не контролируется сознанием, передается как неявное знание.
24) Традиции и новации в культуре.
Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.
Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.
Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни. Новации бывают:
- эндогенные – внутренние, внутри самой культуры
- экзогенные – внешние, заимствованные из других культур
Эндогенные новации возникают в ответ на какую-то потребность, которая не может быть удовлетворена традицией. Эндогенная новация – это мутация традиции.
Сложнее обстоит дело с экзогенными новациями, потому что всякая культура защищает свою самобытность. Поэтому легче всего усваиваются материальные новации.
Характер взаимоотношений традиций и новаций:
- Конфликт (церковные реформы Никона)
- Симбиоз. Сосуществование традиций и новаций в разных сферах общества (дворянство и народ)
- Синтез. Результат взаимного приспособления друг к другу (марксистское учение, совпадавшее с российской действительностью).
25) Субкультура.
Существуют три основных формы бытия: - человек, общество, природа. Культура как особая форма бытия обслуживает все эти формы и тесно взаимосвязана с ними.
Культура и общество тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, так как культура общества определяет его развитие. Общество влияет на культуру и это находит свое отражение в таком явлении, как субкультура.
Приставка «суб» означает принадлежность к чему-либо, выражает отношение части и целого, т.е. субкультура – это часть культуры общества.
Субкультуры – это часть культуры общества в зависимости от возрастных, профессиональных, территориальных и других особенностей той или иной группы людей. Субкультуры – это историческое явление. Социально однородное первобытное общество порождало гомогенные типы культуры, единый тип для всех членов общества. Общество гетерогенное порождает различные субкультуры в целостном культурном пространстве.
М.С. Каган выделяет 4 типа субкультур в культуре средневековья:
1) «Храма и монастыря» - это культура, характерная для духовенства, народа, аскетическая, антигедонистическая.
2) «Замка и дворца» - это рыцарская, придворно-аристократическая, гедонистическая культура.
3) «Средневекового города» - это культура торговцев, ремесленников, нарождающейся буржуазии и интеллигенции.
4) «Села и хутора» - это крестьянская культура, характеризуется тесной связью с природой, языческими верованиями.
В современном обществе различных субкультур великое множество, что связано с дифференциацией и усложнением общества.
Типология субкультур:
- по возрастному признаку
- по территориальному
- по профессиональному
- по классовому
-по месту в обществе
Каждая субкультура сохраняет в себе присущее культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ). В то же время субкультуры отличаются друг от друга:
- нормами, регулирующими отношения между людьми
- особенностями жизнедеятельности, истории, быта
- идеологическими различиями
Наиболее разнообразными и многочисленными субкультурами являются молодежные. Выделяют следующие молодежные субкультуры:
- рокеры
- скинхеды
- панки
- хиппи
Другую типологию субкультур предлагает Багдасарян:
1) «Мажоры» - выходцы из состоятельных семей с солидными связями, ориентированные на красивую жизнь.
2) «Яппи» - молодые люди из семей среднего достатка, ориентированные на карьеру и образование, для которых характерен практицизм, опрятность, здоровый образ жизни.
3) «Люберы» (гопники) – выходцы из неблагополучных семей, которые объединяются в группы с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны с уголовным миром.
26) Контркультура.
Контркультура - это понятие, не тождественное понятию «субкультура», потому что контркультура может охватывать разные группы общества; не тождественно понятию «бескультурье», так как контркультура несет в себе и положительные черты.
Контркультура – это совокупность социально-культурных установок и ориентаций, противопоставленных официальной культуре общества. Если официальной культуре присущи такие ценности, как государство, власть, образование, религия, искусство, то для КК характерны анархия, аполитичность, нетрадиционные формы искусства, нетрадиционные формы религии.
КК возникает в кризисные моменты жизни общества как протест против бездуховности, мещанства, накопительства, лицемерия, ханжества, старшего поколения.
Основные функции КК:
- разрушительная, так как она ограничивает официальную культуру
- деструктивная, связанная с разрушением вечных ценностей
- революционирующая, обновляющая функция, так как КК ведет к обновлению культуры общества.
Теоретическое обоснование КК-ным явлениям дал Ницше. Он пишет о внутренней противоречивости любой культуры, которая включает в себя два начала:
- Аполлоновское. Символизирует умеренность, покой, стремление к развитию и гармонии.
