Методики обучения русскому языку
Ярица Л.И.
Обучение чтению на русском языке как неродном:
методические рекомендации по чтению
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием письменного текста. Чтение, являясь компонентом коммуникативно-социальной деятельности личности, обеспечивает в ней одну из форм общения - письменную. Цель чтения – получение и переработка информации; в обучении неродному языку эта цель трансформируется в выработку умений извлекать информацию из речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т. е. букв. В процессе чтения происходит декодирование (расшифровка) графических символов и их перевод в мыслительные образы.
Чтение как цель обучения. С психологической точки зрения чтение представляет собой неразложимый процесс, состоящий из техники чтения (средство) и понимания при чтении (цель) в основе которого лежат определенные речевые механизмы.
Основные речевые механизмы чтения:
– речевой слух;
– речевая артикуляция;
– механизмы памяти,
– механизм вероятностного прогнозирования;
– механизм эквивалентных замен;
– механизм осмысливания.
Уровни чтения. Понимание при чтении происходит на основе сложных логических операций, которые позволяют оставить в памяти лишь необходимую информацию, освободить место для поступления новой.
Уровень слова и уровень словосочетания - уровни приблизительного, фрагментарного понимания.
Уровень предложения - более совершенный уровень понимания. Трудности понимания связаны с грамматикой, а также с тем, что, воспринимая предложение, читающий разделяет его на отдельные сегменты, ему необходимо установить между ними связь и выявить их роль в высказывании.
Уровни текста связаны с видами чтения и извлекаемой информацией. Если целью чтения является общее понимание, то используется чтение с общим (глобальным) пониманием. В случае необходимости осмысления деталей информации используется детальное чтение.
Понимание содержательной и эмоционально-волевой информации.
Понимание всех четырех типов информации свидетельствует об осмысленности чтения.
Виды и стратегии чтения
Способы или виды чтения – это стратегии, используемые при чтении текстов разных групп. Та или иная стратегия выбирается в зависимости от цели и задач текста. Выделяю? следующие основные способы чтения.
Углубленное изучающее чтение.
Обучение изучающему чтению
Условия успешности обучения изучающему чтению:
– медленный вид чтения про себя без ограничения времени;
– перечитывание с решением новых задач;
– перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;
– чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);
– самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.
Умения, лежащие в основе данного вида чтения:
– определять важность (значимость, достоверность) информации;
– полно и точно понимать содержание текста;
– делать перифраз / толкование трудных для понимания слов /
предложений;
– раскрывать причинно-следственные связи;
– предвосхищать дальнейшее развитие событий / действий;
– составлять план, схемы, таблицы;
– ставить вопросы к основной и второстепенной информации;
– отделять объективную информацию от субъективной, т. е.
факты от рассуждений;
– выявлять имплицитную информацию;
– понимать содержание, опираясь на фоновые знания / широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;
– переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).
Упражнения для обучения изучающему чтению:
– определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;
– назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте своё решение;
– добавьте факты, не меняя структуру текста;
– найдите в тексте данные, которые можно использовать выводов / аннотации;
– составьте аннотацию / реферат;
– поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;
– напишите тезисы по содержанию прочитанного,
– составьте письменную оценку (рецензию);
– прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски
недостающими словами;
– переведите на родной язык указанные абзацы / части текста и
др.
Ознакомительное чтение (чтение с общим охватом содержания). Цель – общее знакомство с содержанием текста.
Обучение ознакомительному чтению. Условия обучения:
– проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);
– организация как одноразового чтения про себя:
– проверка понимания основной информации;
– исключение перевода на родной язык.
Умения,лежащие в основе данного вида чтения:
– прогнозировать содержание по заголовку / вступлению, зри-
тельной наглядности;
– определять главную мысль;
– отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;
– использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;
– устанавливать логическую / хронологическую связь фактов событий;
– обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из
прочитанного;
– выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования её в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т. д.);
– классифицировать / группировать информацию по определённому признаку;
– оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.
Упражнения для обучения ознакомительному чтению:
– прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли
он / оно последовательности изложенных в тексте фактов;
– расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
– выберите правильный ответ из 3 - 4 вариантов;
– найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
– составьте план текста;
– найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;
– подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые
можно было бы опустить как несущественные;
– просмотрите текст и озаглавьте его;
– перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
– составьте аннотацию / краткий реферат прочитанного;
– передайте содержание текста в устной / письменной форме;
– составьте выводы на основе прочитанного;
– назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
– укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;
– прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);
– на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту / схему;
– выскажите своё мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.
Выборочное чтение используется для поиска информации.
Поисковое чтение.Цель – найти конкретную информацию, о которой читающий, возможно, знает из других источников.
Обучение поисковому чтению.Условия успешного обучения данному виду чтения:
– основная цель поиска – содержательная информация;
– проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);
– принятие решения о целевом использовании информации;
– знание структурно-композиционных особенностей текстов;
– использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;
– начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;
– проведение чтения на больших по объему текстах в форме
чтения про себя.
Умения,лежащие в основе данного вида чтения:
– определять тип / структурно-композиционные особенности текста (журнала, брошюры);
– выделять информацию, относящуюся к определенной теме /
проблеме;
– находить нужные факты (данные, примеры, аргументы);
– подбирать и группировать информацию по определенным признакам;
– прогнозировать содержание целого текста на основе реалий,
известных понятий, терминов, географических названий и имён собственных;
– ориентироваться в тексте путем выдвижения ряда гипотез;
– проводить беглый анализ предложений / абзацев;
– составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх / проектах и т. д.;
– находить абзацы / фрагменты текста, требующие подробного
изучения.
Упражнениядля обучения поисковому чтению:
– определите тему / проблему текста (статьи);
– прочитайте текст, определите, освещены ли в нём указанные
вопросы;
– найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
– прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в
содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);
– найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т. д.;
– просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
– найдите абзацы, посвящённые указанной теме;
– найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для
выводов); |
– просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстри-
рует;
– найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным;
– разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
– выразите своё мнение о содержании текста и соотнесите его
со своим собственным опытом и др.
Уровни владения чтением:
уровень А1– пользователь языком может понять короткие, простые тексты;
уровень А2– пользователь языком может понять короткие простые тексты знакомой тематики, содержащие конкретную информацию;
уровень В1 –пользователь языком может читать несложные тексты, содержащие фактическую информацию, и доcтаточно хорошо их понимать;
уровень В2– пользователь языком может читать самостоятельно, меняя вид чтения и скорость в зависимости от типа текста, избирательно используя необходимые справочные материалы;
уровень С1– пользователь языком может понять во всех подробностях сложные и большие тексты по широкому кругу вопросов, с которыми приходится сталкиваться в ходе общения с друзьями, в процессе профессиональной и учебной деятельности;
уровень С2– пользователь языком может понять и критически оценить практически все формы письменной речи, включая абстрактные, сложные в структурном отношении или написанные повседневным языком художественные и нехудожественные тексты.
Требования к текстам для чтения.Учебный текст для начинающего пользователя должен отличаться информационной содержательностью, наличием сюжетной линии с несложным последовательным изложением, соответствовать логике изложения, характерного для конкретного типа текста (повествование, рассуждение и т. д.); иметь заголовок, соответствующий содержанию; иметь легко вычленяемые при чтении семантические связи между смысловыми частями текста.
Чтение как средство обучения.Особенности чтения, которое называют «старшим братом» других видов речевой деятельности, делают его эффективным средством обучения, в частности неоценима роль чтения в формировании потенциального словаря.
Чтение развивает память; в текстах языковые единицы многократно повторяются, контекст даёт возможность осознать их семантику, нормы употребления, соотнесённость с различным ситуациями.
Чтение вслух используется при обучении произношению, является обязательным компонентом объяснения нового материала, служит созданию правильных слухомоторных навыков, правильному интонированию текста.
Обучение технике чтения.Обучение технике чтения связано с выработкой навыков и умений, которые обеспечивают перцептивную переработку письменного текста.
Навыки и умения техники чтения формируются в период вводно-фонетико-грамматического курса и связаны с правильным произнесением слогов, слов и т. д. при чтении вслух и внутреннем проговаривании. Процесс их формирования идёт параллельно с овладением графо-фонемными соответствиями и изменениями в других видах речевой деятельности. Упражнения опираются на произнесение усложняющихся элементов. Важнейший показатель техники чтения – его скорость, чего можно добиться уменьшением в обучении доли громкого чтения.
Проблемы, свидетельствующие о несформированности техники чтения:
– регрессия;
– низкая скорость чтения;
– артикуляция;
– малое поле;
– низкий уровень организации внимания;
– слабое развитие механизма смыслового прогнозирования.
Особенности обучения чтению детей-билингвов
Грамотность в русском языке повышает уровень овладения вторым языком, поскольку позволяет лучше осмыслить сам процесс чтения. Если в 7 – 11 лет дети попадают в иную среду, умея читать и писать на родном языке, то они имеют реальную возможность овладеть и новым языком в совершенстве.
С раннего возраста печатное слово должно окружать ребёнка: рисунки, плакаты с подписями, распорядок дня, книги. В таком случае, устанавливая связь знака со значением, ребёнок начинает усваивать традиционные в новом для него социуме вербальные функции.
Чтение на родном, на неродном языках формирует универсальные способы смыслового восприятия текста, не зависящие от языка общения: навык узнавания. Чтение, понимание, запоминание может активизироваться сразу несколькими способами: собственно чтение, просмотр мультфильма, спектакля, домашний театр или «художественная мастерская». Чтение книг, тем более в образовательном учреждении, должно стать событием, ожиданием, как и ритуал посещения книжного магазина, и не должно быть сведено к пересказу. Привычка вникать в содержание, разбираться в деталях, выстраивать ассоциации – образные, вербальные, обязательно приведёт к положительным результатам.
В общении чтению на новом языке нельзя обойтись без работы над словом, самое очевидное отставание, понижающее осмысленность чтения, лежит в области словаря: следует выучивать по несколько слов каждый день, чередуя этот процесс с написанием, рисованием, лепкой. Расширение словаря связано с личной мотивацией: поэтому работа над словом должна специально организовываться. Слово нужно употребить в устной и письменной форме, подыскать к нему синонимы, антонимы, например, из словарика, сделать из одного слова несколько слов, найти слова, сходнот начинающиеся или заканчивающиеся, и т. д.
Один из традиционных и интересных способов чтения – совместное чтение со взрослыми, в классе или группе со сверстниками.