Средневековая культура
Средними веками в культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять, по меньшей мере, 3 периода:
- Ранее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X-XI веков);
- Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV;
- Позднее Средневековье ,XIV и XV века.
Раннее Средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего – это вторжение варваров. Они закончились падением Рима. Второй важнейший исторический процесс - это то, что новые западноевропейцы, как правило, принимали христианство. Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же варварами.
Высокое(Класс.)Средневековье - период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг. Эпоха Высокого Средневековья сменила Ранее Средневековье и предшествовала Позднему Средневековью. Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Позднее Средневековье - термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV — XVI веках.
Позднему Средневековью предшествовало Высокое Средневековье, а последующий период называется Новое время. Историки резко расходятся в определении верхней границы Позднего Средневековья. Если в российской исторической науке принято определять его окончание английской гражданской войной, то в западноевропейской науке конец Средневековья обычно связывают с началом церковной реформации или эпохи Великих географических открытий. Позднее Средневековье называют также эпохой Возрождения. Эта культура была связана с христианскими вероучениями, церковью. Это культура эпохи феодализма. Интеллектуальной доминантой и основным системообразующим элементом было христианство. Культура средневековья была неоднородной. В ней можно выделить несколько уровней – несколько субкультур. Христианство стало основой средневековой картины мира. Противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела. К дуализму мира восходят такие черты ментальности как универсализм, символизм, аллегоризм. Средневековый человек – личность особого типа, «частичка общ-ва», которая подчиняет себя требованиям этикета, обычая, традиции. Христианство утверждает иную систему ценностей (сознание греха и неминуемым загробным наказанием) следовательно, склонность к простому смеху. Человек в Средневековье представлялся существом сугубо амбивалентным: с одной стороны, он — венец творения, воплощение божеского, созданный по образу и подобию верховного творца, с другой стороны, он — плод искушений дьявола, греховная тварь. Человек постоянно выступал объектом борьбы, средоточием противоборства высших альтернативных сил мира — Бога и дьявола. Смыслом жизни человека провозглашается спасение души. Фундаментальной добродетелью христианина объявляется смирение, отречение от самого себя, подчинение воле божьей. Таким образом, христианство определяло своеобразие науки, философии, искусства, права и морали. Наиболее важной особенностью культуры Средневековья является характер отношений, который сложился с античной культурой. Иногда утверждается мысль о том, что Средневековье "наследует" культуру античности, "сохраняет" её традиции и нормы и т. д. В целом, можно сказать, что средневековая наука лишь восстановила те знания, которые открыл античный мир. Но по многим позициям: в области математики, астрономии - она лишь приблизилась к античной науке, но так и не превзошла её. Во многом тормозом развития науки выступила идеология - религия, христианство. Попытки освободиться от влияния христианства предпринимались на всём протяжении Средневековья, особенно в период его упадка, но эти попытки были непоследовательными. Одной из таких попыток выступало учение о двойственности истин: есть истины божественные, истины Писания, и есть истины научные. Но высшие истины - истины теологии.
Культура Возрождения.
Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Эпоха великих открытий. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа:
-проторенессанс (предвозрождение) – вторая половина XIII-XIV вв.
-ранее Возрождение – XV в.
-Высокое Возрождение – конец XV в.- первая треть XVI в.,
-Позднее Возрождение-конец XVI в.
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».Он запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В нем больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью. Философской основой был пантеизм - не отрицая прямо существования Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими ,как вечность, бесконечность, безграничность. Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма. Духовная культура масс в период Средневековья формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.
Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства, которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живопись, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других непревзойденных художников. И, наконец. Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре - Пессимизма. Таким образом ,Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры ,стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.