Позицию Дюркгейма обычно определяют как социологический реализм.
Это общеметодологическая и теоретическая позиция, согласно которой общество в целом и его отдельные институты выступают как самостоятельная сущность, особая реальность, не сводимая к взаимодействию индивидов. Это – одно из основных методологических направления в социологии (наряду с социологическим номинализмом).
Социальный реализм – теоретико-методологическая позиция, согласно которой общество представляет собой самостоятельную реальность, которая автономна по отношению к другим видам реальности, развивается по своим собственным законам, определяет характер сознания и поведения индивида.
Социальный факт – по Э. Дюркгейму – особая реальность, существующая объективно независимо от индивида, которая оказывает на него принудительное воздействие.
Социальная патология - 1) асоциальное поведение, считающееся вредным для общества (хулиганство, алкоголизм, наркомания и т.д.); 2) заболевание социальной системы, проявляющееся в нарушении её функций и даже дисфункциональности.
Социальная солидарность – социальная сплоченность представителей своей социальной группы на основе осознания общности интересов.
Механическая солидарность – по Э. Дюркгейму – тип социальной солидарности, основанный на однородности убеждений, ценностных ориентаций; тип солидарности доминировал в традиционном обществе, для которого характерно простейшее разделение труда и отсутствие индивидуализма.
Органическая солидарность – по Э. Дюркгейму – высокая степень разделения труда, для которой характерно различие людей, имеющих индивидуальное сознание и потому являющихся личностями, а также реститутивное право, суть которого сводится к восстановлению порядка вещей, защите интересов индивида и, прежде всего, прав собственника.
Динамичная плотность – по Э. Дюркгейму – главный фактор перехода от механической к органической солидарности, который представляется в двух показателях: 1) численность населения в обществе;2) количество взаимодействий между членами общества.
Аномия – состояние общества, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом, разрывом в преемственности социальных и культурных норм.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, доминирующих ценностей.
Табу – запрет на определенные деяния, налагаемый обществом (религиозные, сексуальные запреты).
Индивидуальное сознание – совокупность особых мотивов, целей и интересов, которыми обладает индивид, что определяет характер его взаимодействия с другими людьми, ценности и нормы общества интернализируются в индивидуальном сознании.
Кроме того, позицию Дюркгейма связывают с дальнейшим развитием структурно-функционального подхода в социологии – способа объяснения поведения людей, исходящего из того способа, которым структурировано общество, и места, которое индивид занимает в соответствующей структуре.
Вопрос 7 Образ общества в социологии М. Вебера.
Немецкий социолог (1864-1920гг.). Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма» 1904- 1905гг.; «Хозяйство и общество» 1921г.
Социальный номинализм и субъективизм.
Основные позиции:
1.Если для Дюркгейма социальный факт – объективная фактичность, то у Вебера социальное создаётся и существует только во взаимодействии индивидов. Ни до, ни вне взаимодействия индивидов социальное не существует.
Номинализм заключается в том, что реальным признаётся только действие и взаимодействие индивидов и ничего больше! Все соц. институты и структуры – это более или менее устойчивые системы соц. действия и взаимодействия. Соц. системы – системы соц. действия. Они существуют номинально! Нет особого, отдельного субъекта социального, кроме индивида.В чём же социальное?
Исходное понятие Вебера – социальное действие. 2 признака соц. действия:
1) наличие субъективного смысла;
Ориентация на другого.
Связь между индивидами носит смысловой характер. Это внутренняя связь, поэтому это направление называется субъективизмом. Но! Субъективизм не означает, что у каждого свои смыслы. Разделяем общее. Основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия.
Понимающая социология – она должна понять те смыслы, на которые ориентируются люди.
Что нас заставляет ориентироваться на других людей? Легитимность – ответ Макса Вебера. Легальность – соответствие закону. Легитимность – «нормативная фактическая значимость», т.е. признанное обществом. Люди ориентируются только на те нормы и ценности, которые легитимны.
По Дюркгейму, общественный порядок – над нами. По Веберу, легитимность – это шанс, что общественный порядок будет воспроизводиться в действиях и взаимодействиях.
