Социологическая концепция Г. Спенсера
Герберт Спенсер (родился 27 апреля 1820 года в Дерби, умер 8 декабря 1903 года в Брайтоне), английский социолог, считается основоположником позитивизма, наравне с другими социологами. Работал техником, инженером на железной дороге (1837-1841 гг.), писал публикации в журнал «Экономист» (1848-1853 гг.). Многосторонне образованый, он был серьёзно знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании. Работал в основном с книгами и бумагами, поэтому прослыл «кабинетным ученым». Самостоятельно работая над собой, достиг высшего технического образования, смог стать великим учёным-энциклопедистом и оставить значительное наследие в науке.
Спенсер придерживался убеждений своего времени: эволюционизм, философия как синтез всех наук привлекали его. Его система единой науки изложена в труде «Основные начала»(1862), с первых глав которой нам утверждают, что мы ничего не можем знать о последней реальности.Вторая часть труда содержит космическую доктрину эволюции (теория прогресса), являющуюся, по мнению Спенсера, универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852, за семь лет до того как Ч. Дарвин в своем «Происхождении видов» выдвинул теорию эволюции, Спенсер написал статью «Гипотеза развития», где излагались понятия об эволюции, следующие в основном из теорий Ламарка и Бэра. После этого Спенсер признал естественный отбор одним из факторов эволюции (он и есть автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Основываясь на фундаментальных законах физики и идеи об изменении, Спенсер понимает эволюцию как «интеграцию материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей одновременно тому превращение сохраняемого материю движения». Все вещи одинакового происхождения, наследуют одинаковые черты, но в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их различение; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге все во Вселенной достигает состояния полной адаптированности к окружающему миру, но такое положение малоустойчиво. Поэтому, последний этап в эволюции — не что иное, как повторение первого этапа только в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, опять следует развитие.
В 1858 Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии», которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (1864—1867); «Принципы психологии» (в одном томе — 1855, в 2 - х томах — 1870—1872); «Принципы социологии» (1876—1896), «Принципы этики» (1892—1893).
Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (1851) и «Социологические исследования» (1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические факты, «Описательная социология» (1873—1881). Спенсер — основоположник «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это почти такой же живой организм, подобно тем, что рассматриваются биологической наукой. Общества способны создавать и контролировать самостоятельно процессы адаптации, и тогда они развиваются в сторону милитаристского режима; но они так же способны и на свободную и пластичную адаптацию, и в этом случае они превратятся в промышленно развитые государства.
Концепция социальных институтов[
Герберт Спенсер
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
• Домашние институты — семья, брак, проблемы воспитания.
• Обрядовые (церемониальные) — призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д.
• Политические — появление связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами; в становлении политической и классовой структуры общества решающую роль играли конфликты и войны (потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают общество).
• Церковные — храмы, церкви, приходские школы, религиозные традиции.
• Профессиональные и промышленные институты — возникают на основе разделения труда; профессиональные (гильдии, цеха, профессиональные союзы) — консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; промышленные — поддерживают производственную структуру общества. Значение общественного производства возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным: сопровождается повышением роли трудовых отношений, а прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению.