Основные принципы управления Тейлора
1. Существование научно-обоснованных представлений о технологии процесса труда;
2. Наличие проектов дальнейшего развития производства (наличие планов);
3. Хронометраж производственного процесса и расчет норм выработки на основе трудоемкости;
4. Расчет времени с помощью математических моделей;
5. Дифференцированная з/п;
6. Управление через жесткий контроль и наказание;
7. Экономическое стимулирование работника;
8. Максимальная специализация, в т.ч. и в управлении;
9. Кураторство управленца над работниками
10. Отбор и обучение рабочих для лучшей адаптации на рабочем месте;
11. Кооперация работника и управляющего.
Последователем Тейлора стал исследователь Гантт, который был его помощником. Он ввел календарное планирование в систему управления. Гантт разработал сдельную оплату труда, оставив повременные элементы как социальную поддержку рабочих. Он впервые ввел тезис о социальной ответственности бизнеса.
Последователем Гантта был Эмерсон. По своей профессии он был инженером-механиком. В 1908 году Эмерсон написал книгу «Эффективность как основа производственной деятельности и з/п». Он выдвинул 12 принципов эффективности, среди которых особое внимание было уделено грамотной структуре организации.
Принципы эффективности Эмерсона:
1. Отчетливые цели;
2. Умение признать ошибки;
3. Привлечение профессионалов;
4. Дисциплина и своевременное поощрение;
5. Справедливое отношение к персоналу;
6. Механизированный учет;
7. Наличие диспетчера на каждом участке;
8. Наличие открытых норм и расписаний работы, в которых видно где возможны прорывы;
9. Эргономичность рабочего места;
10. Четкая регламентация всей цепочки технологических процессов;
11. Письменные стандартные инструкции для каждой процедуры;
12. Вознаграждение за производительность.
Все эти исследователи стали основателями ШКОЛЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА. Эта школа позволила впервые взглянуть на производственный процесс как на рациональную последовательность необходимых действий, которыми необходимо грамотно управлять. Недостатком этой школы было то, что ее создатели считали отношения между работниками и менеджерами антагонистическими. Вторым недостатком было упрощенное понимание мотивов деятельности людей. Человека воспринимали как существо примитивное и физиологичное. Эти недостатки необходимо было преодолеть последователям.
Параллельно формируется школа научного управления, создателем которой стал Анри Файоль. Это направление стало актуальным, начиная с 1920 по 1950 год. Свои взгляды Файоль изложил в книге «Общая промышленная администрация» 1916 год. Он акцентировал внимание на управленческом процессе, а не на производстве. Для Файоля управление – это набор последовательных операций, необходимых для функционирования организации. 40 лет Файоль был управляющим крупной горно-добывающей компании, а затем создал центр административных исследований. Он первым выделил 5 сфер процесса управления:
- техническая (т.е. обеспечение производства);
- коммерческая (т.е. сбыт продукции, закупка сырья, привлечение работников, создание новых товаров и услуг);
- финансовая (эффективное использование денежных средств);
- бухгалтерская (составление отчетности и отслеживание эффективности деятельности);
- защитная (охрана жизни личности и собственности людей).
Файоль выдвинул 14 принципов управления, которыми менеджеры пользуются по сей день, он лишь усовершенствовал идеи Тейлора и Эмерсона:
1. Разделение руда ведет к увеличению доходов и снижению затрат;
2. Власть как ответственность;
3. Дисциплина как средство увеличения уровня порядка в организации;
4. Единство распорядительства;
5. Единство руководства (руководитель отвечает за стратегию развития и планы реализации стратегии);
6. Подчинения частных интересов общим;
7. Своевременное вознаграждение персонала;
8. Централизация (власть реализовывать стратегию находиться в одних руках);
9. Иерархия, т.е. соблюдение определенного места для определенного работника, который получает распоряжения от одного руководителя;
10. Социальный порядок в организации;
11. Справедливость при поощрении и наказании;
12. Постоянство персонала;
13. Инициатива работников и управляющих ;
14. Объединение персонала
Идеи Файоля в 1946 году распространил его ученик Урвик. Он издал книгу «Основы администрирования». Он выдвинул принцип общей цели для всех категорий работников. Близкие к Файолю взгляды высказывал Г. Форд. Он организовал при своих заводах первые ремесленные училища, открыл школы для талантливых детей рабочих, ввел 8-ми часовой рабочий день и требования к гигиене рабочего места. Направленность управления Форда была социальной.
Традицию формализации управления ввел М. Вебер. Он требовал жесткого порядка на предприятии, делая заводы военизированными подразделениями. Вебер в 1920 году написал работу « Теория общества и экономическая организация», он первым поставил вопрос лидерства и жесткой вертикали власти в структуре организации.
Вывод: подходы Файоля, Вебера, Урвика и Форда можно отнести к школе административного управления, ее черты в том, что
- человек ценится не как личность, а как трудовая функция
- Деятельность организации подразделяется на управленческую и производственную. Управление приобретает свои правила и характеристики
Теория потребностей Герцберга:
Потребности:
- гигиенические факторы: размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля
- мотивирующие факторы: ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей