Тема: Сетевые коммуникации в культуре современного российского общества

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра социологии и социальной работы

Допускаю к защите

Руководитель

____________ Н.И. Гаврилова

Тема: Сетевые коммуникации в культуре современного российского общества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

«Социология культуры»

Выполнил студент группы СЦБ-15-1 В.П. Кузьмина

Нормоконтроль Н.И. Гаврилова

Курсовая работа защищена с оценкой _________________

Иркутск 2016 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу «Социология культуры»

Студенту группы СЦБ-15-1 Кузьмина В.П.

Тема курсовой работы «Сетевые коммуникации в культуре современного российского общества»

Исходные данные: монографии, научные статьи, учебные пособия, словари.

Рекомендуемая литература

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

2. Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен / В.Л. Силаева // СОЦИС. – 2008. – № 11. – С. 101–107.

3. Трач А.С. Особенности использования письменной речи в сети Интернет / А.С. Трач // Известия Южного федерального университета. – 2010. – № 10. – С. 34–39.

Дата выдачи задания 22 сентября 2016 г.

Задание получил В.П. Кузьмина

Дата представления курсовой работы руководителю 19 декабря 2016 г.

Руководитель курсовой работы Н.И. Гаврилова

Содержание

Введение. 4

1 Теоретико-методологические основы анализа сетевых коммуникаций в культуре 9

1.1 Понятие и сущность сетевой коммуникации с точки зрения социологической науки 9

1.2 Виды коммуникаций в сети Интернет. 15

2 Анализ сетевых коммуникаций в современной российской культуре. 23

2.1 Сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества (вторичный анализ данных) 23

2.2 Влияние сетевых коммуникаций на культуру молодежи г. Иркутска (результаты социологического исследования) 28

Заключение. 35

Список использованных источников. 37

Приложение А Программа социологического исследования. 43

Приложение Б Таблица. 57

Введение

Актуальность темы исследования.В современном российском обществе Интернет является глобальным фактором, который содержит и образует свою культуру. Трансформация деятельности общества напрямую зависит от Интернета, тем самым, увеличивается использование сетевых коммуникаций, предоставляющих человеку возможность развития и взаимодействия. Именно сетевые коммуникации на сегодняшний день являются практической деятельностью индивидуума в современном обществе, который не мыслит себя без подключения в глобальное информационное пространство. Таким образом, человеку предстоит принять новейшие нормы, ценности, знания и навыки, которые в свою очередь поднимают такие проблемы, каких еще не было.

Так, возникновение и формирование цифровых и компьютерных технологий, а затем массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид взаимодействия «человек-компьютер», а развитие сети Интернет к этому взаимодействию добавило возможность коммуникации «человек-интернет-человек». Особые черты сети Интернет – виртуальность, мгновенность, взаимная подключенность, свобода, и конечно, большие возможности. Тем самым, сеть Интернет не только удовлетворяет новые требования индивида, который находится в ситуации «самоопределения», но и глобальным образом меняет его отношение к средствам коммуникации.

Еще пять-шесть лет назад сеть Интернет являлась огромной библиотекой, которая помогала в поиске нужной информации, но сейчас она развилась до такой степени, что главной ее задачей является в поиске партнеров для общения и предоставления необходимых средств организации такого вида общения.

Особенности влияния сетевых коммуникаций на культуру его пользователей слабо изучено, но уже можно выделить несколько аспектов, которые интересуют ученых в системе взаимодействия «человек-интернет-человек».

Степень изученности проблемы в литературе.Проблема сетевых коммуникаций в культуре современного общества исследуют различные ученые: социологи, философы, культурологи, психологи, лингвисты. В настоящее время существует достаточное количество исследований, изучающие те или иные аспекты темы курсовой работы.

Н.В. Корытникова [22] говорит о том, что современные информационные и телекоммуникационные технологии оказывают решающее воздействие на изменения, происходящие в социальной структуре общества. Вследствие этого в данный время происходит очередной этап социальных преобразований на личностном уровне. В связи с этим исследователи отмечают сегодня новый вектор трансформации общества – его «виртуализацию», понимая под виртуализацией переход основных видов деятельности в виртуальное пространство сети Интернет. Информационная и коммуникативная активность людей массово переносится на взаимодействие в онлайне благодаря информатизации [22].

Анализ определения феномена Интернет-коммуникации: выделение признаков и описание, принадлежит такому исследователю, как О.Н. Морозова [29]. Автор выделяет несколько признаков Интернет-коммуникации и определяет данный феномен как перцептивно-лингвистическую коммуникацию.

Сеть Интернет как особая коммуникативная среда, принесшая с собой новые способы общения и формы существования языка, рассматривается у таких исследователей как А.С. Трач [38] и Т.С. Иванова [15]. Исследователи выделяют новый стиль общения в сети Интернет, при этом и рассматривают нарушение устной речи индивида.

О.А. Волосатова [8] вводит понятие онлайн-культуры, дает его социологическую интерпретацию, раскрывает основные характеристики современного сетевого комьюнити. Она обосновывает целесообразность расширение социологии культуры понятием онлайн-культуры. Исполнение этой задачи происходит через привлечения понятия виртуальной реальности, которая состоит и является виртуальной культурой.

Также, исследователи О.А. Волосатова [9] и В.А. Сергодеев [33] рассматривают Интернет-сообщества. О.А. Волосатова анализирует Интернет-сообщества как субъекта межкультурных коммуникаций. Она ставит своей целью обнаружение новых типов развития межкультурного диалога. А В.А. Сергодеев выявляет особенности сетевой коммуникативной культуры в Интернет-сообществах, и прослеживает ее влияние на реальные социальные практики.

А.Н. Фащенко [41] рассматривает ценностные характеристики социальных взаимодействий Интернет-пользователей в дискурсивном пространстве современного сетевого общества. Автор анализирует ценностные аспекты Интернет-коммуникаций и дискурсивное пространство информационного общества сквозь призму ценностных оснований Интернет-коммуникаций.

Т.В. Владимирова [7] переосмыслила значение понятия «информационная безопасность», которая обозначает защиту от угроз для общества и его граждан, обусловленных развитием сетевых коммуникаций, и предпринимает попытку выделить группы угроз безопасности для личности, которые связаны с особенностями сетевых коммуникаций.

А.В. Куликова [24] в своей статье описывает особенности Интернет-коммуникаций современной молодежи, достоинства и недостатки Интернет-общения. Также рассматриваются изменения, которые происходят в языке с развитием Интернет-сообщества, особенности использования Интернет-сленга в повседневной жизни молодежи.

Таким образом, авторы исследований утверждают, что в современном мире огромное влияние сетевых коммуникаций на культуру человека, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Несмотря на все это, остаются не достаточно исследованными сетевые коммуникации в культуре современного российского общества.

Объектом курсовой работывыступают сетевые коммуникации.

Предметом курсовой работыявляютсяособенности сетевых коммуникаций в культуре современного российского общества.

Основной целью настоящей курсовой работыявляется анализ сетевых коммуникаций в культуре современного российского общества.

Данная цель определила постановку следующих задач:

1. рассмотреть понятие и сущность сетевых коммуникаций с точки зрения социологической науки;

2. выявить виды коммуникаций в сети Интернет;

3. рассмотреть сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества (вторичный анализ данных);

4. изучить влияние сетевых коммуникаций на культуру молодежи города Иркутска.

Гипотезой курсовой работы выступает предположение о том, что сеть Интернет является главной формой коммуникации, выступающая как особая коммуникативная среда, которая принесла с собой новейшие способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы языка.

Методы исследования курсовой работы. В данной курсовой работе были использованы такие методы исследования, как анализ, сравнение, сопоставление, обобщение и классификация, анкетирование.

Эмпирическую базу курсовой работы составили статьи таких авторов, как Н.В. Корытникова [22], А.Н. Фащенко [41], О.А. Волосатова [9], Т.В. Владимирова [7], Т.С. Иванова [15], А.С. Трач [38], О.Н. Морозова [29]. Исследование О.А. Волосатовой [7] и В.А. Сергодеева [33]. Материалы социологического исследования А.В. Куликовой [24], а также результаты проведенного авторами социального исследования на тему: «Влияние сетевых коммуникаций на культуру молодежи г. Иркутска» (N = 100 чел.).

Практическая значимость курсовой работы. Материал данной курсовой работы может быть использован для написания статей, рефератов, проведения лекций и семинаров, также послужить материалом для другого более масштабного социологического исследования по данной теме.

Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы. Общий объём курсовой работы 68 страниц.

Заключение

Тема «Сетевые коммуникации в культуре современного российского общества» достаточно актуальна на сегодняшний день, особенно, если учесть, что среди российских исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме. Актуальность темы подчеркнута и её слабой изученностью.

В первой главе работы нами были рассмотрены теоретико-методологические основы анализа сетевых коммуникаций в культуре современного российского общества. В частности, отмечается, что предметом специального анализа должны стать изучение возможностей прогнозировать и объяснять трансформацию культурных реалий в сетевом пространстве, а также вероятность социокультурной диагностики сети Интернет в целом. В первом параграфе автором были проанализированы различные теории сетевых коммуникаций, в частности, и понятия. Под сетевыми коммуникациями мы понимаем средства обмена информацией через сеть Интернет, создающие при этом новое культурное пространство.

Во втором параграфе – автором представлен анализ видов коммуникации в сети Интернет. Нами было подчеркнуто, что выделяются три наиболее часто встречающиеся видов коммуникации в сети Интернет: во-первых, электронная почта; во-вторых, форум; в-третьих, чат. Было выявлено, что с одной стороны, сетевые Интернет-сообщества являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни, а с другой, они представляют собой особое социокультурое пространство, в котором развивается новейшее качество повседневной жизни.

На основе представленной теоретической базы во второй главе курсовой работы были проанализированы сетевые коммуникации в современной российской культуре. В первом параграфе нами были рассмотрены сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества (вторичный анализ данных). Кроме того, была рассмотрена структура общения в сети Интернет. Мы выяснили, что сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества требуют новейшие неклассические подходы к исследованию сети Интернет. Сетевые коммуникации на сегодняшний день можно рассматривать как особую социальную среду. В этой среде есть свой специфический язык, формы, нормы взаимодействия, также сеть Интернет привлекает в свою новую среду все широкий круг пользователей.

Во втором параграфе второй главы было проведено социологическое исследование на тему «Влияние сетевых коммуникаций на культуру молодежи г. Иркутска», в котором приняли участие 100 молодых людей г. Иркутска. Анализ анкет показал, что стремительные темпы развития информационного общества привели к определенным трансформациям в культуре современной российской молодежи. Молодежь в возрасте от 18 до 30 лет являются активными пользователями сети Интернет, ежедневно много времени проводя в сети. Предпочтительный способ коммуникации – это чат (мгновенный обмен сообщениями между людьми). Можно говорить о появлении особого русского языка. Важно отметить, что впервые этот язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности членов Интернет-сообщества. Причем этот язык, возникший в письменном виде, уже перешел в устную речь и не ограничивается рамками Интернета. Также, большинство молодежи предпочитает живое общение, нежели общение в сети Интернет.

Таким образом, сеть Интернет является главной формой коммуникации, выступающая как особая коммуникативная среда, которая принесла с собой новейшие способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы языка, являющегося мощнейшим источником воздействия на культуру современного российского общества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение А

Организационный раздел

Указание календарных сроков выполнения работы.Социологическое исследование проводилось с 29.09.16 до 19.12.16.

Сроки выполнения Вид работы
29.09.16 Выбор темы
10.10.16 Определение объекта, предмета исследования в практической части курсовой работы
Определение цели, задач исследования в практической части курсовой работы
План
24.10.16 Разработка программы социологического исследования
Разработка инструментария исследования
Определение выборочной совокупности
Полевой этап, обработка полученных данных

Людские затраты.Данное исследование проводилось студентом второго курса группы СЦб-15-1 Кузьминой В.П.

Приложение Б

Таблица

Таблица Б.1– Укажите Ваш возраст

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
18-20 лет 17/17 0/0 0/0 17/17
21-25 лет 0/0 43/43 0/0 43/43
26-30 лет 0/0 0/0 40/40 40/40
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.2–Укажите Ваш пол

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Мужчины 4/4 21/21 17/17 42/42
Женщины 13/13 22/22 23/23 58/58
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.3–Ваш вид деятельности

Вариант ответа 18-20 21-25 26-30 Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Студент 14/14 37/37 5/5 56/56
Работаю 3/3 6/6 26/26 35/35
Не работаю 0/0 0/0 9/9 9/9
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.4–Есть ли у Вас выход в Интернет?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 17/17 43/43 40/40 100/100
Нет 0/0 0/0 0/0 0/0
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.5–Состоите ли Вы в социальных сетях?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 17/17 42/42 33/33 92/92
Нет 0/0 1/1 7/7 8/8
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.6–Общайтесь ли Вы с помощью сети Интернет?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 16/16 43/43 38/38 97/97
Нет 1/1 0/0 2/2 3/3
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.7–Как часто Вы общайтесь в Интернете?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Не более часа 1/1 7/7 12/12 20/20
1-2 часа 3/3 10/10 8/8 21/21
3-5 часов 8/8 13/13 14/14 35/35
Более 5 часов 5/5 13/13 6/6 24/24
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.8–Выберете наиболее близкий Вам процесс общения в Интернете

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Общаюсь только по учебе 4/4 8/8 3/3 15/15
Общаюсь по работе 0/0 3/3 6/6 9/9
Общаюсь ради самого общения, знакомлюсь, переписываюсь с друзьями и т.д. 7/7 22/22 20/20 49/49
Общаюсь из-за личного интереса 6/6 8/8 10/10 24/24
Другое 0/0 2/2 1/1 3/3
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.9–Ощущайте ли Вы, что общаться с людьми в сети Интернет Вам легче, чем в реальной жизни?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 0/0 6/6 10/10 16/16
Скорее да, чем нет 4/4 8/8 13/13 25/25
Скорее нет, чем да 9/9 11/11 8/8 28/28
Нет 3/3 14/14 5/5 22/22
Не знаю 1/1 4/4 4/4 9/9
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.10–Назовите средство общения, которым Вы пользуйтесь чаще всего

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Чат (мгновенный обмен сообщениями между людьми) 16/16 39/39 23/23 78/78
Форум (обсуждение какой-то одной темы) 0/0 0/0 12/12 12/12
Блог (виртуальный дневник для всеобщего посещения) 1/1 2/2 3/3 6/6
Другое 0/0 2/2 2/2 4/4
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.11–Соблюдайте ли Вы при общении в сети Интернет правила орфографии?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 11/11 27/27 18/18 56/56
Скорее да, чем нет 5/5 11/11 14/14 30/30
Скорее нет, чем да 1/1 2/2 2/2 5/5
Нет 0/0 2/2 3/3 5/5
Затрудняюсь ответить 0/0 1/1 3/3 4/4
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.12–Соблюдайте ли Вы при общении в сети Интернет правила грамматики?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 11/11 27/27 16/16 54/54
Скорее да, чем нет 5/5 10/10 17/17 32/32
Скорее нет, чем да 1/1 3/3 2/2 6/6
Нет 0/0 2/2 3/3 5/5
Затрудняюсь ответить 0/0 1/1 2/2 3/3
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.13–При общении в сети Интернет используете ли Вы различные «смайлы», мемы?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 15/15 41/41 25/25 81/81
Нет 1/1 2/2 10/10 13/13
Затрудняюсь ответить 1/1 0/0 5/5 6/6
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.14–Пользуйтесь ли Вы при общении в сети Интернет сленгом?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 12/12 30/30 19/19 61/61
Нет 5/5 10/10 16/16 31/31
Затрудняюсь ответить 0/0 3/3 5/5 8/8
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.15–Пользуйтесь ли Вы при общении в сети Интернет ненормативной лексикой?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 14/14 32/32 15/15 61/61
Нет 3/3 8/8 21/21 32/32
Затрудняюсь ответить 0/0 3/3 4/4 7/7
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.16–Сокращайте ли Вы слова при общении в сети Интернет?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 8/8 27/27 19/19 54/54
Нет 9/9 13/13 17/17 39/39
Затрудняюсь ответить 0/0 3/3 4/4 7/7
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.17–Старайтесь ли Вы при общении в сети Интернет показать свою интеллектуальность и эрудированность?

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Да 5/5 17/17 9/9 31/31
Скорее да, чем нет 3/3 11/11 9/9 23/23
Скорее нет, чем да 3/3 9/9 6/6 18/18
Нет 4/4 4/4 7/7 15/15
Затрудняюсь ответить 2/2 2/2 9/9 13/13
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.18–В чем Вы видите достоинства общения в сети Интернет? (Прошу Вас ответить в свободной форме)

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Доступность 2/2 2/2 1/1 5/5
Скорость коммуникации 8/8 11/11 2/2 21/21
Удобство 1/1 9/9 2/2 12/12
Возможность общения на расстоянии 4/4 12/12 4/4 20/20
Свобода общения 2/2 2/2 1/1 5/5
Большие возможности 2/2 2/2 4/4 8/8
Возможность открыться 0/0 2/2 3/3 5/5
Достоинств нет 1/1 1/1 1/1 3/3
Знакомство с новыми людьми 0/0   4/4 3/3 7/7
Легкость 2/2 3/3 6/6 11/11
Бесплатно 1/1 2/2 1/1 4/4
Безопасно 0/0   1/1 1/1 2/2
Другое 1/1 2/2 5/5 8/8
Затрудняюсь ответить 0/0 2/2 7/7 9/9
Всего 24/24 55/55 41/41 120/120

Таблица Б.19–В чем Вы видите недостатки общения в сети Интернет? (Прошу Вас ответить в свободной форме)

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Отсутствие живого общения 0/0 6/6 5/5 11/11
Недостаток времени из-за общения в Интернете 3/3 6/6 4/4 13/13
Зависимость 2/2 4/4 2/2 8/8
Отсутствие визуального контакта 5/5 9/9 7/7 21/21
Безэмоциональность общения 4/4 10/10 2/2 16/16
Снижение языковой развитости 0/0 3/3 1/1 4/4
Небезопасность 0/0 2/2 4/4 6/6
Недостатков нет 3/3 4/4 1/1 8/8
Другое 2/2 3/3 10/10 15/15
Затрудняюсь ответить 0/0 6/6 8/8 14/14
Всего 19/19 53/53 44/44 116/116

Таблица Б.20–Согласны ли Вы со следующими утверждениями:

Таблица Б.20.1–Чтобы выразить свои чувства я часто пользуюсь «смайлами», мемоми

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Согласен 8/8 27/27 19/19 54/54
Не согласен 9/9 13/13 12/12 34/34
Затрудняюсь ответить 0/0 3/3 9/9 12/12
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.20.2–Можно не стесняться в выражениях при общении в сети Интернет (нецензурная лексика и сленг)

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Согласен 8/8 18/18 13/13 39/39
Не согласен 8/8 19/19 19/19 46/46
Затрудняюсь ответить 1/1 6/6 8/8 15/15
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.20.3–Преимущество общения в сети,–это отсутствие визуального контакта

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Согласен 4/4 14/14 10/10 28/28
Не согласен 12/12 24/24 18/18 54/54
Затрудняюсь ответить 1/1 5/5 12/12 18/18
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.20.4–Легче выразить (написать) свои чувства другу в сети Интернет, нежели признаться вживую

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Согласен 8/8 14/14 15/15 37/37
Не согласен 7/7 22/22 13/13 42/42
Затрудняюсь ответить 2/2 7/7 12/12 21/21
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.20.5–Абсолютно нормально сидеть в соц., сети каждый день по 3-5 часов

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Согласен 3/3 19/19 13/13 35/35
Не согласен 13/13 21/21 18/18 52/52
Затрудняюсь ответить 1/1 3/3 9/9 13/13
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

Таблица Б.20.6–Общение в сети–это отлично

Вариант ответа 18-20 лет 21-25 лет 26-30 лет Всего
Человек/% Человек/% Человек/%
Согласен 6/6 22/22 17/17 45/45
Не согласен 6/6 12/12 13/13 31/31
Затрудняюсь ответить 5/5 9/9 10/10 24/24
Всего 17/17 43/43 40/40 100/100

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук

Кафедра социологии и социальной работы

Допускаю к защите

Руководитель

____________ Н.И. Гаврилова

Тема: Сетевые коммуникации в культуре современного российского общества

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

«Социология культуры»

Выполнил студент группы СЦБ-15-1 В.П. Кузьмина

Нормоконтроль Н.И. Гаврилова

Курсовая работа защищена с оценкой _________________

Иркутск 2016 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу «Социология культуры»

Студенту группы СЦБ-15-1 Кузьмина В.П.

Тема курсовой работы «Сетевые коммуникации в культуре современного российского общества»

Исходные данные: монографии, научные статьи, учебные пособия, словари.

Рекомендуемая литература

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М. : ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

2. Силаева В.Л. Интернет как социальный феномен / В.Л. Силаева // СОЦИС. – 2008. – № 11. – С. 101–107.

3. Трач А.С. Особенности использования письменной речи в сети Интернет / А.С. Трач // Известия Южного федерального университета. – 2010. – № 10. – С. 34–39.

Дата выдачи задания 22 сентября 2016 г.

Задание получил В.П. Кузьмина

Дата представления курсовой работы руководителю 19 декабря 2016 г.

Руководитель курсовой работы Н.И. Гаврилова

Содержание

Введение. 4

1 Теоретико-методологические основы анализа сетевых коммуникаций в культуре 9

1.1 Понятие и сущность сетевой коммуникации с точки зрения социологической науки 9

1.2 Виды коммуникаций в сети Интернет. 15

2 Анализ сетевых коммуникаций в современной российской культуре. 23

2.1 Сетевые коммуникации в культурном пространстве современного российского общества (вторичный анализ данных) 23

2.2 Влияние сетевых коммуникаций на культуру молодежи г. Иркутска (результаты социологического исследования) 28

Заключение. 35

Список использованных источников. 37

Приложение А Программа социологического исследования. 43

Приложение Б Таблица. 57

Введение

Актуальность темы исследования.В современном российском обществе Интернет является глобальным фактором, который содержит и образует свою культуру. Трансформация деятельности общества напрямую зависит от Интернета, тем самым, увеличивается использование сетевых коммуникаций, предоставляющих человеку возможность развития и взаимодействия. Именно сетевые коммуникации на сегодняшний день являются практической деятельностью индивидуума в современном обществе, который не мыслит себя без подключения в глобальное информационное пространство. Таким образом, человеку предстоит принять новейшие нормы, ценности, знания и навыки, которые в свою очередь поднимают такие проблемы, каких еще не было.

Так, возникновение и формирование цифровых и компьютерных технологий, а затем массовое распространение персональных компьютеров, открыли новый вид взаимодействия «человек-компьютер», а развитие сети Интернет к этому взаимодействию добавило возможность коммуникации «человек-интернет-человек». Особые черты сети Интернет – виртуальность, мгновенность, взаимная подключенность, свобода, и конечно, большие возможности. Тем самым, сеть Интернет не только удовлетворяет новые требования индивида, который находится в ситуации «самоопределения», но и глобальным образом меняет его отношение к средствам коммуникации.

Еще пять-шесть лет назад сеть Интернет являлась огромной библиотекой, которая помогала в поиске нужной информации, но сейчас она развилась до такой степени, что главной ее задачей является в поиске партнеров для общения и предоставления необходимых средств организации такого вида общения.

Особенности влияния сетевых коммуникаций на культуру его пользователей слабо изучено, но уже можно выделить несколько аспектов, которые интересуют ученых в системе взаимодействия «человек-интернет-человек».

Степень изученности проблемы в литературе.Проблема сетевых коммуникаций в культуре современного общества исследуют различные ученые: социологи, философы, культурологи, психологи, лингвисты. В настоящее время существует достаточное количество исследований, изучающие те или иные аспекты темы курсовой работы.

Н.В. Корытникова [22] говорит о том, что современные информационные и телекоммуникационные технологии оказывают решающее воздействие на изменения, происходящие в социальной структуре общества. Вследствие этого в данный время происходит очередной этап социальных преобразований на личностном уровне. В связи с этим исследователи отмечают сегодня новый вектор трансформации общества – его «виртуализацию», понимая под виртуализацией переход основных видов деятельности в виртуальное пространство сети Интернет. Информационная и коммуникативная активность людей массово переносится на взаимодействие в онлайне благодаря информатизации [22].

Анализ определения феномена Интернет-коммуникации: выделение признаков и описание, принадлежит такому исследователю, как О.Н. Морозова [29]. Автор выделяет несколько признаков Интернет-коммуникации и определяет данный феномен как перцептивно-лингвистическую коммуникацию.

Сеть Интернет как особая коммуникативная среда, принесшая с собой новые способы общения и формы сущ<

Наши рекомендации