Словарь основных терминов
Авторитарный стиль управления – совокупность приемов управления, используя которые, руководитель ориентируется на собственные знания, интересы, цели. Авторитарный руководитель не советуется с коллегами или подчиненными, занимает жесткие позиции и использует административные методы воздействия на людей, навязывая им свою волю путем принуждения или вознаграждения.
Адаптация работника – процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника.
Акционерное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Существуют закрытые и открытые акционерные общества.
Аренда – имущественный наем, основанный на договоре о предоставлении имущества во временное пользование за определенную плату.
Ассертивность – гармоничное объединение свойств личности человека, проявление его знаний о природе человека, умений и навыков общения, этически допустимого в конкретной ситуации, проявление в форме конкретных действий мировоззренческой позиции позитивной направленности.
Баланс– система показателей, характеризующих какое-либо явление путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон. Экономические балансы обычно составляются в денежной форме.
Балансовая прибыль – общая сумма прибыли предприятия по всем видам деятельности, отражаемая в его балансе.
Бизнес – экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуги.
Бизнес-план – программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности компании, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.
Верификация – проверка, проверяемость, способ подтверждения, проверка с помощью доказательств, каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами.
Демократический стиль управления – совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением в процессы принятия решений, управления, организации и контроля подчиненных. Демократичный руководитель предпочитает оказывать влияние на людей с помощью убеждений, разумной веры в исполнительность и мастерство подчиненных.
Делегирующий стиль управления – совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя и часть ответственности за их выполнение. Руководитель, предпочитающий делегирующий стиль, предоставляет подчиненным практически полную свободу.
Дисциплина труда – это закреплённая правом и другими социальными нормами система трудовых отношений в коллективе, направленная на поддержание надлежащего порядка в процессе осуществления трудовой деятельности.
Знание – достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания – специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
Имидж организации – ее образ, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности. Основу имиджа организации составляют существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика – название, эмблема, товарный знак.
Инвестиции – долгосрочные вложения средств как внутри страны, так и за рубежом в целях создания новых и модернизации старых предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получения прибыли.
Индивид – понятие, обозначающее отдельное живое существо, отдельного человека – в отличие от социальной группы, коллектива, общества, социума.
Индивидуальность– 1) человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; 2) своеобразие психики индивида, проявляющееся в чертах характера, специфике интересов и др.
Интеллект – (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В разных психологических концепциях интеллект отождествляется с системой умственных операций, стилем и стратегией решения проблем, эффективностью адаптации к различным обстоятельствам жизни. Основной инструмент интеллекта – мышление.
Инновация – нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, изменяющихся под воздействием развития общества.
Интеграция – степень поддержки отдельных частей (субъектов) организации в целях обеспечения скоординированной деятельности.
Инфраструктура – комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное (или какое-либо другое) производство, а также население. Включает транспорт, связь, торговлю, материально-техническое обеспечение, науку, образование, здравоохранение.
Коммуникации – способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Коммуникативная компетентность руководителя– это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Компетентность – степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности; глубокое доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующих умений и навыков; совокупность знаний, позволяющих судить о чем-либо со знанием дела; черта личности государственного служащего, менеджера, специалиста, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нужное решение и достигать практического или иного значимого результата.
Конкурентоспособность организации – реальная и потенциальная способность компании проектировать, изготавливать и сбывать в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары, которые по «ценовым» и «неценовым» характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов.
Конкуренция – элемент рыночного механизма, связанный с формированием хозяйственных пропорций на основе соперничества предприятий, фирм за лучшие и более выгодные условия приложения капитала, реализации продукции и услуг.
Концепция – это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей.
Концентрация производства – сосредоточение выпуска продукции на крупных предприятиях.
Конформизм – позиция личности, социальной группы, характеризующаяся податливостью, приспособленчеством, некритическим, механическим восприятием стереотипа идей, установок и следующих за этим поступков и действий. Конформизм – следствие отсутствия собственной позиции, подражания, неосмысленного следования за большинством, других факторов и условий социальной жизни.
Кооперирование – процесс установления прямых длительных хозяйственных связей по совместному изготовлению конечного продукта.
Корпоративная культура – совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.
Лидерство -процесс, при котором один член группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. Понятие лидерство не тождественно понятию руководство.
Личность – общественное «лицо» конкретного человека, общественный образ людей, принадлежащих к какой-либо группе, классу и т. д. Сущность личности как общественного «лица» конкретного человека – его социальное качество, сформированное во взаимодействии с социальной средой (его мировоззрение, взятое в единстве с социальным поведением, а также общественный вес, влияние, косвенно оцениваемое его общественным положением.
Маркетинг – комплексная система управления деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг на основе изучения рынка и активного воздействия на потребительский спрос.
Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей сторон в процессе их трудовых отношений путём эквивалентного обмена в различных формах.
Менталитет – особенности и индивидуального и общественного сознания людей, их жизненные позиции, культура, модели поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями и т. п. Менталитет свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенности как субъекта общественной жизни.
Миссия организации – глобальная цель, ради которой организована и существует организация, смысл существования; основной внутренний фактор, определяющий все задачи, которые ставятся перед менеджментом фирмы.
Моделирование (от лат. modulus – мера, образец) – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и прогнозирования.
Модернизация оборудования – внесение в конструкцию действующего оборудования существующих изменений, повышающих его технологический уровень и улучшающих технические и экономические характеристики.
Мотивация трудовой деятельности – это стремление работника удовлетворить свои потребности в определённых благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.
Научно-технический потенциал – обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники в стране, возможностей и ресурсов, которыми располагает общество для решения научно технических проблем.
Научно-технологическая подготовка производства – комплекс нормативно-технологических мероприятий, регламентирующих конструкторскую, технологическую подготовку производства и систему постановки продукции на производство.
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Обучение персонала – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных наставников, специалистов, руководителей и пр.
Обряды и ритуалы – это символические коллективные действия, воплощающие в себе те или иные социальные идеи и вызывающие определенные коллективные чувства.
Общество с ограниченной ответственностью– созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Организация – 1) это группа людей, работающих совместно, во главе с руководителем и выполняющих определённые планы; 2) комплекс мероприятий или действий, направленных на получение оптимальных условий для достижения какого-либо результата, с привлечением наибольшей эффективности, производительности, качественности оказываемых услуг и, как правило, сопровождающихся уменьшением расходов на средства по достижению этой цели.
Организационная культура– 1) ценности, поведенческие нормы, характерные для данной организации. Организационная культура показывает типичный для членов данной организации подход к решению проблем. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения; 2) система ценностей, бездоказательно разделяемых персоналом конкретного предприятия, связанных с конечными целями его развития, которая определяет решения, поступки и всю деятельность персонала.
Ориентация межличностная – методы (например, метод менеджерской сетки), позволяющие определить, является ли работник более ориентированным на установление позитивных отношений с людьми или на решение поставленных задач.
Ответственность – обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
Отношение к труду работника – социальная, эмоционально-волевая установка личности, представляющая собой сложившуюся готовность человека действовать определенным образом в процессе трудовой деятельности, по отношению к предметам, средствам и результатам труда на своем рабочем месте.
Показатель – обобщенный количественный параметр социально-экономических явлений и процессов в единстве с их качественными характеристиками.
Портрет идеального сотрудника – описание характеристик (качеств, навыков, компетенций), которыми должен обладать «идеальный» сотрудник, т. е. необходимых для успешной работы в определенной должности.
Потенциал – материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т. е. ее размеры и территориальное расположение, численность персонала и характер ведущих профессий, профиль производства и объемы выпускаемой продукции (товаров и услуг), форма собственности, состояние основных фондов, финансовое положение.
Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом и созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия. Определяется как разность между выручкой и затратами.
Производительность труда – продуктивность производственной деятельности людей. Измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени, или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции. Общественная производительность труда выражается в величине произведенного национального дохода в расчете на одного занятого рабочего в отраслях материального производства.
Производственная структура – совокупность связей производственных подразделений предприятия – цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб, прямо или косвенно участвующих в производственном процессе.
Производство – процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.
Профессиональная этика (профессиональная мораль) – система принципов, норм и правил (общих и специфических) нравственного поведения работника, предназначенных для регулирования различных видов специализированного труда.
Реконструкция – процесс коренного переустройства действующего производства на базе технического и организационного совершенствования, комплексного обновления и модернизации основных фондов.
Рентабельность продукции – показатель эффективности производства, определяемый как отношение общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Система –множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом которое образует определенную целостность, единство.
Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
Социальная среда организации – среда, образуемая самим персоналом с его различиями по демографическим, профессионально-квалификационным признакам; социальная инфраструктура организации и все то, что, так или иначе, определяет качество трудовой жизни работников, т. е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда в данной организации.
Социальная технология – совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть, по сути социальная технология – это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации.
Социальное равенство – понятие, означающее одинаковое социальное положение людей в обществе. Антиподом его является социальное неравенство, обусловленное действием многих факторов. Основными механизмами социального равенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального разделения труда (т. е. социально закрепленного и иерархизированного), а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация.
Социально-психологическая компетентность – способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В ее структуру входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
Социально-психологические методы руководства – разнообразные виды целенаправленного воздействия руководителя на сознание, чувства, мнения, нормы поведения людей (подчиненных) для достижения экономических, социальных, воспитательных и других целей.
Социально-психологический статус – понятие, характеризующее положение человека в системе межличностных отношений в коллективе; элемент неформальной структуры.
Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.
Социальные нормы – определенная совокупность требований со стороны общества как целостности по отношению к личности и коллективам. При этом коллектив и др. значимая социальная общность относительно личности выступает органом общественного контроля за соблюдением норм. Социальные нормы являются средством ориентации социального поведения коллективов и составляющих их личностей.
Социальное пространство – один из видов пространства (наравне с физическим, экономическим, политическим, образовательным, экологическим, символическим и иными); совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в социальной сфере, иерархически связанных между собой.
Специализация производства – сосредоточение выпуска конструктивно и технологически однородной продукции массового потребления на крупных предприятиях.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стиль руководства (управления) – это совокупность приемов, манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая заставить их делать то, что в данный момент необходимо в целях достижения определенного результата.
Стимулирование трудовой деятельности – это стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации.
Технологизация социального пространства – целостная система концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств социализации человека, группы, общности, нации, народа, гарантирующая надежный и диагностируемый результат в текущий период и при последующем ее воспроизведении.
Тип организации производства – комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня производства.
Традиции– это элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном обществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.
Трудоемкость продукции – величина, обратно пропорциональная показателю производительности живого труда. Определяется как соотношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к объему произведенной продукции.
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Устав – официальный документ, подтверждающий законность учреждения компании, содержащий характер и правила ее деятельности, основа взаимоотношений между членами и т.п.
Управление конфликтами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт, и приведения поведения участников конфликта в соответствие со сложившимися нормами взаимоотношений.
Управление стрессами – это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, устранения источников стресса и овладение методами их нейтрализации всем персоналом организации.
Учредительные документы – документы, служащие основанием для учреждения вновь создаваемого предприятия, компании, акционерного общества и их регистрации в установленном порядке.
Философия организации – совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчинённая глобальной цели организации.
Холдинговая компания – предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.
Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Человеческие ресурсы –понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учётом интересов каждого человека.
Экономическая эффективность – соотношение между полученным экономическим эффектом, результатом и затратами на его осуществление.
Экономический эффект – достижение конкретного результата.
Этикет (франц.- etiquette) – это свод правил поведения, принятых в обществе, устанавливающий порядок светского поведения, который дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы достойного поведения и общепринятой вежливости для культурного общения между собой на различных уровнях структуры общества, в свете, при этом в процессе общения достойно учитывать в своем поведении интересы других.
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.