Составное именное сказуемое (СИС)
Глагол-связка + именная часть | |
Выражает грамматическое значение сказуемого. Связка выполняет следующие функции: выражает модальность и время; связывает сказуемое с подлежащим; содержит модальную оценку отношения между предметом и признаком. | Выражает основное смысловое значение сказуемого; может быть выражена именным словосочетанием или словом практически любой части речи, кроме глагола, деепричастия, предлога, союза и частицы. Числительное: Их изба была третьей с краю (А. Чехов). Местоимение: Всё озеро, вся рыба — наша (В. Солоухин). Междометие: Житьё ваше — «ой-ой!» (М. Горький). |
Виды глаголов-связок | Примеры |
1. Нулевая связка (отсутствие связки) | Человек — кузнец своему счастью (К. Федин). Самый верный признак истины — это простота и ясность (Л.Толстой). С этой болью ябудто моложе (С. Есенин). Ночькак будто сегодня бледней (С. Есенин). |
Примечание. При нулевой связке именная часть может присоединяться к подлежащему посредсвом частиц это, значит, вот, а также сравнительных союзов как, будто, словно, точно, всё равно что, вроде, как и др. Данные союзы и частицы входят в состав сказуемого. | |
Примечание. Если в составе сказуемого есть слова вещь, человек, мужчина, женщина и т. п., или сказуемое стоит в ряду однородных членов, также выраженных полной формой прилагательного, или имеет глагол-связку реального лексического значения, то наличие в составе СИС зависимого слова допустимо. Высокомерие очень скверная для писателя вещь (А.Н. Толстой). Месяц блестящий, похожий на какую-то часть самолёта: не то алюминий, не то серебро (В. Инбер). | |
2. Незнаменательная связка — глагол БЫТЬ в различных формах времени и наклонения, выполняющий чисто грамматическую функцию. | Индивидуализместь подчёркнутая слабость (М. Пришвин). Роса была холодная (К. Паустовский). |
3. Полузнаменательная связка (глагол с ослабленным лексическим значением) может иметь различные лексические значения: постоянство признака: являться, приходиться, доводиться и др.; проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться, получиться, выйти, представлять и др.; возникновение признака, оценка его как меняющегося: становиться, делаться, стать и др.; Виды глаголов-связок | Лесделался всё выше, таинственней и темнее (К. Паустовский). На протяжении всей всемирной истории новая культура всегда являлась синтезом нового со старым... (В. Брюсов). Ондоводится мне двоюродным братом. Чёрный голый утёс представлял почву этой пустыни (В. Обручев). Мечты о садах оказались очень глупы (И. Бунин). Тени от кустов на лугах становились длиннее (А. Глумов). Прибрежные пескиделаются тёмными от росы (К. Паустовский). Примеры |
оценка признака как предполагаемого, кажущегося, мнимого: казаться, представляться, показаться и др.; оценка признака как соответствующего чьему-либо мнению, представлению, установке: считаться, слыть, славиться и др.; название признака — зваться, называться, почитаться и др. | Вершины далёкого хребта кажутся точно выкованными из серебра (А. Толстой). Тебе не покажется странной и дерзкой моя просьба? (А. Чехов). Кузнецслыл за человека очень рассудительного (Н. Лесков). У нас в полку ясчитался одним из лучших стрелков (А. Пушкин). Солонцами обычно называютсяместа в горах, куда приходят звери полакомиться солью (Г. Федосеев). |
4. Знаменательная (вещественная, конкретная) связка — глагол со значением действия, состояния, деятельности, движения и т. д., способный самостоятельно выступать в качестве глагольного сказуемого, но в данной конструкции выполняющий также функцию связки, то есть служащий для соединения именной части с подлежащим: вернуться, идти, работать, ходить, сидеть и др. | У входа в церковную ограду стоят сторожамичетыре тополя (М. Горький). Вера Дмитриевнавстала грустная, заплаканная (В. Вересаев). И потом Зинаида Фёдоровнаходила по всем комнатам бледная, с испуганным, негодующим лицом (А. Чехов). Я родился перекати-полем (И. Тургенев). |
Примечание. Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена фразеологическим сочетанием с именным значением: Без твоей подмоги януль без палочки (т. е. никто) (Г. Горышин). Он был мастером на все руки (т. е. был умельцем) (Н. Дубов). |
Упражнение.Спишите текст, вставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктограммы на месте пропусков.
Чистые пруды... Для иных это просто улица бульвар пруд а для меня средоточие самого прекрасного чем было исполнено моё детство самого радостного и самого печального ибо печаль детства тоже прекрасна.
Чистые пруды это первая снежная баба первый дом из глины вылепленные твоими руками и пусть ты не стал ни ваятелем1 ни зодчим ты открыл в себе творца строителя узнал что руки твои могут не только хватать комкать рвать рушить но и создавать то чего ещё не было...
Чистые пруды это целый мир чудесных неожиданностей. Милые скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Мы ловили тут рыбу и бывало на крючке извивалась не просто чёрная пиявка а настоящая серебряная плотвичка и это было чудом поймать рыбу в центре города.
Чистые пруды были для нас и школой мужества. Мальчишки жившие на бульваре отказывали нам обитателям ближних переулков в высоком звании «Чистопрудных». Они долго не признавали нашего права на пруд со всеми его радостями. Лишь им дано ловить рыбу кататься на лодке лазать зимой по ледяным валунам и строить снежные крепости. Смельчаки рисковавшие приобщиться к запретным благам беспощадно карались. Разбитый нос фиолетовый синяк под глазом сорванная с головы шапка обычная расплата за дерзость3. И всё же никто из нас не изменил привычному маршруту никто не смирился с жестоким произволом чистопрудных захватчиков. Это требовало характера и воли.
(По Ю. Нагибину)
1. Графически обозначьте в тексте подлежащие и сказуемые; укажите, чем они выражены. Определите типы сказуемых, укажите их составные части.
2. Определите способы и средства связи предложений в последнем абзаце.
3. Определите стиль текста и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.