Культура стран Древнего Востока
Семинарское занятие № 6
Типология культуры
План:
1. Проблема критериев типологии культуры.
2. Социальные типы культуры (этническая, национальная, региональная).
3. «Срединные» (доминирующие) и специфические (периферийные, субкультуры) культуры.
4. Субкультуры в современной России.
5. Элитарная культура и массовая культура (понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры, философские основы массовой культуры).
Терминологический минимум: типологизация культуры, этническая, национальная, региональная культуры, «срединная» культура, субкультура, массовая и элитарная культуры.
Семинарское занятие № 7
Первобытная культура
План:
1. Периодизация первобытной культуры.
2. Основные черты первобытной культуры.
3. Духовная культура первобытного человека (магия, миф).
4. Первые образцы искусства первобытной эпохи.
Терминологический минимум: первобытный синкретический комплекс, магия, мифология, мегалит, менгир, кромлех, дольмен, «палеолитическая Венера», стоянка, селище, городище, названия эпох первобытной культуры, меандра, инициация, неолитическая революция.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое «первобытный синкретический комплекс»?
2. Каковы функции в жизни первобытного общества обрядов инициации?
3. Какой характер имели первые научные знания?
4. Охарактеризуйте мировосприятие первобытного человека.
Темы докладов
1. “Снежный человек”: факты и гипотезы.
2. Технический прогресс в мезолите.
3. Неолитическая революция.
4. Культура первобытного типа в современных условиях.
5. Анимистические представления первобытного человека.
6. Магия и ее формы.
7. Социокультурный феномен шаманизма.
8. Наскальная живопись Каповой пещеры в Башкирии.
Семинарское занятие № 8
Культура стран Древнего Востока
План:
1. Восток как географическое и социокультурное понятие: единство и
многообразие.
2. Религиозно-философские системы Индии. Искусство Индии.
3. Религиозно-философские системы Китая. Искусство Китая.
4. Религиозные учения Японии. Искусство Японии.
5. Возникновение ислама и его особенности.
Терминологический минимум: касты, Веды, брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, ступы, стамбх, пещерные храмы, конфуцианство, даосизм, пагода, деревянный павильон, танка.
Вопросы для самопроверки:
1. Проанализируйте различие путей спасения, предложенных индуизмом и буддизмом.
2. Каковы особенности китайской культуры?
3. Назовите плюсы и минусы кастового строя.
4. Конфуций – учитель, пророк, информатор.
5. Своеобразие религиозно-философской системы Японии.
Темы докладов
1. Начало составления Библии (Ветхого Завета).
2. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.
3. Индуизм.
4. Эпос Древней Индии: “Махабхарата” и “Рамаяна”.
5. Иудаизм как идейный источник христианства.
6. Буддизм.
7. Конфуцианство.
8. Даосизм.
Семинарское занятие № 9
Культура Античности
План:
1. Мифология и религия Древней Греции.
2. Этапы развития древнегреческой культуры: крито-микенский, гомеровский, архаический, классический, эллинистический.
3. Искусство Древней Греции.
4. Мифология и религия древних римлян.
5. Основные этапы развития римской античной культуры: царский, республиканский, императорский.
6. Искусство Древнего Рима.
Терминологический минимум:Античность. Крито-Микенская культура. Гомеровский период. Архаический период. Полис. Эллинизм. Ордер. Олимпийцы. Агонистика. Калокогатия. Этрусская цивилизация. Антропоморфизм. Термы. Амфитеатр. Акведук. Базилика. Фаюмский портрет. Стоицизм. Христианство
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите об основных философских системах античности и крупнейших их представителях.
2. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Расскажите о их творчестве.
3. Расскажите о науке в античных государствах.
4. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?
4. В чем специфика понимания прекрасного в античном мире?
5. Какова роль мифологии и философии в развитии духовной культуры антиности?
Темы докладов
1. Античный полис как феномен культуры.
2. Техника в период античного рабовладельческого общества.
3. Становление научного знания в античной культуре.
4. Римская архитектура: синтез математики и искусства.
5. Цицерон и его время.
6. Культурная политика Цезаря Августа.
