Игровая структура корпоративной культуры

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

к зачёту создать проект корпоративной культуры либо существующей организации либо выдуманной. зачёт в форме защиты проектов, 12-15 стр., группы по 2 человека

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ

КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Этапы

1. До 1970 г. Представители: Корт Левин, М. Шериф. Понятия «культура организации» введено не было, но косвенно упоминалось.

2.1970-1980-е гг. Представители: К. Герц, П. Тёрнер. Появляется понятие «культура организации», главным становится человек.

3. С 1980 – настоящее время. Представители: Э. Шейн, Т. Гил, Л. Смирчич и др. Концепция корпоративной культуры занимает ведущее место в теории организации.

В России корпоративная культура начала развиваться с 1992 г.

Журналы:

«СоцИс»

«Управление персоналом»

«Проблемы теории и практики управления»

Выписать 5 определений корпоративной культуры с указанием источников (можно из журналов или откуда-нибудь ещё)

Модель корпоративной культуры по Шейну

Культурные индикаторы (язык, одежда, ритуалы)

↓↑

Принятые ценности и нормы (официальные и неофициальные)

↓↑

Базовое представление о людях и мире (мировоззрение)

На 1 уровне формируются базовые представления о людях и мире:

- Об окружающей среде организации

- Об истине внутри организации

- О природе людей

- О природе человеческих поступков (представление об активности на работе)

- О природе межличностных отношений

На 2 уровне мировоззрение организации находит своё отражение в конкретных ценностях и стандартах поведения.

На 3 уровне,на уровне ценностей и знаков,проявляются эти стандарты.

Модель Ф. Харриса и Р. Мурана

1. Осознание себя и своего места в организации.

2. Коммуникационная система и язык общения.

3. Внешний вид одежды и представления себя на работе.

4. Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области.

5. Осознание времени, отношение к нему и его использование.

6. Взаимоотношения между людьми, к мудрости и интеллекту, религии и гражданству.

7. Ценности и нормы.

8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то.

9. Процесс развития работника и научения.

10. Трудовая этика и мотивирование.

Ценностно-нормативная структура корпоративной культуры

1. Смысложизненные (представления о добре и зле, о смысле жизни).

2. Универсальные ценности. Бывают:

- Витальные или первичные (жизнь, здоровье, личная безопасность)

- Общественно признания (трудолюбие, социальное положение)

- Межличностного общения (доброжелательность)

- Демократические

- Партикулярные (привязанность к малой родине, семье)

- Фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолюту)

Игровая структура корпоративной культуры

1. Язык – система знаков и символов, наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в качестве заместителей других предметов. Используется организационный сленг, культурный уровень речи, использование профессиональной лексики и форма обращения к коллегам.

2. Лозунг – краткое выражение ценностей компании. Группы лозунгов:

- Мировоззрение и философская позиция кредо, например, «Россия – это мы» (РТР)

- Взгляды и этика компании («Изменим жизнь к лучшему», Филипс).

- Особенности компании («МК – газета для всех», «Московский Комсомолец»)

- Отношение к потребителю («Тефаль, ты всегда думаешь о нас»)

- Свойства продукции или услуги («Качество, которому вы можете доверять»)

- Довод в личности («Ведь ты этого достойна», Лореаль)

3. Легенда – рассказ, который отражает историю и имеет в своей основе реальные изменения, происходящие в организации и передающие унаследованные ценности. Центральные темы, которые лежат в основе легенд:

- Главный босс – тоже человек

- Можно ли, будучи простым сотрудником, подняться до уровня руководства

- Меня уволят

- Как реагирует шеф на промахи

- Что происходит при катастрофах

4. Игры и манёвры – поведение членов организации, обычно направленное на «сокрытие» истинных ценностей компании.

5. Ритуал – социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которая ведёт к символическому изменению ситуации.

Наши рекомендации