Общая характеристика спорта как специализированного направления физической культуры.
Специализированное направление представлено спортивном тренировкой и рядом разновидностей профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки) обеспечивает на базе общеподготовительного углубленное совершенствование в избранной деятельности, освоение прикладных и навыков и развитие физических способностей, отвечающих специфическим требованиям данной деятельности.
Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действии (снаряда, соперника, дистанция и т.д.Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
Принцип доступности и индивидуализации. Требования к его реализации в процессе физического воспитания.
Принцип доступности и индивидуализации предполагает учет особенностей занимающихся (пол, физическое развитие и подготовленность) и посильность предлагаемых им заданий.
Умелое соблюдение принципа доступности является залогом оздоровительной направленности физического воспитания.
Суть этого принципа применительно к физическому воспитанию раскрывается в следующих основных требованиях.
Строго определять меру доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающегося, а с другой — от объективных трудностей возникающих при выполнении упражнения в силу характерных для него особенностей (координационной сложности, интенсивности и длительности усилий и т. д.). Полное соответствие между возможностями занимающегося и трудностями упражнения означает оптимальную меру его доступности.
Обязательными предпосылками к тому служат глубокие специальные знания, профессиональный опыт специалиста, систематический врачебно-педагогический контроль.
Последовательно обеспечивать методические условия доступности:
*от простого к сложному
*постепенность
*от известного к не известному
*от освоенного к неосвоенном
Задачи, типичные черты методики и организация занятий физической культурой в пожилом возрасте.
Задачи:
*использовать возможности, предоставляемые ф. к. для сохранения
активной жизненной позиции людей пенсионного возраста, деятельного участиях их в общественной
жизни;
*содействовать сохранению физической и общей дееспособности, профилактике заболеваний,
*реализовать физкультурно-образовательные знания, умения и навыки.
Требования:
успешно справляться с индивидуализированными тестами, характеризующими состояние отдельных
физических качеств, двигательных навыков и функциональные возможности организма.
Средства:
*освоенные ранее виды физических упражнений, преимущественно гимнастические и циклические аэробные, нормированные применительно к возрастным особенностям состояния организма;
*регламентированный физический труд (в условиях повседневного быта, на дачном участке и т. п.);
*компоненты лечебной ф. к., общегигиенические факторы и специально направленные
средства закаливания;
*рекреативные формы двигательной активности, факторы психорегулирующей (психомоторной) тренировки.
Формы занятий: организованно-групповые и индивидуально-самостоятельные формы занятий физическими упражнениями, имеющие преимущественно оздоровительную направленность.
Объем физкультурных занятий - 7-12часов в неделю с вариациями в зависимости от состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и особенностей общего режима жизни, в том числе -гигиеническая гимнастика (10-30мин ежедневно),), ежедневные пешеходные прогулки и другие формы двигательной активности (не менее 3-4 часов в неделю).
Билет № 16
Принципы непрерывности процесса физического воспитания и системности чередования в нем нагрузок и отдыха. Требования к их реализации в процессе физического воспитания.
Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и систем чередования нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.
1. Процесс ФВ является целостной системой, в которой предусматривается последовательность проведения занятий ФУ. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. Реализация этого положения в процессе ФВ определяется дидактическими правилами: «от лёгкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Воспитания силы, быстроты, выносливости и других ф. к. также требуют строгой последовательности.
2.Принципа непрерывности обязывает специалистов по ФК и С по построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устраняя большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий ФУ.
Системное чередование нагрузок и отдыха-- важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Оперируя различными вариантами отдыха между занятиями. Ординарный (полный) – обеспечивает восстановление работоспособности к началу следующего занятия.жёсткий (неполный) – очередная нагрузка выполняется на фоне недовостаносления работоспособности суперкомпенсаторныйобеспечивает повышенную работоспособность, наступающую при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов, что позволяет на очередном занятии выполнить более значительную, чем не предыдущем, нагрузку, а также величиной и направленностью нагрузок можно добиться максимального эффекта при достаточно частом проведении занятий с относительно большой напряжённостью.
Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определённые интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдёт реадаптпция – возможность организма вернуться к прежнему уровню. При более коротких интервалах отдыха работоспособность организма не успевает восстановиться. Наилучшем оптимальным интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками.Который требуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации).