Вопрос. Понятие социальной культуры.

Общество – это сложное, составное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми постоянно существует связь. Термин «структура», происходящий от латинского слова struere, что означает «строить», впервые ввел в социологию Г. Спенсер. Обращение к этому слову было не случайным. Термин «структура» к этому времени уже давно широко использовался в естественных науках, особенно в биологии и анатомии, для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Органицистская направленность социологии Спенсера требовала соответствующей терминологии.

Однако Спенсер всего лишь нашел подходящее слово. Он не был изобретателем уже вполне сложившейся к тому времени парадигмы рассмотрения общества как целого, состоящего из взаимосвязанных элементов, каждый из которых приобретает значение и смысл исходя из целого. Такое понимание общества мы находим везде, где идет речь о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составных частях общества, связанных между собой стабильными отношениями. Действительно, если попытаться дать определение социальной структуры, то оно может быть только таким: социальная структура – это принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.

Социологи рассматривают социальную структуру как социальный факт из тех, которые описывал Э. Дюркгейм. Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Следовательно, социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло. Поступив в университет, вы чувствуете себя как-то неловко, потому что еще не вписались в новое окружение.

Традиции и обычаи университета –это социальная структура, форма, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководствам.

В социологии понятие социальной структуры является одним из основных. Однако именно потому, что им пользуются все социологи, оно приобрело многозначность, и различные смысловые оттенки определяют серьезные концептуальные различия.

В другом понимании термин «структура» используется для того, чтобы отличить главное от второстепенного, существенное от несущественного, первичное от производного. Так, К. Мангейм имплицитно обозначает совокупность элементов социальной системы, которые являются базисными и оказывают определяющее влияние на все остальные. У Мангейма это материальные элементьГобщества, исходя из которых должны объясняться его идеальные элементы. Такое деление напоминает нам и схему строения общества, предложенную К. Марксом, в которой фигурируют базис и надстройка.

Базис – это экономические (материальные) отношения, а надстройка – идеальные, духовные. Влиянием марксистской традиции объясняется тот факт, что социолога до сих пор пользуются понятием «социальной структуры» как своего рода синонимом термина «социальная стратификация», причем какие-то из элементов стратификации рассматривают как главные и определяющие, а какие-то – как производные.

Еще одно значение термина «структура» мы встречаем у Ж. Гурвича, который различает группы «структурированные» и группы «организованные». Например, социальные классы всегда структурированы, но не всегда организованы.

Структура – нечто неизмеримо большее, чем организация, это вся тотальность общества на всех его уровнях.

Теории взаимодействия отвечают на поставленный вопрос иначе. Общество и социальные отношения не содержат в себе ничего стабильного; это динамические процессы, каждую минуту творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом. В такой парадигме о наличии в обществе структуры можно говорить, только если предварительно воскликнуть: «Остановись, мгновение!».

Социальная структура есть качественная определенность общества, поэтому изменение первой выражает коренной, качественный сдвиг во втором. Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных социальных элементов (т. е. групп и институтов), позволяющих накапливать количественные изменения вплоть до того момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом.

Необходимо учитывать особенности складывания и развития социальных структур конкретных обществ как неких целостностей, в рамках которых и происходит воспройзводство- материальных средств существования и самого человека.

В этом смысле данные целостности называются «социальными организмами», поскольку их основной функцией является обеспечение вступающим в контакты людям необходимых условий для воспроизводства средств существования и само – воспроизводства.

Вопрос. Социальная группа.

В отечественной традиции социальными группами называют социальные классы, слои и другие крупные единицы макро-социальной структуры всего общества, а также единицы ме- зосоциальной структуры территориальных общностей (города, агломерации и т. д.). По отношению ко всем ним социальная группа – родовое, собирательное понятие. В контексте социологии неравенства именно эти группы имеют определяющее значение.

Социальные общности (группы) можно разделить на статистические и реальные. Практикующие социологи чаще имеют дело со статистическими группами, т. е. выделенными по какой-либо поддающейся измерению характеристике.

Реальные группы выступают субъектами и объектами реальных отношений (власти, эксплуатации и т. д.). Они обладают интересами, которые можно измерить: взаимной идентификацией; общими чертами ментальности; сходной мотивацией; символами; стилем жизни; для них характерны само- воспроизводство, отличная от других групп система социальных связей.

Особое место занимают социальные нормы как средства социальной регуляции поведения индивидов, объединяющие их в группы (общности). Эти нормы обеспечивают воспроизводство групп в их социальных позициях, обеспечивают поддержание процессов функционирования общества как системы взаимодействия групп.

Ядро группы представляет собой одновременно и исторически подвижное, и относительно устойчивое во времени социальное образование. Оно может либо исчезнуть вообще (в том случае, когда исчезает данный вид деятельности или данная разновидность ценностных представлений), либо приобрести новое качество под влиянием имманентных изменений в содержании деятельности или (и) ценностных представлений. Однако вследствие того, что обычно темп этих изменений аналогичен с темпами изменений других социальных групп, сохраняются и качественное отличие этой группы людей от других, и «социальная дистанция», и характер межгрупповых отношений.

Как научная абстракция и реальность, социальная группа является носителем системных качеств, не сводимых к характеристикам индивидов, входящих в ее состав. Эти качества выводятся из анализа всей общественно-исторической практики развития и функционирования конкретного общества.

Реальная группа, в противоположность статистической совокупности людей, выделенных по какому- то отдельно взятому признаку, есть социальная целостность, характеризуемая общностью условий существования, причинно взаимоувязанными сходными формами деятельности в разных сферах жизни, единством норм, ценностей, черт образа жизни.


Наши рекомендации