Понятие корпоративной культуры
Глава 10КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Культура организации относится к базовым понятиям науки управления, так как в основе облика организации лежит специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг; правила поведения и нравственные принципы работников; репутация в деловом мире и т.п.
Культура организации — система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Менеджмент и корпоративная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом управление не просто соответствует культуре организации, сильно зависит от нее, но оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой стратегии. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой своей организации.
Целью корпоративной культуры является помощь работникам продуктивно исполнять свои обязанности в организации и получать от этого большее удовлетворение, что в свою очередь приведет к повышению экономической эффективности деятельности организации в целом. Ведь сплоченный, движимый единой целью, работающий, как отлаженный часовой механизм, коллектив принесет гораздо больше пользы, чем «сообщество разброда и шатания». А эффективность бизнеса является важнейшим показателем для организации. Очевидно, что влияние на нее корпоративной культуры организации огромно.
Говоря короче, основная цель корпоративной культуры — самоподдержание и саморазвитие организации.
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценно-
134 Глава 10. Корпоративная культура
стей и поведения, вызвало к жизни понятие корпоративной культуры.
Понятие «корпоративная культура» формировалось на заре монополизма. Когда основатель крупнейшей автомобильной корпорации Г. Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту культуру — общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней. Это эфемерное явление: его нельзя потрогать в буквальном смысле, но плоды его материальны, так как непосредственно способствуют увеличению доходов компании.
Корпоративная культура — это не только имидж организации, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности.
В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития организации через стимулирование инноваций и управление изменениями.
Заметим, что корпоративная культура существует в любой организации — с момента ее появления и до самого конца ее существования вне зависимости от того, создается специальная служба для работы с ней или нет.
Специалисты по управлению человеческими ресурсами по-разному интерпретируют понятие корпоративной культуры. Приведем несколько определений.
Корпоративная культура — это система ценностей и методов управления.
Здесь суммируются нематериальные активы организации и конкретные механизмы, что приводит к его неоднозначному толкованию.
Корпоративная культура — это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой, т.е. опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации, процесс принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытываемые работниками (Б. Феган).
Корпоративная культура — приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других
§ 10.1. Понятие корпоративной культуры 135
символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности (А.Н. Занковский).
Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях» (Т.Ю. Базаров).
Таким образом, корпоративная культура — большая область явлений материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции, которые формируются с момента образования организации и разделяются большинством работников.
Можно сказать, что корпоративная культура — это то, как работники относятся к хорошо сделанной работе, а также то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично. Это клей, который держит; это масло, которое смягчает... Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках организации. Это то, как одни подразделения организации видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое подразделение в результате этого видения.
Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду и проявляется прежде всего и главным образом в организационном поведении сотрудников, т.е. определяет:
устойчивость, эффективность и надежность внутрисистемных организационных связей, дисциплину и культуру их исполнения;
динамизм и адаптивность к нововведениям в организации;
общепринятый (на всех уровнях) стиль управления, основанный на сотрудничестве;
активные процессы позитивной самоорганизации и многое другое, что проявляется в корпоративном поведении работников в соответствии с принятыми нормами и признанными ценностями, объединяющими интересы отдельных работников, подразделений и организации в целом.
136 Глава 10. Корпоративная культура
Корпоративную культуру предприятия определяет формула:
общие ценности — взаимовыгодные отношения и сотрудничество — добросовестное организационное поведение.
Как культура вообще базируется на общепризнанных ценностях и общепринятых нормах (правилах) поведения, так и корпоративная культура формируется на основе признанных ценностей и принятых норм поведения именно в данном коллективе и данной организации.
По определению, корпоративная культура не может быть сконструирована и внедрена. Она не может быть даже заимствована. Могут быть заимствованы лишь некоторые структуры и механизмы связей, отражаемые в организационных проектах, а пересадка с одной почвы на другую образа корпоративного поведения, как правило, не бывает успешной. Это объясняется тем, что каждый коллектив уникален по своим характеристикам — половозрастному составу, профессионально-квалификационной структуре кадров, отраслевой принадлежности, географической специфике, истории становления, формирования коллектива и сложившимся традициям.
Таким образом, корпоративная культура: 0 задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему
организация функционирует именно так, а не иначе; 0 позволяет в значительной мере решить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее: ценности, нормы, поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
Корпоративная культура возникает в любой структурированной группе людей и становится тем мощнее, чем дольше существует данная структура. Обычно корпоративная культура возникает спонтанно, «снизу», и передается «из уст в уста», с помощью личного примера и устных наставлений старожилов.
Наибольший вклад в формирование корпоративной культуры носят наиболее харизматические личности. Именно их привычки и правила поведения неосознанно копируют их коллеги. Естественно, если во главе организации стоит сильный харизматический лидер, то основное влияние на формирование корпоративной культуры оказывает именно он. Тогда корпоративная культура начнет работать на своего создателя.
§ 10.1. Понятие корпоративной культуры 137
Многие руководители рассматривают корпоративную культуру организации, которую они возглавляют, как мощный стратегический инструмент, позволяющий:
0 ориентировать все подразделения и отдельных работников на общие цели;
мобилизовать инициативу работников;
1 обеспечивать лояльность;
v облегчать общение.
Специфические культурные ценности организации могут касаться:
О предназначения организации и ее «лица» (высшее качество, лидерство в своей отрасли, дух новаторства);
О старшинства и власти (полномочия, присущие должности или лицу, уважение старшинства и власти);
о функций различных руководящих должностей (полномочия отдела кадров, вице-президентов, различных отделов);
о обращения с людьми (забота о работниках и их нуждах, уважение индивидуальных прав, обучение и возможности повышения квалификации, справедливая оплата труда, мотивация);
о роли женщин в управлении и на других должностях;
О критериев выбора на руководящие и контролирующие должности;
> организации работы и дисциплины;
о стиля руководства и управления (авторитарный, консультативный или стиль сотрудничества, роль комитетов и целевых групп);
О процессов принятия решений (кто принимает решения, с кем проводятся консультации);
о распространения и обмена информацией (информированность работников);
О характера контактов (предпочтение личных или письменных контактов, возможность контактов с высшим руководством);
С> характера социализации (общение в течение рабочего дня и после него, особые условия, такие, как отдельная столовая, и др.);
0 путей решения конфликтов (желание избежать конфликта или идти на компромисс, участие в конфликтах высшего руководства);
0 оценки эффективности работы (тайная или открытая, кем осуществляется, как используются результаты);
о отождествление с организацией (лояльность и целостность, дух единства, удовольствие от работы в организации).
138 Глава 10. Корпоративная культура