Р.Дарендорф «Homo sociologicus»

«То, что человек – существо общественное, - больше, чем метафора, его роли – больше, чем маски, которые можно снять, его социальное поведение – больше, чем просто комедия и трагедия, откуда актёра отпускают в «подлинную действительность».

Homo sociologicus находится в точке пересечения общества в виде роли и индивида. Индивид без общества – есть чистая социальная потенция, он лишен всякой социальности. С другой стороны, общество без индивида лишено всякой индивидуальности. Осваивая роль, человек становится личностью.

Чтобы сделаться частью общества, чистый (не обладающий никакими социальными характеристиками) человек должен социализироваться, т.е. приковать себя к обществу, врасти в формы, уготовленные ему обществом. Играя роль, человек подвергается стандартизации в обществе. Но если человек не социализировался, без ролей, он недоступен анализу.

Homo Sociologicus – как видит человека социология через роль.

Типы социальной организации общества и статус индивида.

Традиционное общество – общинное, модерн – индивидуалистическое.

P.S. Клиффорд Гирц «С точки зрения туземца». Вместо особенностей индивида, здесь доминирует роли и маски. Социальные характеристики здесь не уникальные, а, наоборот, здесь индивиду приписываются стандартизированные качества, которые не позволяют идентифицировать его как личность.

Стыд– человек испытывает страх, что он выйдет за границы этой роли. Главная задача – так сыграть роль, что не показать свою индивидуальность, а выполнить своё лишь предназначение.

Р.Линтон

Модальная личность– статистически наиболее распространённый тип личности

Нормативная личность– личность, черты которой наиболее полно выражают специфику данной культуры.

Эти личности очень близки, но в кризисе очень расходятся.

Р.Мертон. Структурная аномия.

Аномия – внутреннее рассогласование ценностно-нормативной системы – ценностей, целей и средств достижения этих целей.

Модели адаптации личности в ситуации структурной аномии:

1.Конформизм – признание принятых в обществе целей, а также средств их достижения

2. Инновация – признание целей, но стремление достичь их иными, нетрадиционными способами

3. Ритуализм– отказ от признания принятых целей, но формальное соблюдение «правил игры»

4. Эскейпизм – уход от принятых целей и способов их достижения в «параллельный мир»

5. Бунт, мятеж – отказ от принятых целей и ценностей и выработка новых

Т.Адорно «Исследование авторитарной личности» 1950 г.

Найти латентные структуры личности, которые предопределяют склонность к фашизму. Просвещенческий разум авторитарен, по сути. Переходный период!!! Причины появления:

1. Распад традиционных социальных структур и связей

2. Ослабление социального контроля со стороны первичных групп

3. Атомизация общества

4. Слабость модерных механизмов социального контроля =>

5. «Бегство от свободы» ©Фромм: «Тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним...»

Черты:

· Пассивность

· Конформизм

· Ригидность

· Склонность к стереотипам

· Некритическое восприятие реальности

· Сексуальное подавление

· Неприятие всего непонятного, чужого

Западное общество – «фашизоидное общество», оно постоянно воспроизводит тип личности с этими чертами.

Г.Маркузе «Одномерный человек» 1964г.

Исследования развитого социального общества. Критика исходного индустриального общества – исходная тема. Общество потребления, где происходит манипулирование потребностями и формируется «иллюзорная идея о возможности их удовлетворения». Одномерный человек – тот, который не способен противостоять манипулятивному воздействию общества.

· Цивилизация репрессивна

· Развитие технологий => совершенствование контроля + унификация потребления

· Рост материальных благ => гасит революционные импульсы

· «Сытость» порождает всем довольного и неспособного к преобразованиям «одномерного» человека. Инглхарт.

A Modern Man. Алекс Инкелес

1) Личность особенно открыта – процесс социализации у современной личности никогда не завершается

2) Особенно дифференцирована – фрагментирована, нецелостна, разорвана – жёстко не привязана ни к одной социальной группе, которая себя жёстко и однозначно не идентифицирует, нет иерархической идентичности, подчиняющей себе все другие.

3) Особенно рефлектирующая – постоянный выбор группы, с которой он будет себя идентифицировать

4) Особенно индивидуализирована – проблема индивидуализации – самая главная. Бауман «Индивидуализированное общество»

1 вариант: Homo Sovieticus. Ю.Левада.

1) Исключительность – совершенно новый человек со своей системой ценностей и т.д. 1917 год – точка отсчета.

2) Государственно-патерналистская ориентация – называют «огосударствлённый человек», под тотальным контролем государства.

3) Иерархичность – не иерархичность традиционного общества, но и не иерархичность модерного общества, а это иерархичность, связанная с системой распределения власти. Привилегия для допущенных к власти.

4) Имперский характер – Россия должна вернуть себе статус великой державы.

5) Простой человек – быть как все. «Не высовывайся»

2 вариант: Л.Гудков

· Массовидный, усреднённый

· Приспособленный – пассивная адаптация

· Простой, ограниченный – ориентация на упрощённый

· Иерархический – отношения власти

· Хронически недовольный

· Лукавый

· Неуверенный в себе

· С сознанием исключительности

· Двоесмыслие и коррупция

Наши рекомендации