Институты – проводники культуры.
3 концепции:
Дескриптивная концепция
Культура– духовные моральные ценности, индивидуальные совершенствования
Цивилизация– утилитарное, внешнее, материальное, стандартизирующее человека, угрожающее духовному миру человека.
Символическая концепция: культура– совокупность смыслов, воплощённых в символических формах.
Новейшие концепции:
А) структурная концепция: символический характер культурных феноменов + ускоренность в структурированных социальных контекстах
Б) концепция фиксированной культуры– экспликация культурных смыслов в материальных носителях.
Считают, что культуру достаточно рассматривать как символическое явление, акцент на фиксированных проявлениях культуры – материальных – видео, аудио, фильмы и т.д. В то же время, культура относительно автономна!!! т.е. культура – это некая совокупность матриц, в которых отливается деятельность человека.
Умершая культура.Культура живёт только тогда, когда она функционирует в реальности. Умершие культуры остаются только в материализованной форме.
Вопрос 31. Структура и функции культуры.
Функции культуры
Культура – главный механизм воспроизводства и выживания общества.
2 метафункции:
1) Культура обеспечивает формирование поддержание социального порядка
2) Культура задает смысл существования людей и выводит индивида к более устойчивым, социально-значимым ориентациям и формам поведения (не как могу, как хочу, а как надо).
Общество появляется тогда, когда появляется культура, проявляющаяся в 2 своих метафункциях. Культурный код – механизм, обеспечивающий совпадение, соответствие культурно-организованного социального мира и культурно обученного индивида.
Стыд – механизм автоматической реакции на смешение стилей поведения, нарушение культурного кода.
Мы всегда знаем, где и как надо себя вести, и если это нарушается, то возникает стыд.
Функции:
1) Репрезентативная– культура определённым образом представляет, репрезентирует реальность, все социально значимые факты. Мы наделяем смыслом определённые явления. Феномен значит только то, что он значит только в определённой культуре.
2) Селективная– культура осуществляет отбор, выработку определённых культурных форм, которые обеспечивают эффективное освоение условий существования данного социума.
3) Репродуктивная– культура обеспечивает воспроизводство и передачу накопленного опыта, т.е. преемственность развития.
4) Ориентирующая, смыслозадающая– придание смысла и значимости человеческого действия.
5) Коммуникативная– обеспечивает, с одной стороны, интеграцию общества, с другой стороны, обеспечивает обособление, дифференциацию различных социальных групп.
6) Социализирующая + регулирующая= функция социального контроля – становимся людьми в процессе окультуривания.
7) Рекреативная– восстанавливаемся, отдыхаем.
Структура культуры
Структуру можно представлять:
1) С точки зрения субъекта– цивилизация, национальная культура, классовая культура, этническая культура.
· Субкультуры– культуры, которые отличаются по некоторым параметрам от доминирующей культуры, но не противоречит ей.
· Девинклентные культуры– незаконные, преступные, отклоняющиеся от норм.
· Контркультуры– по своим основным принципам и ценностям противоречит доминирующей культуре (1968 г. молодёжная контркультура)
2) По сферам– политическая, экономическая, труда, общения, потребления и т.д.
3) Массовая и элитарная культура– во второй половине 20 века. В теориях массового общества массовая культура подвергалась критике по 2 направлениям:
1) массы несут угрозу культуре
2) элиты несут угрозу культуре, оболванивание масс.
Сейчас другой подход – культурная индустрия – массовая культура рассматривается как массовое культурное производство и массовое культурное потребление.
Элементная культура
1) Знаки, значения– весь мир культурно означен, с помощи культуры мы втягиваем всю окружающую нас реальность. Социализация – умение читать знаки. Знаки – основа любой культуры, и стабильность знаков – это условие воспроизводства любой культуры. Мы настолько видим, как нам установила культура, что не видим реальности в том виде, каком она на самом деле есть. Культура – это, прежде всего, общая для членов данного сообщества система смыслов и значений.
2) Язык– Мишель Фуко «Слова и вещи». Эпистема характеризуется разрывом между словом и вещью. Язык становится главным оружием господства, манипулирования обществом в ситуациях общественной трансформации. Коррупция языка– разрушение языка, использование слов без корней. Символический террор – одна из технологий языкового манипулирования.
3) Обычаи, традиции, привычки– это основной способ регуляции в традиционной обществе. Это способы действия, узаконенные самим фактом их существования. Самая простая норма культурной регуляции.
4) Нормы– стандарты действия, характеризующие принадлежность индивида к определённой социальной группе. Способ типизации человеческого поведения. Различные виды деятельности нормируются в разной степени.
5) Ценности– важнейший компонент культуры. Неэмпирический объект, вызывающий благоговение отношений. Незыблемые точки опоры любой культуры. Ценности – армирующая подсистема культуры. Различные ценности в различных культурах выступают в качестве центральных ценностей – ценность труда и т.д. Ценности поддерживаются определённой символической системой, никто не говорит о ценностях открыто, всё это выражается символически.