Элементы культуры. Язык. Ценности и нормы. Идентичность.
Язык является одной из большого множества разноообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico 'делаю общим, делюсь'. Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.
Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Утверждение, что человек живёт не не столько в мире вещей, сколько в мире знаков во многом будет оправданным.
Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика (во французской традиции семиология).
Каждый знак соотнесён в рамках конкретной знаковой ситуации с тем или иным предметом, явлением, фактом, событием, положением. Эта соотнесённость опосредствуется сознанием человека, использующего знаки. Иначе говоря, не сам знак указывает на тот или иной предмет или называет предмет, этот акт указания на предмет (акт референции) осуществляет человек посредством выбора и употребления соответствующего знака.
Основные свойства всякого знака заключаются в следующем:
ñ Знак должен быть, с одной стороны, доступен восприятию со стороны адресата (обладать свойством перцептивности).
ñ Знак, с другой стороны, должен быть информативен, т.е. нести смысловую информацию об объекте.
ñ С точки зрения Ф. де Соссюра, автора билатеральной теории знака, в знаке различаются две стороны:означаемое(signifie, сигнификат, образ предмета, идея, понятие, концепт, содержание, в традиционном употреблении значение) и означающее(signifiant, сигнификант, экспонент, выражение).
Функции языка
Коммуникативная функция. Язык выступает орудием общения, осуществляя таким образом коммуникативную функцию. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Язык даёт людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности.
Интегрирующую функцию язык выполняет тогда, когда он используется как язык межнационального или мирового общения. Такие социальные функции осуществляет английский язык. Интегрирующую функцию язык также выполняет путём включения человека в ту или иную социальную общность или общество на основе использования одного языка.
Язык может также являтся средством символического деления окружающего мира на тех, кто говорит на одном языке и тех, кто говорит на другом, условно можно представить как условное деления человеческого общества на «мы» и «они». В этом случае язык выполняет дифференцирующую функцию
Когнитивная функция — способность языка быть инструментом познания окружающей действительности.
Перформативная функция — способность языка формировать и изменять представления об окружающем мире и оказывать влияние на деятельность человека (способность делать реальным то, о чём сообщается).
Одним из фундаментальных символических элементов культуры являются ценности. Под ними мы понимаем социально одобряемые и разделяемые большинством людей смыслообразующие представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Э. Гидденс трактует ценности как характерные для той или иной культуры представления о том, что должно считаться важным, стоящим и желательным. Н. Смелзер говорит о ценностях как о разделяемых в обществе убеждениях относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Это есть свойства явлений, а ткаже материальных и идеальных предметов реальной действительности, обладающих значимостью для социального субъекта (личности, группы и общества в целом) с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Ценности как критерий оценки реальных явлений дают представление о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Они определяют цели, к которым должен стремиться отдельный человек, группа или общество, основные средства их достижения, смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальное взаимодействие и внутренне побуждают к деятельности. При этом они не подвергаются сомнению и служат эталоном и идеалом для людей, их придерживающихся. Моногамия (т.е. такой семейный уклад, при котором сексуальные партнёры сохраняют верность друг другу) может служить примером ценности, почитаемой во всех западных обществах.
На основе ценностей той или иной культуры формируются нормы – конкретные правила поведения, которые отражают или воплощают в себе ценности конкретной культуры. Иными словами, нормы – это наша оценка событий и явлений окружающего мира с позиции хорошо/плохо, приемлимо/неприемлимо.
Ценности и нормы могут существенно отличастся в разных культурах. Так, западный культуре свойственен индивидуализм, а многим восточным – коллективизм. Во многих западных странах списывание одним из студентов на экзамене будет воспринято как личное оскорбление остальными, так как нарушает принципы равных возможностей, адекватного вознаграждения за приложенные усилия и здоровой конкуренции. Очевидно, что в среде белорусских студентов оценка подобного поступка совершенно иная.
Идентичность — свойство личности человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе — политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.
Идентичность может рассматриваться в различных аспектах, таких как этническая идентичность (соотнесение себя с определенным народом), гендерная идентичность (самоидентификация себя как мужчины либо женщнины), социальная идентичность (отнесение себя к какой-либо социальной группе, классу, страте), религиозная идентичность (восприятие себя как представителя той или иной конфессии.)
Идентичность является социально обусловленным элементом личности человека и помогает ему ориентироваться в социальном пространстве на основе осознания сходств отличий с другими людьми и социальными группами. На основе идентичности человек делит окружающий мир на «мы» и «они». Человек соотносит себя с определенной социальной группой и ощущает свою принадлежность к ней, при этом само соотнесение себя с какой-либо социальной группой становится частью личности. Так каждый учащийся в ПГУ является студентом и, соответственно, ощущает свою социальную принадлежность к социальной группе студентов.