Человек «золотой середины» (ЧЗС)
Сражение для ЧЗС – средство для достижения другой насущной цели.
Он может сказать: «Я-человек, и ничто человеческое мне не чуждо».
«Я-герой, но в меру, раб, но не слишком». Быть по середине – это существовать индивидуально, возможность выйти из ритуала и принять реальность судьбы.
Это человек-жизнеустроитель. Герой совершает поступки, а ЧЗС пишет героев в историю. Цель существования – в счастье, в отличии от героя.
Раб примиряется со своей жизнью, а ЧЗС стремится изменить её.
Есть два образа: Дон Кихот (герой) и Санчо Пансо (ЧЗС). В беседах они всегда спорят, но друг другу нужны по жизни.
Им есть о чём поговорить, потому что они свободны (не как рабы).
Греческая культура строилась на взаимодополняемости героизма и серединности.
Вопрос № 24.
Буржуа и дворянин в культуре Нового Времени.
Буржуа.
Буржуазия начала играть большую роль в Западной культуре 17 веке.
19 век - это век буржуазной культуры.
20 век - кризис буржуазной культуры.
Буржуа – это собственник и предприниматель.
Рассмотрим Бенджамена Франклина (США). Он был истинным буржуа. Цель его жизни – состояние и богатство, но с совестью, честно. Он считал, что к богатству ведёт труд и предприимчивость, но и работа над собой.
Его правила:
1. Выдержанность в еде и питье.
2. Меньше говорить.
3. Порядок.
4. Решительность.
5. Бережливость.
6. Трудолюбие.
7. Искренность.
8. Справедливость.
9. Умеренность.
10. Чистота в одежде и дома.
11. Спокойствие.
12. Целомудрие.
13. Скромность.
Он плохо относился к необходимости тратить деньги. Деньги должны расти. Это смысл жизни буржуа.
Дворянин.
Вырос из рыцаря к 17 веку. Дворянин признаёт служение только государю. Но может ему и не служить. От этого он не терял ни дворянства, ни поместий. Но служение было желательно для него же. И монарх, и дворянин служат. У первого –служение-властвование, у второго – служение-подчинённость. Государь обязан править государством, а дворянин ему обязан помогать. Жизнь для дворянина не имеет самостоятельной ценности. Поэтому были приняты дуэли. Дворянин очень любит себя (себялюбие). Но себялюбие для дворянина буржуа –разные вещи. Дворянин – не творец и не работник Он готов расстаться с жизнью в любой момент, но пока жив, он гордиться собой. Для него жизнь – это непрерывный мир. И ничто не может мешать этому, даже дуэли.
Вопрос № 25.
Культура эпохи Эллинизма.
Эллинизм -период в истории Средиземноморья с 336 (царствование Александра Македонского) до 30 года до рождения Христа (смерть египетской царицы Клеопатры).
Древние Греки жили в небольших полисах. Их называли народом моря. Они плавали по Средиземному морю, основывая там колонии. Но они никогда не выходили в Атлантический океан. Греки путешествовали вдоль побережья.
После походов Александра Македонского полис – не единственная форма жития древних греков. Македонский хотел объединить Восток и Запад.
Но Восток был страной, где был божественный царь и служащие ему рабы,
а Запад хотел свободы. Для греков рабство было унижением.
Но Греки, завоёвывая Восток, создавали новые города-полисы. Но жители признавали царскую власть.
Эта эпоха делится на 2 периода:
1. Ранний (4-2 век до н. э.). Экономический и культурный подъём эллистических государств – Египет, Сирия, Пергам, Родос.
2. Поздний (2-1 век до н. э.). Кризис в государствах. Подъём Армении, Парфии. Был контраст между богатством рабовладельческой верхушки и нищетой народа.
Черты культуры эллинизма:
1). Распространение греческой культуры в эллистическом мире.
2). Объединение элементов греческой культуры с местными традициями.
Вопрос № 26.
Культура Просвещения.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей на определённом этапе развития и передающихся из поколения в поколение.
Культура Просвещения возникла в конце 17 века в Англии. Расцвет в середине 18 века во Франции.Раньше эпоху называли веком разума, философов (Вольтер, Руссо, Дидро).
Эпоха Просвещения - одна из основных эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого движения лежали рационализм и свободомыслие.
В 1784 Кант написал статью «Что такое Просвещение?» Автор говорит о Просвещении, как о процессе развития человечества. Главная черта культуры Просвещения – секуляризация (процесс снижения роли религии в жизни общества и передача земельных владений из церковного в светское управление).
У человека просвещения Нет ощущения своей божественности, он ощущает себя существом природным. Среди видных просветителей – дворяне и представители высшего слоя дворянства. Просветители приветствовали просвещённых монархов (Фридрих II в Пруссии, Иосиф II в Австрии, Екатерина II в России).
Важнейшие представители Эпохи Просвещения:
1. Чезаре Беккариа, Италия. Сочинение «О преступлениях и наказаниях».
2. Людвиг ван Бетховен, Германия, композитор.
3. Джеймс Босуэлл, Шотландия, писатель.
4. Екатерина Дашкова, Россия, литератор, президент Российской академии.
5. Дени Дидро, Франция, литератор и философ, основатель Энциклопедии.
6. Иоганн Вольфганг фон Гёте , Германия, поэт, философ.
7. Йозеф Гайдн, Германия, композитор.
8. Иммануил Кант, Германия, философ.
9. Михайло Ломоносов , Россия, естествоиспытатель и поэт.
10. Гавриил Державин, Россия, поэт и государственный деятель.
11. Вольфганг Амадей Моцарт, Германия, композитор.
12. Адам Смит, Шотландия, экономист и философ, автор знаменитой книги «Исследование о природе и причинах богатства народов».
13. Вольтер, Франция, писатель и философ, критик государственной религии.
Вопрос № 28.