Семинарское занятие № 10
Вопросы для самопроверки
1. Какое влияние религия и церковь оказали на формирование культуры, образования, науки в эпоху Средневековья?
2. Расскажите об основных особенностях западноевропейской литературы Средневековья.
3. Охарактеризуйте роль городов как центров образования и науки в Средневековой Европе. Расскажите об особенностях ее архитектуры.
4. В чем основная суть христианства как одной из мировых религий?
5. Какова историческая и культурологическая роль средневековья в мировом процессе развития?
Вопросы для самопроверки
1 Раскройте гуманизм как характерную черту культуры и искусства эпохи Возрождения.
2. В чем состоят особенности Северного Возрождения?
3. Назовите художников – титанов Возрождения, расскажите об их творчестве.
Темы докладов
1. Великие географические открытия.
2. Реформация.
3. Изменение физической и космологической картины мира (И. Кеплер, Г. Галилей, Н. Коперник).
4. Особенности искусства Возрождения.
5. Творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.
6. Античное наследие в культуре Возрождения.
Семинарское занятие № 11
Темы докладов
1. Европейское Просвещение.
2. Революция в естествознании конца ХIХ - начала ХХ вв.
3. Культура модерна.
4. Декадентство.
5. Импрессионизм - демократическое направление в художественном творчестве.
Семинарское занятие № 12
Зарубежная культура XX века
План:
1. Художественная культура XX века.
2. Возникновение и основные направления авангардизма.
3. Основные черты культуры постмодернизма.
Терминологический минимум: Модерн. Постмодерн. Промышленная архитектура. Дизайн. Натурализм. Технократизм.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте феномен массовой культуры
2. Что объединяет между собой такие виды искусства как кино, театр, телевидение?
Семинарское занятие № 13
Вопросы для самопроверки
Семинарское занятие № 14
Культура России ХVIII века
План:
1. Особенности культуры России ХVIII века.
2. Просветительское движение в России, его особенности и крупнейшие представители.
3. Художественные направления классицизм и сентиментализм в русской художественной культуре второй половины ХVIII века.
4. Расцвет портретной живописи.
5. Русская духовная музыка и театр.
Терминологический минимум: Гражданская азбука. Сословные учебные заведения. Церковно-приходские училища. Академия наук. Университет. Гимназия. Академия художеств. Ода. Русское барокко. Московское барокко. Театр. «Гистория» (жанр). Классицизм. Национальная культура. Просветительство. Масонство. Сентиментализм.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какими обстоятельствами диктовалась необходимость в создании светского образования?
2. Какие изменения и почему произошли в общественном сознании в петровскую эпоху?
3. Какова роль А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова в становлении русской словесности?
4. Какими жанрами представлена русская литература во второй половине XVIII века?
5. Какие направления естественнонаучных исследований развивались в Российской академии наук особенно успешно?
Семинарское занятие № 15
Культура России ХIХ века
План:
1. «Золотой век» русской литературы.
2. Формирование и развитие русской музыкальной школы.
3. Русский театр: традиции и поиски.
4. Творчество художников-передвижников: жанры, сюжеты, темы.
Терминологический минимум: Славянофилы. Западники. Триада графа С.С. Уварова. Романтизм. Гражданский романтизм. Исторический роман. Русский ампир. Эклектика. Монументальная скульптура. Малая пластика. Монументально-декоративная скульптура.
Вопросы для самопроверки
Семинарское занятие № 16
Культура России XX века
План:
1. Художественная культура «Серебряного века».
2. Октябрьская революция и ее последствия для отечественной культуры.
3. Особенности культуры 30-40-х годов ХХ века.
4. Идейная и культурная жизнь общества второй половины 50-х первой половины 80-х годов ХХ века.
5. Новые тенденции в культуре середины 80-90-х годов ХХ века.
6. Художественная культура второй половины XX в.
Вопросы для самопроверки
1. Как вы можете объяснить необычайное многообразие форм историко-культурного процесса в России на рубеже XIX-XX веков.?
2. Какие открытия русских ученых определили развитие передовой научной мысли на десятилетия вперед?
3. Почему рубеж веков принято называть «серебряным веком» русской поэзии?
Семинарское занятие № 6
Типология культуры
План:
1. Проблема критериев типологии культуры.