- Диониссийское. Стихия бурной жизни, перемены, непокоя.
Культура развивается благодаря противоборству этих двух начал. Молодежный протест – это проявление диониссийского начала в культуре, стихия обновления. Преобладание аполлоновского начала порождает догматизм, формализм, застой в общественной жизни.
27) Массовая культура.
Массовая культура – это культура, основным носителем и средством трансляции которой являются СМИ. Массовая культура называется так, потому что:
- она создается массовыми тиражами
- она потребляется всеми без исключения
МК – это детище 20 века, хотя предпосылки ее возникновения относятся к концу 19 века, когда газета стала общенародным достоянием. МК – это результат проникновения капиталистических влияний в культурную сферу общества, так как произведения МК создаются как товар, по законам рынка.
МК предельно примитивна, она представляет мир как предельно упрощенный мир, где все проблемы решаются легко. МК предельно адаптивна, она использует как сюжеты высокой элитарной культуры, так и сюжеты рок-культуры, которая всегда противопоставляла себя МК. МК решает не столько эстетические задачи, сколько задачи коммерческие, политические. МК - это зрелищная, визуальная, экранная культура, поэтому она более эффективно действует на чувство, на подсознание человека и таким образом манипулирует им.
МК предельно фрагментарна (дает знания по чуть-чуть обо всем), не формирует целостного образа мира. И как следствие, формирует личность посредственную, без индивидуальности. МК носит универсальный, всеобщий, интернациональный характер, то есть она не несет в себе национальных признаков.
Отношение к МК в современной литературе весьма неоднозначно:
- Резко отрицательное. МК – это ширпотреб, квази-культура.
- Положительное.
- Точка зрения, признающая и плюсы, и минусы МК.
28) Элитарная культура.
Элитарная культура – это течение в культуре, создающее искусство для немногих и непонятное для широких масс. Истоки ЭК также достаточно давние. Она существовала как «чистое искусство», то есть искусство, решающее эстетические задачи и отрицающее социальную, идеологическую проблематику.
Направления современной ЭК – абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм, модернизм и др.
Основные черты ЭК:
- эстетическая свобода, коммерческая независимость
- философская глубина тематики и психологическое проникновение в сущность явлений
- многообразие форм, отражений действительности.
Существует определенная связь между ЭК и МК. Например, МК(Массовая культура) использует сюжеты ЭК. Произведения же МК с течение времени попадают в разряд ЭК (джаз).
29) Культурная модернизация
Модернизация – это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Но в социальной философии под модернизацией принято понимать переход общества от традиционного к современному.
Традиционное общество – это общество, ориентированное на традицию, на воспроизводство общественной жизни в устоявшихся веками формах.
Современное общество – это общество, ориентированное на новации, постоянное развитие и совершенствование всех сфер жизнедеятельности.
Самыми первыми на путь модернизации стали страны Запада. Эта модернизация называется эндогенной, органической, так как была основана на внутренних источниках, на особенностях культуры.
Существует четыре типа модернизации:
1) С позиции Вебера, главным фактором западной модернизации стала протестанская этика, которая формировала такие качества личности, как трудолюбие, законопослушание, ответственность.
2) Вестернизация. Это полное последовательное копирование западного опыта, институтов, ценностей, образа жизни, всей культуры. Этот путь считается непродуктивным, так как приводит конфликту традиций и новаций.
3) Догоняющая модернизация. Когда акцент делается на развитии промышленности, науки, военных технологий, от которых зависит безопасность общества. Однако такая модернизация непродуктивна, поскольку она порождает откат назад в силу отсутствия внутренних источников развития (свободы личности).
4) В 60ые – 80ые годы 20 века в странах Юго-Восточной Азии возникает новый тип модернизации – модернизация на собственной культурной основе, основанная на соединений западных достижений с традиционными ценностями культуры. Этот путь считается наиболее продуктивным, так как:
- позволяет сохранить уникальную культуру
- позволяет избежать многих культурных проблем, связанных с разрушением собственных культурных традиций.
Сегодня в науке утверждается идея многообразия путей модернизации. Поскольку важнейшим фактором модернизации признается культура, то содержание, темы и последствия модернизации в разных странах будет различным.
30) Типология культур.
Типология – это метод научного познания, который предполагает группировку культурных объектов с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.
Существует множество типологий культур по разным основаниям: