У Горация – правило золотой середины.Искусство служит пользе и наслаждению

2) Принцип пользы

В классицизме – только пользе.(наслаждение от лукавого).

Многие писатели стали ловко нарушать все эти правила.

Пьер Корнель.
(1606-1684)

02. 04. 14
24. 56 минут
Трагик, но известен комедиями.
Родился и жил в Роане.
Парижский театр приехал гастролировать в Роан и взяли его пьессу(первая комедия - “Милита”) - случайно соблел 3 единства и чтобы его ставили решил принять на себя правила классицизма.
Вторая комедия - “Вдова”
Написал ПРЕДИСЛОВИЯ (ЧИТАТЬ ТОЛЬКО С НИМ И РОСИНА)
Предисловие – тоже текст пьессы.
В предисловии ловко оговорил нарушения(3):
1) ограничил место действия до одного города(поскольку 5 актов и зритель ходит)
2) а так же единство времени (5 актов 5 дней)
3) а единство действия на свой лад
К сиду:
4) дает нам романсеру из которой берет сюжет(не нарушение, просто в предисловии)
5) пишет, что ему нужно было, чтобы неожиданно под стены города пришли мавры
(но если бы они шли по земле – их бы заметили и убили из далека, для внезапности Корнель делает там море)

“Сид”
(1636)

Дает возможность посмотреть – что такое классицизм.
Герой - Сид – герой испанского эпоса ”Песьня о моем Сиде” (как “Песня о Роланде” у Франц.)
“Сид” - господин. На самом деле его зовут Родриго. Сюжет - из испанской традиции, из пьессы Дельемо де Кастро “Юность Сида” - (барочный драммотруг, 618 г) Делает классицистическую пьессу из барочной
Дельем де Кастро берет сюжет из романсеры(народный жанр - короткие романсы о любви)
романс о том, как Сид женился на своей жене(в прошлом, сейчас у него уже дети) Корнель берет этот сюжет. “Песнь о Сиде”(народный эпос) - Романсера о Сиде (народн.песня) - “Юность Сида” (Д. дель Кастро – испанское барокко) - “Сид” (Корнель – французский классицизм) Мы видим разницу – испанск. Барокко и франц. Классицизм

Испанск. барокко

Франц. Классицизм

Сюжет

Любовь

Никакой любви, только честь

Основной конфликт

Главное - честь

Между чувством и разумом

Логика

Формальная, математическая

Форма

Вся пьесса написана Александрийским стихом(в классицизме) – размер, изобретен во Франции для имитации гигзамен(нет разных ударений), 6-стопный ямб с цензурой посередине.
Величественный монотонный размер.
Корнель врезает в этот размер “Станцы”- размер из испанского фольклора(песнь, баллада), короткий размер. Так он выделяет размышления Родриго строфически.
Рефрен на две рифмы – как припевв самой строфе(в конце строфы )
У всех рефремов 2 рифмы, у всех куплетов одни и те же рифмы в рефреме. Мысли Родриго ходят по кругу(эффект)

5 актов(как положено), зеркальный сюдет – в середине 3 акта сюжет сложится и мотивы совпадают.
1) Поединок-свидание
2) Свидание-поединок
Последовательная зеркальность-
сцена с Хименой-сцена с Уракой

Фабула:
Родриго убил на дуэле отца
Она пришла к королю и потребовала возмещения – убил 1)кормильца 2)защитника 3)чести(должна отомстить, иначе без чести)
Пусть женится.(У Кальдерона “Жизнь есть сон” тоже были тонкие игры чести – убил мужа, должен жениться, спасти честь)

Карнель хочет создать конфликт классицизма – между чувством и долгом.

Еще до начала пьессы делает Родриго и Химены влюбленными друг в друга. Химена никому не говорит, ждет, когда отец выберет для нее жениха.
Отец выбрал Родриго. (Но если все хорошо, потом будет что-то плохое)
Дальше – конфликт двух отцов
(Химены –молодой дон Горнес(полководец) и Родриго – старый дон Диего(бывший полководец) ).
Оба претендуют на должность воспитателя инфанта(сына короля). Король решил сделать воспитателем старого. Горнес обижен и дерзко обвиняет Диего и бьет по лицу. Диего выхватил мечь, но он выпадает из руки. Теперь сын должен нести мечь и отомстить за отца.

Корнель смодулировал конфликт чувства и долга в Родриго(делема)
В классицизме математическая логика.

Родриго догадался – без чести он будет не достоин Химены(не сможет получить Химену).

Так Корнель объяснил не только логику Родриго, но и Химены(будет умирать, но мстить Родриго – потому что без чести не достойна его, чем сильнее любит, тем сильнее будет стремиться отомстить).
Как только убивает отца, Химена идет к королю – просит убить Родриго(государство несет большой урон – от того, что убил полководца).

Но за это время Корнель сделал еще кое-что. Из Родриго героя
Под стены города неожиданно пришли мавры(по морю).
И Родриго их победил. Доказал свое рыцарское качество:
1) Победил большого воина
2) Победил мавров

Король отказывает Химене, она объявляет конкурс на свою руку(убить Родриго). Дон Санчо вызввается(прошлый жених).
Но Родриго не убийца, он жалеет дона Санчо, не хочет убивать. Приходит к Хмиене(вторая половина). Говорит, что поддастся Санчо, если она хочет. Она гордо говорит – пойди и победи.

Корнель рисует идеального рыцаря и к тому же добрый, не убийца.

Выбивает меч сразу (доказывает превосходство). Велит отнести меч Химене.
Но Химена подумала, что это меч с кровью Родриго. И при всех закричала о том6 что любит Родриго.
Теперь король хочет поженить их.
Но химена не может потерять честь. И говорит – нет. Я понимаю, что вам нужен Родриго. Зачем мной платить?

Корнель создал неразрешимый конфликт.

Нужен накал страстей(трагедия создает исключительную ситуацию, чтобы доказать правильность героев. Они проверяются этой ситуацией).
Герои – жертвы своей силы и праведности. Доказывают свое качество в этой неразрешимой ситуации.

Корнель устраивает прием “Део сенс Махино – Бог из машины”
Когда король развязывает всю ситуацию.
Отправляет Родриго на подвиги(Родриго станет Сидом), от Химены требует, чтобы она вышла замуж по прибытию.
Корнель помещает развязку вне пьессы(отложенная развязка).

Корнель объясняет, что трагедия не в плохом конце, а в величии и значительности персонажей.В возвышенном характере пьессы, серьезности ситуации.
Создает идеал поведения(принцип пользы).
Все обыденное отменяется. Остается только возвышенность в борьбе с ситуацией.

Над сидом устроили суд.
1)Безнравственность – почему Химена противится долгу(могла сама убить)
2)За побочную интригу(принцесса Уррака)
3)Снял корону с головы Дона Фернандо и надел на Родриго – обвинение.(но это было только фольклорное преувеличение – король распинается перед рвцарем)
4)Досталось за Станци – за то, что нарушил Александрийский стиль
(Защищается Арестотелем”Герой должен быть противоречивым”)
5) Принцесса не может быть менее благородной и честной, чем простая деувшка.(героиня должна быть противоречива)


Любит Родриго(но не может его любить – простой рыцарь), ее отец – кроль в первой династии, не выйдет замуж за принца – спихнут с трона. И познакомила Родриго с Хименой(влюбить их).
Когда Родриго стал героем, Уррака думает – а может теперь мне можно за него?
(Химена идеальнее, чем Уррака – контраст)

13. Человек как жертва страстей в трагедии Расина «Федра». Отражение в трагедии янсенистских взглядов автора.
Жан Росин
1639-1699
Это уже другая эпоха, другое время.
Сильно изменилась политическая ситуация:
1) Умер Людовиг ХIII (за него правил Решелье)
2) Умер Решелье(теперь за него правил Мозарини, любовник Анны Австрийской(из мушкетеров))
После смерти Мозарини - “Фрондо” - Людовиг ХIV еще мальчик, за него правит мать(регенство)
-Центральная власть ослабла
-Все сословия хотят вернуть свои права.
-Особенно бунтуют дворяне - хотят устроить арестократическую римскую республику,
(демократия – это власть народа, а республика – аретократическая, тоже выборная).
Росин по рождению пренадлежал к политической и религиозной опозиции.
(Раньше были гугиноты(крепость Ларошель), с ними расправились)
Тепреь в этой крепости была другая опозиция -
Янсинизм – дуалистическая идея(и зло и добро – две одинаково мощные силы, борятся между собой) –
1)у трубадуров(в то время были Альбигойцы) тоже был дуализм, они считали, что человек сам выбирает – быть ему добрым или не быть.
2) а у Янсинистов - писсимизм. Они верили в предопределение. Господь предопределяет быть добрым или злым(барочная идеология). Презывают к аскетизму.

Росин родился в Ларояле(недалеко от Ларошеля)
Там был янсинистский монастырь(учился в школе для мальчиков)
В последствии он отходит от янсинизма, чтобы жить в Париже и быть известным.
Свои прокляли, чужие не доверяют – это усиливает трагизм в его пьессах.

“Федра”1677 г
Сюжет:
брал свои сюжеты у Эврипида(показывает его интерес к человеческим страстям)
(В то время как у Софокла и Корнеля – показан идеал)
Пьесса Эврипида “Иппалит” - Тезей(сын изнасилованной амазонки, родился не от любви, на нем проклятье) женится на Эврипиде, а на самом деле там все плохо.
Стиль:
Критики спорят – классицист он или барочный автор. Росин – это барочный классицизм.
Версаль строит Людовиг14 (в эту эпоху мода – банты и ленты),
но в это время на классицизм накладываетя барочная мода.
Версаль – класичистический в плане, но в украшениях барочный.
То же самое пьессы Росина (в плане классицистическая, в разработке - барочная)
“Оксюморон” - специфика позднего классицизма(классицизм при Росине другой, чем при Корнеле).
Праздник, избыточность форм – от барокко.
Мрачность - в словесной культуре.

Фабула:

Предыстория:
1) Выходит Афродита и ругается на Иппалита, что он ее не чтит(амазонки никого не любили, воительницы, почитали Артемиду) и хочет отомстить Иппалиту.
Федра – орудие мести Иппалиту.
Но Росин концентрируется на судьбе федры, а не Иппалита
На Федре лежит проклятье – она из рода Гелеоса.(Медея была из рода гелеоса)
Гелеос подсмотрел за ласками Афродиты и Ареса и накапал мужу.
Афродита мстит всем женщинам из рода Гелеоса.
1. Медея была несчастна
2. Мать Федры Посифая(полюбила быка и родился минотавр)
3. Старшая сестра Ариадна(ее взял Тезей и бросил на острове)
4. Федра

Росин ристианин. Он не верит в античные мифы, для него это декорации янсининского предопределения. Хочет показать, что Федра предопределена. Она стремитс к добру, очень нравственная, воспринимает страсть к Ипполиту, как змею в груди, хочет вырвать, но не может.

2) Федра поняв, что любит Иппалита хочет притвориться злой мачехой и гнать его от себя.
Ипполит жил в другом городе (Трезен). Но потом отец Ипполита переезжает в Трезен и Федра понимает, что не может вынести – видеть Ипполита каждый день.
Решиет покончить собой. Начинает морить себя голодом, но сутьба не дает ест этого сделать.
С точки зрения Янсинизма, Федре лучше было бы умереть(не потянет никого за собой).
Трагедия происходит из двух нарушенных обещаний:
1. Не умерла
2. Нарушила обещание молчать(призналась)

3) В предисловии же Росин говорит, что хотел сделать Федру менее виновной – из-за Арестотеля(герой должен быть не совсем невинным, не совсем виновным, как Эдип)
Но на самом деле с точки зрения христианства этот сюжет очень безнравственный и Росин просто хочет все смягчить, чтобы зритель не чувствовал себя оскорбленным.Чтобы зритель сочувствовал Федре.
Вскими способами обеляет Федру:
1. Нянька отговаривает Федру (заклинает своей грудью) и расспрашивает. Но когда узнает, что Федра любит Иппалита, сама ее проклинает.
- Каждый раз происходят внешнии события, котоыре мешают ей умереть.
2. Приходит весть о кончине мужа(был на войне). Юнона говорит, ты не можешь сейчас умереть, ты должна защитить маленьких детей от других наследников - Иппалита и Принцессы Арикии из этого рода.
(Тезей ранее завоева г. Тризен и убил всех мужчин, принцессу Арикию заточил, приказал – никто не может ее любить(чтобы не родился наследник))

Начало пьессы -
1) Наставник Иппалита Терамен выманивает у него, что он любит Ариккию.
(Мы понимаем, что надежды у Федры нет)
Иппалит притворяется, что ненавилит Арикию, она боится, что после смерти отца, Иппалит убьет ее.
Но Иппалит идет к Ариккие, чтобы отдеть ей трон Трезен, а сам берет трон Афин.
И договариваются о тайном браке.
(После этого сцена с Федрой – мы жалеем ее)
2) Иди к Ипполиту и умоляй не убивать детей.
(У Эврипида Федра идет конкретно требовать любви), а здесь идет просить за детей. И неволько признается. Человек не властен над собой, судьбой – идея Росина.

Говорит “Как ты прекрасен, Иппалит”, он испугался.
Она говорит “Ты напомнил мне юного Тезея”
Но потом она все равно не выдержит и признается.

(У Эврипида Иппалит невинный, здесь у Росина он влюблен в Ариккию, а ее нельзя любить
Здесь он тоже виновный(преступление против власти Тезея).
Федра и Иппалит – зеркальные герои и одинаково виновны перед Тезеем). Если они равны, значит Федра менее виновна. Сцена с Федрой предворятеся сценй с Иппалитом, чтобы у нас не было надежды, что страсть Федры будет. (Последовательная зеркальность)

Иппалит отвергает ее. (Потому что любит другую.)
Федра выхватывает меч и говорит – убей меня. Он не может.
Она уходит за сцену, чтобы умереть.

3. Но! Опять мешают(Весть о том, что муж Тезей жив)
Юнона снова говорит – ты не можешь умереть. Потому что если Иппалит расскажет Тезею, позор падет на ее детей.

Росин здесь показывает, что у человека есть предел. Я больше не могу сражаться. Отдаю себя в твою власть(говорит Юноне). Делай что хочешь.
Человек, обессиленный борьбой с сутьбой(и в том числе – сделать Федру менее низкой)
(У Эврипида она повесилась с табличкой в руках – что Иппалит посегал на нее делом – низко, потом Тезей казнит сына).
Христианин не может умереть, совершив такое зло. И Росин передает вранье низкому персонажу – кормилице Юноне (низкого происхождения, ей можно врать, и лжет из любвик Федре).
(У Эврипида – Федре нужна посмертная слава, чтобы хорошо было в Аиде)

“Квиквакво” - путаница:
Юнона рассказывает Тезею, что он посигал на Федру.
И Тезей спрашивает Иппалита – ты виноват передо мной?
-Да(но Иппалит имел в виду, что он уже поделил его владения и хотел жениться на Ариккии)
Но гнев охватил Тезея и он прогоняет сына и произносит слова Посейдону(тот должен ему одно желание)– пусть мой сын умрет. Иппалит ехал по берегу моря на колеснице, Посейдон выве из моря чудовище, лошади испугались и понеслись, он запутался в веревках и они протащили его по каменистому берегу(Росин взял это из мифа). “Иппалит” - значит “убитый лошадьми” И Юнона прыгает со скалы от этого. Здесь все виновные наказываются: -Федра -Иппалит -Тезей(потому что позволил хаосу им овладеть, разумом не поставил предел страстям). (Государственное больше человеческого в классицизме). То есть Росин делает то же, что Корнель – показывает нам идеал, а Росин утверждает идеал от противного(показывают барочный хаос, вторгающийся в жизнь человека). Как близки классицизм и Барокко. Поскольку христианка не может умереть не раскаянной, а насилие на сцене запрещено(как на орхестре – в Античности), Федра за сценой выпивает медленный яд и приходит у мужу раскаяться. Затем уходит за сцену умирать. Так Росин использовал все приемы классицизма, чтобы показать нам барочные страсти.

13. Человек как жертва страстей в трагедии Расина «Федра». Отражение в трагедии янсенистских взглядов автора.

ПРОВЕРИТЬ

Жан Расин 1639-1690

Расин творит уже в другую эпоху. Умирает Ришелье, людовик XIII. Правит Музолини (новый кардинал), после и его смерти начинается т.н. "фронто" (?) – когда Людовик IV еще мальчик, а за него правит регент - его мать. Власти как таковой нет, общество начинает приходить в движение (начинается некое "смутное время"). Раз центральнаяя власть ослабла, то все сословия пытаются вернуть свои права (а особенно дворянство, желающее вернуть республику – то есть впрямую посягающие на власть короля).

Расин уже по своему рождению принадлежал к оппозиции, причем не только к политической, но и к религиозной. Он принадлежал к янсенистам (ересь, появившаяся как продолжение движения гугенотов). Янсенизм – дуалистическая ересь. Дуализм – когда добро и зло считаются одинаково мощными силами, борющимимся между собой. Арена борьбы – человек. Но в отличие от альбигольцев (?), которые считали, что человек сам выбирает, быть ему добрым или нет, янсенисты верили, что Господь определяет склонность человека к добру или злу. Человек, по мнению янсенистов, своим аскетизмом может раскрыть себя бог, и бог может дать ему благодать или не дать (но это выбор Бога). Эта идеология – глубоко барочная, призывает к аскетизму и очень жесткой жизни.

Расин родился недалеко от Ля Рошель – крепости-оплоте янсенистов, и учился в школе при женском монастыре. То есть Расин уже по рождению и воспитанию был янсенистом. В последствие Расин перебирается в Париж, чтобы заниматься литературной деятельностью, но оказывается в ситуации, когда "свои" его прокляли, а "новые" (в Париже) ему не доверяли. Это и усиливает пессимизм его произведений.

Расин преимущественно брал сюжеты у Еврипида, что говорит нам о интересае Жана к человеческим страстям. Критики спорят о том, к какому направлению относить Расина (во франции – к барокко, у нас – к классицизму). На самом деле Расин – барочный классицист. Ко времени правления Людовика XIV приходит мода на барокко, поэтому и дворец в Версале в плане постройки – классицистический, а в разработке – барочный. Поэтому классицизм к 1677 году уже совсем не тот, что при Корнеле (1600-ые), включает в себя многие черты барокко. Но дворец в Версале – это скорее праздник формы и жизни, а произведения Расина – мрачные, пессимистические, описывающие человеческие страсти.

1677, "Федра". Сюжет и анализ

Сюжет – переработанная пьеса Еврипида "Ипполит". Федра у Еврипида – орудие мести Ипполиту, подсобное средство. У Расина же в центре пьесы – судьба Федры. Сюжет переработан. Федра – из рода Гелиоса, который проклят Афродитой за то, что Гелиос рассказал мужу Афродиты про ее измену. Для Расина фабула Еврипида – всего лишь декорации для янсенисткого предопределения. Расин показывает, что Федра предопределена ко злу, хоть и очень нравственна и стремится к добру, но не может вырваться. Поняв, что любит Ипполита, Федра начинает стремиться к нему, пытается избавиться от этого, но понимает, что это невозможно, и решает покончить с собой, но у нее это не получается. С точки зрения янсенизма ей лучше было бы умереть, но она нарушает как решение умереть, так и обет молчания – поэтому и происходит трагедия. С точки хрения христианского сознания Федра ужасно безнравственна, и писать об этом нельзя. Расин поэтому вынужден все смягчать, чтобы зритель не был оскорблен. Он хочет, чтобы зритель смог сочувствовать Федре, поэтому он ее обеляет. В конце каждой сцены Федра уходит, чтобы умереть, но каждый раз внешние события вынуждают ее отложить это. Например, ее просит не делать этого служанка, в другой раз Федра должна уговорить Ипполита не убивать других претендентов на престол и тд.

Ипполит у Расина не настолько целомудрен, как у Еврипида (он влюблен в Арикию), что делает его более виновным, а Федру менее виновной (тк они зеркальные персонажи). Любовь Ипполита – это преступление против власти Тезея (он запретил ее любить). Поэтому любовь Ипполита и любовь Федры одинаково виновны.

Каждая сцена с Федрой претворяется сценой с Ипполитом. С самого начала мы узнаем, что Ипполит любит Арикию, => надежды у Федры нет, => читатель должен сочувствовать Федре, а не осуждать ее. Ипполит и Арикия договариваются о тайном браке, и поэтому отказ Ипполита Федре смотрится у Расина совсем по-другому. Это унижение для Федры, и она хочет умереть, но обстоятельства снова мешают ей это сделать. Потом Федра уже отдает себя в руки Эноне.

Тезей узнает, что Ипполит виноват перед ним (но из-за гнева не спрашивает, в чем именно), просит Посейдона убить его, что и происходит. Энона с горя спрыгивает со скалы. Тезей поставил чловеческое больше государственного – и тут же хаос вторгся в его жизнь – это чисто классицистический принцип.

Федра же должна умереть, но умереть раскаянной (христианский принцип). Она принимает яд за сценой, выходит, рассказывает все, и уходит обратно умирать (насилие на сцене было запрещено).

Таким образом, используя приемы классицизма, Расин показывает нам барочные страсти.

14. Приемы классицистической комедии. Мольер.

Наследие средневековья не позволило создать в Париже свободный театр, какой был в Испании и Италии. Из-за комерции. Но были официальные театры. Бургундский отель(избранный театр)
Мольер стал писать тексты. Сначала это были фарсы, оттачивал мастерство.
Потом понял, что смерть рядом и решил запретить себе все забавы в том числе театр – грех(особенно комедии).
Расстался со своей труппой и представил ее Королю.
Но в это время ситуация придворе:
Маленький Людовиг 14 Анна Австрийская была регентшей при сыне(сначала правил ее любовник Мозарини)
Потом она решила подумать о душе и отдала свою душу и власть архиепископу Парижскому.
А он был иезуитом(чисто политоческий орден иезуитов во Франции)
Он не хотел отпускать власть из своих рук (а мальчик растет, мама его женила).

Есть две партии:
1) Крудок принца и молодежи(хотят веселиться)
2) Кружок архиепископа, который правит Францией и Анна Австрийская. (шайка святош)

Здесь, при этом дворе театр Мольера стаивит спектакль.
Обычно ставят из трагедии и комедии(на манер античности):
1) Корнеля
2) Фарс “Влюбленный доктор”, написанный Мольером

С этого момента Мольер становится комедиографом короля.
Он становится руппором короля Людовика, становится на его сторону, когда Людовиг был еще слаб, делает это не для карьеры.

Важен подтекст комедий – сатирическая комедия – пароийная.
Король строит Версаль в противовес Лувру(серое здание)
Открывает версаль с любовницей беременной, при жене.

Устраивать праздник будет Мольер(фильм Вотель)
и ставит пьессу “Увеселение волшебного острова”

Шайка святош

Король

Лувр(серый скучный)

Версаль(пространство праздника)

Власть, честь, долг

Любиртинская атмосфера – освобождение от религиозного аскетизма.Протестное поведение.Вступать в брак нужно по любви.

“Смешные жиманницы (грациозницы)”

Стиль:

“Смешные прециозницы” - прециозность – это стиль, модный тогда. Это вариант барокко(когда на классицизм налепили барокко)
-дворянская арестократическая культура
-чем мы отличаемся от остальной черни – тонкостью чувств(у Испанцев была честь)
-анимирована средневековая куртуазия(как рыцарские романы, только в примитивном виде)

“Остров любви” - фантастическая топография страны любви.
Это становится формой поведения, стилем речи и поведения. Нельзя говорить низко, возникает птичий язык, на котором говорит придворная арестократия.

Мольер смеялся над этим, а Людовик не доверяет дворянству и опирается на средний класс.
Решил держать их всех при себе(давал им деньи на дорогой костюм, а без него нельзя появиться при дворе). Зависимость от короля.
Людовик хочет прибрать к рукам и унизить всю эту арестократию.

“Смешные прициозницы” - высмеивают “особость” всех этих людей.

Сюжет:
Две девушки мечтают, что их увезут на остров любви.
К папе приходят женихи(одной он папа, другой дядя) и просят руки. Но девушки хотят признаний, грез, слез, не хотят просто так выходить замуж.

Эти двое дворян решили поиздеваться над ними. Переодели суг и научили их этому языку.И так обольстили девушек, что он на все готовы.

Злобность Мольера в том, что арестократия думает, что только она может говорить на таком языке и чувствовать такие тонкие чувства.(а лакеи выучили за 15 минут этот язык)

Все закончится разоблачением, позор не лакеям, а девушкам. И корользаставил всех слуг смотреть эту пьессу.

“Тортюф”

Во время написания пьессы король лично просил Мольера пожеще писать, чтобы всем задать.
Но случилось несчатье.
В 1664 году они играли пьессу впервые и смогли сыграть только 2 акта.
Потом Королева и епископ встали и вышли.
Затем вся пресса и все были извещены, что король призвал своего комедиографа, чтобы он прекратил все эти пакости(и король не может это отменить)
Потому что если его объявят еритиком, будет плохо.

А Мольер не хочет понимать эту ситуацию. И пишет королю письма с жалобами, что принял на себя правила 3хединств, пишет тепер другую, классичистическую комедию.(триединство, принцип пользы – высмеивание порока, принцип доминанты – доминирование одного качества персонажа, принцип “развлекать поучая”).
Ее называют “Комедия нравов” - сатирическая, в ней высмеивается порок.

Только через 5 лет была поставлена комедия.
1673 г Мольер умер.

Сюжет:

Многие сюжеты Мольер берет у Плафта.
“Скупой” - переделка “Клада” Плафта

Строение:

Состоит из 5 актов и Тортюф появляется только в начале 3 акта, когда уже все о нем сказано и все знают о его пороке, чтобы зритель никогда не подумал, что Тортюф хороший.
(Короля делает его свита)

Фабула:
1) Спор молодежи в доме и старой госпоже Дупернель, в этом доме живет

Спор старого и нового.
Мы верим молодежи, потому что:
1. их больше
2. они приводят разные аргументы, а она их не слышит и повторяет одно и то же

2) Во второй сцене это подтверждается Аргоном(тоже не слышит)
куплет – препев
Он уезжял и приехал. Хочет узнать – как дела дома? Спрашивает у Дорины.

Дорина – говорит все м правду в лицо (Напоминает у Плавта “Раб и интриган”).
Высмеивает Тортюфа.

Здесь царит структура. Очень классицистично.

3) Повсяется Тортюф. Говорит Дорине – прикрой ногою грудь.
Она говорит – ничего себе святой, если это его соблазнило. Будь вы передо мной голый, меня бы это не смутило.

На этом архиепископ ушел. Из-за того, что она оскорбила его, как мужчину. И за то, что намек на похотливость.

(Он захотел жениться на дочери Аргона, но и лапает его жену).
Отец отнимает дочь у жениха и отдает Тортюфу.
Тортюф – черное солнце. (Антогонист главного хорошего героя)
Вокруг него, как вокруг солнца вращаются все персонажи. Кто ближе – те хуже и больше осмеиваются. Чем дальше – тем лучше и из сатиры просто юмор.

4) Влюбленные вместо того, чтобы соединиться, соррятся.(из-за женитьбы на Тортюфе). Дорина приходит и хочет помирить.
Но над ними смеются не зло, а просто юмор, просто умиление.

Есть 2 персонажа, которые хотят урезонить Аргона:
1. брат молодой жены Клеант – произносит серьезный монолог. Это персонаж “Резони” - рассуждать/дребезжать резонирует. Но в данном случае, никакого эффекта.
2. сын Аргона(видит, что Тортюф негодяй и пристает к маме)

Почему не получается серьезными речами побороть зло? Потому что смех - орудие сатиры.

(У Плафта “Раб интриган” все строится на интриге. - комедия положений,
здесь комедия нравов – для обличения пороков, высмеивания)

Высокие персонажи не должны заниматься интригами – это смешно.
Высокая слогом комедия Мольера во многом оставалась фарсом в театре.

5) Эльмира назначает Тортюфу свидание, мужа сажает под стол.
Тортюф уже залез под юбку, а муж все еще под столом.
И только потом муж возвращается и понимает, что это негодяй. И гонит из дома Тортюфа.
Тортюф гонит его из своего дома – потому что Аргон уже переписал на него дом.
Угрожает отнести шкатулочку ”куда надо”(которую оставил проезжающий друг), в которой опасные документы. И вызвать приставов судебных.

Слово – орудие лицемерия.
“Собственность – плохо для души”.
“Я могу вам помочь, потому что моя душа уже окрепла в борьбе с грехом”.

Зеркальность присуща классицизму – сначала госпожа Дюперне защищает Тротюфа, потом Аргон.
Значит когда Аргон разочаровался в Тортюфе, потом она.

6) Приходит госпожа Дюперне и спрашивает о ней. Потом опять начинает не верить – абсурд начинает зашкаливать. В итоге идти некуда. Она должна понять правду.
Теперь комедия клонится к трагедии.
Сюжетный тупик.

Чередование комических и напряженных сцен.

7) Приходит пристав. Болегкая сцена.Говорит все собирать монатки.

8)Приходит Тортюф. И еще больше устрашает, что сейчас орестуют Аргона.
Узел. Как у Корнеля – неразрешимая ситуация.

8) И как у Корнеля - “Бог из машины” - король разобрался, что Тортюф виноват, что он разорил уже не одно семейство. И прислал арестовывать уже Тортюфа.

Но как же шкатулка?
Король посмотрел в шкатулку и понял, что там ничего ужасного нет, просто стишки.
1. Это послание зрителю, что король всех простит.
2. Послание от Мольера королю.
Мудрый король на сатиру не обижается, на поэтов.

Королю нужно поднимать рейтинг. Оппозиции не много, много не определившихся. Серая масса запятнала себя и боится короля. А король хочет сказать – что им нечего бояться, чтобы все были на его стороне.

Мольера часто ругали за это финал – потому что разрешился не естественным путем.
Но здесь есть не только политический смысл, есть философский:

1) В то время была теория Деизм – механичтическое представление о мире, мир – машина, созданная Богом. С неумолимыми законами. Бог создал мир и ушел. Обченб барочная мысль.
2) Де Карт говорит, что Бог никуда не ушел. Он создал мир и он рядом.
Здесь король – наместник Бога на земле. Версаль – стриженный, чтобы ничто не увернулось от его взгляда.
Он придет и спасет от зла (соотношение советского и классицистического).
Это очень успокоительная картина.
Мы должны понимать ложь идеологии и понимать ее меру, в меру она необходима.
Мольер конструирует картину прочности государства в своей пьессе.
Та симметри, которая есть в кассицизме – идеальная симметрия мироздания. Гарант в симметрии – король.

14. Приемы классицистической комедии. Мольер. ВЫБРАТЬ!!!!

Принципы классицизма: требование подражания природе. В 20 годы во Франции идет спор о театре – каким должен быть. Жан Шоплен – письмо о правиле 24 часов (1630). 1 принцип – совершенное подражание (то есть на основе разума). (Полная иллюзия того, что происходит на сцене, происходит здесь и сейчас) Из этого и вытекает 3 единства. Время не чувствует хорошо так как место. Действие должно укладывается в 24 часа (украл у Аристотеля). Световой день длиться 18 часов в лучшем случае. 24 – сразу будет разрушаться. Единство действия – (в античности – концентрация действия (Царь Эдип). Нельзя допускать переплетать интриг. Спорит с театром Возрождения и театром барокко. «Зритель не может удержать в голове больше одной интриги» - за этим скрывается идеология (театр должен быть идеологическим, плакатность, абсолютная ясность). Тоталитарная литература. Второй принцип – пользы. (Гораций – правило абсолютной середины) Искусство служит пользе (наслаждение – от лукавого) – его ответ на вопрос Горация.

Комедия положений – построена на интриге. Комедия нравов – для высмеивания, обличение порока. Высокие и низкие персонажи, а высокие не должны заниматься интригами. Высокое слогом – в практике оставалось фарсовым. Мольера можно обыгрывать фарсово. Принципы комедии представлены в разборе комедии Мольера «Тартюф»: высмеивается один порок, смена напряженных и комических сцен, наличие персонажей-резонеров, интрига (лучше всё это рассказывать на примере «Тартюфа» - см. ниже)

В Париже был театральная монополия, был цеховой театр для постановки мистерий и мираклий, во Франции – для этого специальная организация (братство), и ей дали право на монополии. В театре Маре ставили классицистические пьесы, комедия дель арта – итальянский театр вошел в моду – нет текста, фиксированные персонажи (характеристики, ситуации, слова) – сюжет компенсируется мастерством актеров. («Скоромуш» - маска комедии дель арта). Первое представление о профессиональном театре возникает через итальянскую комедию – это фарс (изначально).

Жан Батист Мольер – гуманистическое образование, итальянец – Госсенди, был нанят в учителя, гуманистическое образование – коллективное обучение, обучение идеологии, (Сирано де Бержерак – крали строчки, включая Мольера.) Роман «Государство и империя Луны».

Мольер – продал наследственные привилегии.

Театральному искусство учился у итальянцев. (Бордунов – про Мальера). Когда он был основан театр (Мольер и актеры Бежары) – Блистательный театр. Потратили много денег – без роскошного зала и костюмов, декораций было невозможно. Бежали из Париже – чтобы не сесть в долговую тюрьму. Бежар – была талантливая трагическая актриса. Мадлен – природный талант, а Мольера – учили этим приемам. Начали ставить комедии, кочевали по провинциям 12 лет. Впоследствии становятся труппой принца Де Канти (королевской крови). Сказалось положительно в смысле вкуса. Мольер научился писать (так как театр импровизационный, но при переездах – закреплялось одно). Поначалу – фарсы. Принц де Канти – осознал старость, запретил себе все удовольствия, включая театр, расстается со своей труппой, он ее представил королю.

Ситуация при дворе (архиепископ парижский захватил власть – через Анну австрийскую, которая была регентом Людовика 14). Архиепископ – от иезуитов. Не хотел отпускать власть из своих рук, а король растет. Король вырос, но вокруг него – молодежь, шайка святош – архиепископ и его окружение. Показывается труппа Мольера – трагедия – Коренель, а фарс – влюбленный доктор. Комедиограф короля теперь Мольер, будет идеологическим рупором Людовика. Становится на сторону короля, когда это слабая стороны, у короля нет власти, и своими пьесами борется за его власть. Пьесы Мольера – слово в борьбе, важен их подтекст. Нужно знать объект сатиры. Версаль – противовес Лувру. (Строится при Мольере).

«Увеселение волшебного острова» - пьеса Мольера.

Брак должен быть по любви, те кто не борется за любовь – не правы.

«Смешные жеманницы» - на самом деле – смешные прециозницы – Прециозность – вариант барокко. Чем отличие от черни – тонкость чувств. Форма поведения, стиль речи, жестикуляция, нельзя ничего употреблять низкого – Мольеру это было смешно. У Людовика – свои причины не доверять дворянству – Фрондо – (архиепископ) – начинает опираться на средний класс. Завел двор – против заговора (где держал вместе), ружева ручной работы – стоит как бриллиант. Чтобы дворянство появлялось в таких костюмах, и у них не было денег. Унизить, обуздать, прибрать к рукам. Смешные прециозницы – высмеивается особость дворянства. Две молодые кузины, начитавшись прециозности, мечтают о том, что их украдут, увезут на остров любви, грезы, слезы и т д. Пришли двое дворян – свататься, они их отшили. Дворяне - решили отомстить, лакеев обучили «языку» - те обольстили кузин, увезли их – был позор. Людовик заставил несколько раз дворянство смотреть эту пьесу и аплодировать. Мольер – писал это с подачи короля.

1864 году – сыграли 2 акта и чуть-чуть – вышла шайка святош. Был скандал. Утром в газете – статья, сказано, что король запретил писать комедиографу. У короля – шаткое положение, имеет дело с иезуитами, в безвыходном положении. Мольер – пишет письма королю, не понимает политической ситуации. Мольер – принял на себя правила классицизма, ставит другую классицистическую комедию, высокая – так как 3 единства, принцип пользы (показать как не надо, высмеять порок – потому – сатирическая, комедия нравов, более мрачная). Мольер и реализует принцип доминанты – доминирование одного качества. (Один порок – один носитель). Принцип развлекать поучая. 1869 – таки поставлена пьеса «Тартюф» - умер Мольер в 1873 году (туберкулез).

«Тартюф». Состоит из 5 актов, Тартюф появляется в начале 3-его. Тогда появляется, когда уже о нем в

Наши рекомендации