Тема 1. Значение культуры общения для профессионального становления личности
Вот тебе два дела — сделай хоть одно из них!
Коль прославиться делами хочешь пред людьми,
Или то, что сам ты знаешь, передай другим,
Или то, чего не знаешь, от других возьми!
Анвари, таджикский поэт
В словах классика таджикской поэзии Анвари отражено главное назначение общения: передавать друг другу мысли, чувства, опыт, помогать друг другу жить, творить, преодолевать проблемы и преграды.
Общение — процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями, навыками, а также результатами деятельности.
«Философский энциклопедический словарь» характеризует общение как «одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности»[1]. В социологии общение трактуется как особая форма взаимодействия и самоактуализации.
Какое значение имеет культура общения для профессионального становления личности? Как она связана с профессиональной культурой специалиста? В чем причина возрастания значимости культуры общения в современных условиях?
Приоритетными компетентностями современного специалиста сегодня оказываются: поисковая активность, гибкость, мобильность, готовность к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, потребность в самообразовании, готовность к саморазвитию, культура общения.
Чтобы более подробно проанализировать связь культуры общения с профессиональным становлением личности, формированием профессиональной культуры, рассмотрим, в чем проявляется профессиональная культура специалиста.
В содержании профессиональной культуры выделяют три структурных блока: когнитивный (знания, умения, навыки); эмоционально-ценностный (отношение к труду, способность получать удовлетворение от удачно завершенной работы, чувство гордости за свою профессию); практически-деятельностный (характеризует проявление культуры труда в познавательной и предметно- преобразующей деятельности; проявляется в самостоятельности, стремлении овладевать рациональными приемами труда, осваивать инновационные технологии, добиваться высоких показателей результатов труда).
Теперь посмотрим, какую роль играет коммуникативная культура (культура общения) в овладении этими компонентами (блоками) профессиональной культуры.
Когнитивный компонент предполагает, что в процессе профессионального обучения наряду с другими знаниями Вам необходимы знания основ культуры делового общения; наряду с овладением профессиональными умениями важно приобрести опыт продуктивного взаимодействия с преподавателями, однокурсниками, руководителями практики в процессе лабораторных работ, проектной деятельности, производственной практики.
Эмоционально-ценностный компонент связан с Вашим убеждением в правильности профессионального выбора, с самоутверждением в профессии, что проявляется в чувстве собственного достоинства, гордости за свою профессию, эмоциональном удовлетворении от межличностного общения, осознания своего продвижения в овладении профессией, избранной специальностью.
Практически-деятельностный компонент невозможен без накопления опыта делового взаимодействия в практической профессиональной деятельности: опыт общения с работодателями при приеме на работу; культура взаимодействия с заведующим, мастером, бригадиром, другими руководителями и партнерами по совместной деятельности; опыт ведения деловой документации и т. п.
Кроме структурных блоков, определяющих культуру профессионала, можно вычленить содержательные особенности профессиональной культуры, которые становятся приоритетными с учетом особенностей исторического развития общества.
Так, например, в 1930-е годы под влиянием индустриализации настоятельной потребностью в нашей стране стало обеспечение технической культуры участников общественного производства как условия продуктивности их профессиональной деятельности.
В условиях перехода к информационному обществу возрастают требования к информационной культуре, умению использовать весь арсенал средств современных массовых коммуникаций. Не случайно при приеме на работу одним из условий является степень владения соискателем информационными технологиями.
Культура общения профессионально значима для специалистов тех областей деятельности, где общение лежит в основе выполнения функциональных обязанностей: педагогов, психологов, врачей, работников кадровых служб, социальной сферы, сферы отдыха и туризма. От умения найти верный тон, выбрать оптимальную тактику общения зависит и выполнение профессиональных функций, и нравственное благополучие общающихся. В этом случае культура общения связана с профессиональной этикой, имеющей свою специфику в каждой профессиональной сфере.
Таким образом, культура общения становится лично и общественно значимой. Личности она позволяет создать свой имидж, благоприятно воздействующий на окружающих, сохранить чувство собственного достоинства, проявить внутреннюю культуру и доброжелательность, добиться успеха в решении лично значимых задач.
Общественная значимость культуры общения определяется тем, что от нее во многом зависят морально-психологический климат в семье, образовательном учреждении, трудовом коллективе; продуктивность совместной профессиональной деятельности; предупреждение влияния негативных факторов социальной среды на социализацию граждан; международный престиж нашей страны.
[1] Философский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 447.