Первая помощь при солнечном ударе, утоплениях

Отравлениях и ожогах

Солнечный удар. При солнечном ударе происходит поражение центральной нервной системы, вызываемое интенсивным действием прямых солнечных лучей на область головы. Солнечный удар обычно поражает людей, работающих в полевых условиях с непокрытой головой, при злоупотреблении солнечными ваннами на пляжах, при трудных переходах в условиях жаркого климата. Солнечный удар может произойти как во время пребывания на солнце, так и через 6-8 часов.

Симптомы. Общее недомогание, разбитость, головная боль, головокружение, шум в ушах, тошнота, а иногда рвота, учащение пульса и дыхания, усиленное потоотделение, повышение температуры, иногда носовое кровотечение.

Неотложная помощь. В большинстве случаев достаточно поместить больного в тень, освободить от одежды, дать выпить холодной воды, положить холодный компресс на голову, обернуть простыней, смоченной холодной водой. В тяжёлых случаях больные подлежат госпитализации.

Утопления. Состояние извлеченных из воды пострадавших во многом определяется длительностью пребывания под водой и видом утопления, наличием психической травмы и охлаждения. В некоторых случаях сознание может быть сохранено, но больные возбуждены, отмечается дрожь и частая рвота. Зрачки, как правило, расширены. При длительном утоплении пострадавший может быть извлечён из воды без признаков дыхания и сердечной деятельности.

Неотложная помощь. Пострадавшего извлекают из воды (рис. 3)

Первая помощь при солнечном ударе, утоплениях - student2.ru

Рис. 3.Извлечение пострадавшего из воды

При потере сознания проводят искусственную вентиляцию изо рта в нос. Своей правой ладонью закрыть рот пострадавшего, одновременно подтягивая вверх и вперёд его подбородок. Вдувание воздуха производить в носовые ходы утонувшего. При отсутствии пульса на сонных артериях следует немедленно начать непрямой массаж сердца. Больного надо быстро уложить животом на бедро согнутой ноги спасателя и резкими толчкообразными движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки в течение 10-15 секунд, после чего вновь повернуть его на спину. Во время транспортировки в госпиталь необходимо продолжать искусственную вентиляцию лёгких и все другие необходимые мероприятия.

Отравления – заболевания химической этиологии, развивающиеся при попадании в организм человека химических веществ. Преимущественное распространение имеют бытовые отравления. Особое место занимают производственные отравления, которые в отличие от бытовых имеют хронический характер и возникают при несоблюдении правил техники безопасности.

Неотложная помощь при отравлениях должна оказываться как можно раньше. Наиболее благоприятная обстановка – покой, достаточный доступ свежего воздуха. Необходимо промыть желудок или вызвать рвоту, используя раствор поваренной соли (2 столовые ложки на один стакан воды). Кроме того, рвоту можно вызвать надавливанием пальцем или другим предметом на мягкое нёбо. Госпитализация нужна во всех видах отравления.

Ожоги.Тяжелые травмы ожогов возникают при аварийных ситуациях на производстве. Ожоги бывают различных степеней (рис. 4).

Первая помощь при солнечном ударе, утоплениях - student2.ru

Рис. 4.Степени ожогов

Основными причинами является прямое воздействие термических факторов: горячих жидкостей, пара, смолистых веществ, расплавленных металлов, электричества. Ожоги возникают вследствие высокой температуры (термические ожоги), крепких кислот и щелочей (химические ожоги), а также под действием ультрафиолетового и других видов облучения (лучевые ожоги). Наиболее типичными лучевыми ожогами являются солнечные. Термические ожоги бывают также в результате неосторожности в быту и на рабочем месте (обваривание кипятком и во время пожаров).

Симптомы ожогов – крупные напряженные пузыри, заполненные жидкостью. Не следует производить промывание какой-либо области ожога, прикасаться к обожженному месту руками, производить прокалывание пузырей, отрывать прилипшие к месту ожога части одежды, а также смазывать ожоговую поверхность жиром (вазелин, животное или растительное масло и др.) и присыпать порошком.

Неотложная помощь. Пострадавшего необходимо уложить в положение, при котором меньше всего беспокоят боли, тепло укрыть, дать выпить большое количество жидкости. При обширных ожогах пострадавшего лучше завернуть в чистую проглаженную простыню.

Контрольные вопросы

1. Что должен знать и уметь студент во время занятий?

2. Что нельзя делать студенту в течение занятий?

3. Какую первую помощь надо оказать при обмороке?

4. Выучить формулу определения итогового рейтинга студентов.

Задание для самостоятельной работы студента

Прочитать методические рекомендации по технике безопасности, охраны здоровья и профилактике травматизма при занятиях физической культурой.

Просмотреть правильное выполнение контрольно-зачетных упражнений.

СЕМИНАР № 2

Тема: Физическая культура как учебный предмет в содержании высшего профессионального образования. Оценка двигательной активности суточных энергетических затрат. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения, основы методики самомассажа. Средства и методы мышечной релаксации (2 часа).

Цель практического занятия

Ознакомить студентов с понятием двигательная активность и ее влиянием на организм человека.

Сформировать у студентов правильное представление об осанке, телосложении и исправлению их дефектов.

Освоение основных приемов самомассажа.

Дать знания студентам о снижении мышечного тонуса после физической нагрузки.

Задачи

1. Научить студентов давать оценку двигательной активности.

2. Ознакомить студентов с физиологическим воздействием массажа на организм.

3. Ознакомить с методикой снятия болевого синдрома.

4. Ознакомить и обучить студентов системе физических упражнений на примере оздоровительного бега и лыжной подготовки.

План

1. Физическая культура как учебный предмет в содержании высшего профессионального образования.

2. Оценка двигательной активности суточных энергетических затрат.

3. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения, основы методики самомассажа.

4. Средства и методы мышечной релаксации.

Рекомендательный библиографический список литературы

1. Валеева Е.Д., Хаджимамедова В.А. Методика проведения занятий по физическому воспитанию в группах ЛФК. Уфа, УГНТУ, 2009. – 22 С.

2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник /В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2007. –366 с.

4. Рекомендации по проведению коррегирующей гимнастики при нарушениях осанки [Электронный ресурс]: учеб. Метод. пособие/УГНТУ, каф.ФВ; сост.: Е.В. Прохорова, Э.Р. Мугаттарова, Е.А. Савиценко. – Уфа : УГНТУ, 2012. – 8,99 Мб.

5. Самомассаж при занятиях физической культурой: учеб. пособие / Л. Е. Матузов ; УГНТУ. - 2-е изд., доп. и перераб. - Уфа : Нефтегазовое дело, 2013. - 105 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исходя из законов и документов Министерства образования и науки Российской Федерации в высших учебных заведениях «Физическая культура и спорт» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь частью общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки студентов в течение всего периода обучения, физическая культура входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Законом определены основные понятия:

– физическая культура– часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;

– физическое воспитание – процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры;

– спорт – сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним;

– массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях;

– любительский спорт – многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта;

– профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату;

– физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик.

Итак, физическая культура – вид культуры общества, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и практического выполнения ими социальных обязанностей в обществе.

Наши рекомендации