2. Социальные типы культуры (этническая, национальная, региональная).
3. «Срединные» (доминирующие) и специфические (периферийные, субкультуры) культуры.
4. Субкультуры в современной России.
5. Элитарная культура и массовая культура (понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры, философские основы массовой культуры).
Терминологический минимум: типологизация культуры, этническая, национальная, региональная культуры, «срединная» культура, субкультура, массовая и элитарная культуры.
Семинарское занятие № 7
Первобытная культура
План:
1. Периодизация первобытной культуры.
2. Основные черты первобытной культуры.
3. Духовная культура первобытного человека (магия, миф).
4. Первые образцы искусства первобытной эпохи.
Терминологический минимум: первобытный синкретический комплекс, магия, мифология, мегалит, менгир, кромлех, дольмен, «палеолитическая Венера», стоянка, селище, городище, названия эпох первобытной культуры, меандра, инициация, неолитическая революция.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое «первобытный синкретический комплекс»?
2. Каковы функции в жизни первобытного общества обрядов инициации?
3. Какой характер имели первые научные знания?
4. Охарактеризуйте мировосприятие первобытного человека.
Темы докладов
1. “Снежный человек”: факты и гипотезы.
2. Технический прогресс в мезолите.
3. Неолитическая революция.
4. Культура первобытного типа в современных условиях.
5. Анимистические представления первобытного человека.
6. Магия и ее формы.
7. Социокультурный феномен шаманизма.
8. Наскальная живопись Каповой пещеры в Башкирии.
Семинарское занятие № 8
Культура стран Древнего Востока
План:
1. Восток как географическое и социокультурное понятие: единство и
многообразие.
2. Религиозно-философские системы Индии. Искусство Индии.
3. Религиозно-философские системы Китая. Искусство Китая.
4. Религиозные учения Японии. Искусство Японии.
5. Возникновение ислама и его особенности.
Терминологический минимум: касты, Веды, брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, ступы, стамбх, пещерные храмы, конфуцианство, даосизм, пагода, деревянный павильон, танка.
Вопросы для самопроверки:
1. Проанализируйте различие путей спасения, предложенных индуизмом и буддизмом.
2. Каковы особенности китайской культуры?
3. Назовите плюсы и минусы кастового строя.
4. Конфуций – учитель, пророк, информатор.
5. Своеобразие религиозно-философской системы Японии.
Темы докладов
1. Начало составления Библии (Ветхого Завета).
2. Культура Хараппы и Мохенджо-Даро.
3. Индуизм.
4. Эпос Древней Индии: “Махабхарата” и “Рамаяна”.
5. Иудаизм как идейный источник христианства.
6. Буддизм.
7. Конфуцианство.
8. Даосизм.
Семинарское занятие № 9
Культура Античности
План:
1. Мифология и религия Древней Греции.
2. Этапы развития древнегреческой культуры: крито-микенский, гомеровский, архаический, классический, эллинистический.
3. Искусство Древней Греции.
4. Мифология и религия древних римлян.
5. Основные этапы развития римской античной культуры: царский, республиканский, императорский.
6. Искусство Древнего Рима.
Терминологический минимум:Античность. Крито-Микенская культура. Гомеровский период. Архаический период. Полис. Эллинизм. Ордер. Олимпийцы. Агонистика. Калокогатия. Этрусская цивилизация. Антропоморфизм. Термы. Амфитеатр. Акведук. Базилика. Фаюмский портрет. Стоицизм. Христианство
Вопросы для самопроверки
1. Расскажите об основных философских системах античности и крупнейших их представителях.
2. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции и Древнего Рима. Расскажите о их творчестве.
3. Расскажите о науке в античных государствах.
4. Какие эпохи можно выделить в истории Древней Греции и Древнего Рима?
4. В чем специфика понимания прекрасного в античном мире?
5. Какова роль мифологии и философии в развитии духовной культуры антиности?
Темы докладов
1. Античный полис как феномен культуры.
2. Техника в период античного рабовладельческого общества.
3. Становление научного знания в античной культуре.
4. Римская архитектура: синтез математики и искусства.
5. Цицерон и его время.
6. Культурная политика Цезаря Августа.
Семинарское занятие № 10