Структура корпоративной культуры
Существует несколько попыток определить структуру организационной культуры. Наиболее удачной является предложение Ф. Харриса и Р. Морана рассматривать организационную культуру на основе 10 характеристик. Эти характеристики представлены в табл. 3:
Таблица 3 -Характеристики корпоративной культуры
№ | Краткое описание характеристики |
Осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие - поощряют их внешнее проявление; в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других - через индивидуализм). | |
Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции изменяются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций). | |
Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п.). | |
Что и как едят люди, их привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие специальных мест для питания на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотации на питание; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно). | |
Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности понятия "время" у работников; соблюдение временного распорядка, поощрение за это). | |
Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, рангу и протоколу, религии и гражданству; степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов). | |
Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения - что люди ценят в своей организационной жизни: свое положение, титулы или саму работу и как эти ценности сохраняются). | |
Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, в справедливость; отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии и т.п.; влияние религии и морали). | |
Процесс развития работника и обучение (бездумное или осознанное выполнение работы; работники полагаются на интеллект или силу; процедуры информирования работников; подходы к объяснению причин). | |
Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность в работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки в работе; оценка работы и вознаграждение; отношения "человек - машина"; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе). |
Познакомившись с данными характеристиками, представленными в табл. 3, а также в совокупности, с описанными выше свойствами и функциями, мы все больше понимаем отличительные свойства, качества и достоинства корпоративной культуры. В рамках данного раздела, я хотел бы еще упомянуть о принципах корпоративной культуры, которые описаны в следующей главе.
Принципы корпоративной культуры
Теперь я хотел бы вам представить принципы корпоративной культуры, для завершения общего представления о корпоративной культуре в организации.
К принципам организационной культуры относятся:
Принцип всеобщности. Организационная культура должна бать общепринятой, разделяемой всеми или большинством членов организации.
Принцип доступностипредусматривает ясность и простоту организационной культуры, которые обеспечивают возможность ее пони-мания всеми работниками от руководящего уровня до простых рабочих организации.
Принцип четкости и однозначности, то есть недопущение двойного толкования организационной культуры.
Принцип априорности. Положения организационной культуры (например, цели или ценности) должны быть не требующими доказательства, априорными.
Принцип уважения к индивидуальной личной культуре и национальной культуре. Организационная культура не должна противоречить и выказывать неуважение к культуре работников организации, социокультурного сообщества и того государства, где находится организация.
Принцип обоснованности:организационная культура должна основываться на законах, национальной культуре, и соответствовать специфике деятельности организации.
Принцип достижимости основных целей и ценностей организационной культуры: для работника любого уровня или структурных подразделений должна существовать реальная возможность достигать цели и соответствовать ценностям организационной культуры
ИТОГ
ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ TQM