Организационная культура тесно связана с такими понятиями, как корпоративная культура, деловая этика, философия бизнеса, организационное поведение
Термин «корпоративная культура» возник в США, когда исследователи стали изучать параметры деятельности американских корпораций, которые делают их успешными и процветающими. Каждое из подразделений корпорации, часто расположенных в различных географических регионах, и каждый уровень в их структуре могут формировать собственную культуру.
Тем не менее понятие «организация» является более емким, так как включает в себя не только коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но и различные некоммерческие организации. В связи с тем, что культура присуща любым организациям, а ее содержание, функции, механизм формирования являются универсальными, мы считаем термин «организационная культура» более общим, включающим в себя и корпоративную культуру.
Предметом этики, в том числе и деловой, является мораль. Мораль, в свою очередь, выполняет функцию регулятора поведения человека, общества. Таким образом, говоря о деловой этике, мы подразумеваем допустимые и недопустимые нормы поведения в деловом сообществе. Подобные нормы, правила определяются организационной культурой.
Под организационным поведением понимается поведение индивида в организации, групповое поведение, межгрупповые и межличностные отношения, отношения группы и индивида. Предметные области организационного поведения и организационной культуры пересекаются:.
Организационное поведение интересуют вопросы лидерства, власти в организациях, структуры мотивации персонала. Организационная культура формируется лидерами (формальными — руководителями организаций — и неформальными), в то же время организационная культура оказывает сильное воздействие на мотивацию работников. Следовательно, организационное поведение является внешним проявлением организационной культуры и во многом определяется ею.
Организационная культура формируется в сознании человека — работника фирмы, он является ее носителем и распространителем. Поэтому воздействие организационной культуры непосредственно направлено на человека, а через него уже на производственный процесс, качество продукции и т.п.
Организационная культура имеет многоцелевую направленность:устанавливает и усиливает взаимосвязь, взаимодействие между работниками организации и подразделениями; формирует благоприятный психологический климат в организации; предоставляет ценностные ориентиры для деятельности работников (например, какие поступки и действия допускаются в организации, а какие недопустимы) и др.
Однако главной целью организационной культуры является обеспечение самоорганизации социально-экономической системы персоналом.
Известный американский ученый Эдгар Шейн выделяет три уровня организационной культуры: артефакты (самый поверхностный уровень, внешние проявления организационной культуры: архитектура зданий, язык, манера одеваться и общаться и т.п.), провозглашаемые ценности (стратегии, цели, философия) и базовые представления (самый глубинный уровень организационной культуры: убеждения, верования).
Содержание организационной культуры проявляется в ее функциях.Во многом они определяются функциями культуры в общем смысле .
Выделяются следующие укрупненныеблоки основных функцийорганизационной культуры:
1. Формирование, накопление, передача, хранение ценностей организации.
2. Формирование системы знаний.
3. Формирование системы внутренних коммуникаций и связей внутри организации по вертикали и горизонтали.
4. Формирование системы внешних коммуникаций и связей организации.
5. Целеполагание.
6. Формирование культуры трудового, производственного процессов.