Типы социального действия, по Веберу:
1. Целерациональное действие– когда есть чёткая цель и используются чёткие средства для чёткого
достижения этой цели.
2. Ценностно-рациональное действие– действие, основанное на вере, признании ценностей.
3. Традиционное действие– человек действует по принципу «так принято, иначе нельзя».
4. Аффективное действие– действие человека в состоянии аффекта.
3 типа легитимности:
1. Рациональный (легитимный) тип- когда основой легитимации является закон
2. Традиционный тип- когда основой легитимации является традиция
3. Харизматический тип– особый тип лидерства, основанный на тончайшей эмоциональной связи между лидером и его последователем. Пример: Ельцин в начале 90-х гг.
Изучение социального как смысла социального действия.
Социальные действия – ориентированные на другого.
Исторические эпохи различаются типами доминирующего социального действия.
Традиционное общество – традиционный и ценностно-рациональный тип действия.
Общество модерна – постепенно в качестве доминирующего утверждается целерациональный тип действия.
Веберовская теория рационализации – главная идея Вебера, главная тема социологии, религия Развитие западного общества, его модернизация, переход к капитализму – процесс рационализации.
Целерациональное действие вытесняет все другие виды социального действия (первое направление процесса). «Происходит сознательная рационализация ценностей». Но самый главный процесс – рационализация в пользу целерационального действия, при котором «уже не верят в ценности» - планомерное приспособление к соображению интереса.
2 понятия рациональности:
1) Материальная рациональность – сущностная, эссенциальная. Сущностная рациональность: регулирование экономического развития осуществляется с позиции определенных ценностей. Экономическое развитие ориентировано на определённые ценности. Определяется мера технически возможного. => Рост прибыли становится самоцелью, он безразличен к реальным потребностям общества. Это же отмечалось Марксом (капитал - самовозрастающая стоимость) и В.Зомбартом (капитал – дурная бесконечность). Чтобы сделать рост капитала неограниченным, потребовалось сделать неограниченным потребность в потреблении. Проблему решила Кейнсианская революция. Современная формула маркетинга – сформируй потребность и удовлетвори её.
2) Формальная рациональность – Постепенно формальная рациональность, которая утверждается в сфере экономики, распространяется практически на все сферы общественной жизни. Маркс назвал это «сквозная рациональность». Ценности объявляются избыточными и угрожающими.
Где утверждается рационализация? Формальная рационализация охватывает все сферы. В сфере политики формируется рационально-правовое государство и легальный тип легитимности, власти, основанный на законе. В сфере управления формируется идеальный механизм управления – рациональная бюрократия.
Особенности бюрократии:
· Человек подчинён не другому человеку, а безличной системе норм
· Управление осуществляется по общим, безличным правилам
· Существует строгая иерархическая структура, чёткое разделение сфер компетенции
· Официальные роли и отношения не смешиваются с личными
· Подчинение в рамках иерархии носит формально-статусный, личностный характер
· Деятельность чиновника требует профессиональной подготовки
Бюрократия – один из главных двигателей модернизации и индустриализации, не менее значимый, чем сама промышленная революция. Но! Бюрократия – формально-рациональная структура. Она не имеет собственного ценностного фундамента. Она не продуцирует сама ценности, только заимствует.
Претензии современной социологии к Веберовской теории:
По определению Баумана: бюрократия формальна и этически слепа. Бауман цитирует Вебера: «Честь гражданского служащего заключается в способности добросовестно выполнять приказы начальства так, словно приказ согласуется с его собственными суждениями»; «...подавление голоса морали является главной заботой бюрократии...» Тема рационализации – одна из тем, обсуждаемая на протяжении века. Бауман предлагает в качестве парадигмы рассматривать холокост. Макдональдизация – Дж.Ритцер. «Железная клетка формальной рациональности» – Вебер опасался, что мы будем заточены в этой «клетке».
Рациональная капиталистическая экономика. Рациональная религия – именно рациональная религия – протестантизм – стала основой рационализации западного общества.