Семинар № 3: Древние формы культуры: первобытная культура и культура Древнего Востока

Правила рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов 3 курса ИФФ, ФФК, ФТЭС, ФПП

По дисциплине «Культурология»

Вид работы Количество баллов
Текущая работа: 0-75
Устный ответ: 9 занятий * 5 баллов 0-45
Практическое задание: 3 задания * 5 баллов 0-15  
Контрольная самостоятельная работа 3 работы * 5 баллoв 0-15
Текущий контроль 1 (коллоквиум) 0-10
Текущий контроль 2 (тестирование) 0-15
Итого 0-100
Премиальные баллы:    
Активность на занятиях (дополнения, уточнения, исправления устного ответа товарища) 9 * 1 0-9
Участие в олимпиаде 0-10
Выступление на конференциях 0-10
Участие в конкурсах научных работ 0-10
Штрафы    
Нарушение сроков сдачи работ минус 1-3
Отказ от ответа на семинаре     минус 1  
Небрежное отношение к выполнению контрольной работы минус 1  
Промежуточный контроль (экзамен) 0-30
Рейтинговая оценка по дисциплине максимум 100 баллов

Критерии оценки разных видов учебной деятельности в условиях рейтинговой системы

Критерии Количество баллов
Студент демонстрирует полные и объемные знания, основанные на комплексном анализе различных источников информации, содержащие ссылки на практическое применение сообщаемой информации, логично структурированные, с аргументированными выводами; свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок
Студент демонстрирует твердое знание программного материала, основанное на комплексном анализе различных источников информации, содержащее ссылки на практическое применение сообщаемой информации. Ответ логично структурирован, с выводами, но имеет несущественные неточности. Студент справляется с задачами и практическими заданиями в полном объеме, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками для выполнения практических заданий
В ответе представлен только основной материал, студент не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении материала, отсутствуют выводы, ссылки на практическое применение недостаточны. Нарушена последовательность в изложении программного материала, студент испытывает затруднения в выполнении практических заданий
Студент не знает отдельные вопросы, категории программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи
Студент отвечает лишь на наводящие вопросы преподавателя без существенных ошибок, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи

Методические указания к семинарским, практическим и лабораторным занятиям

Семинар № 1: Сущность и общие закономерности функционирования и развития культуры

Цель:раскрыть особенности культурных процессов в теоретическом и функциональном аспектах.

Задачи:

- Проанализировать этапы становления наук о культуре

- Раскрыть особенности различных функций культуры

- Дать характеристику историческим представлениям о культуре.

Вопросы для обсуждения (УО 1)

1. Этапы становления наук о культуре.

2. Подходы и методы изучения культур.

3. Культура как способ творческой самореализации человека через смысл.

4. Причины кризиса и рождение новой культуры.

5. Полифункциональность культуры.

6. В чём состоит смысл теории «культурной деградации» Ж.-Ж. Руссо.

Литература:

1. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html

2. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.

3. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.

Дидактические материалы:

1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.

2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».

3. Учебные материалы в сети Интернет:

· countries.ru

· ido.rudn.ru

· ortlib.narod.ru

· artclassic.edu.ru

· superinf.ru/helpstud.php?id=10

· gumfak.ru/kultur.shtml

Семинар № 2: Современные проблемы развития теории культуры

Цель:раскрыть содержание основных теорий культуры

Задачи:

- рассмотреть и проанализировать принципы типологизации культур

- Дать содержательный анализ различных типологий и типов культур

Вопросы для обсуждения (УО 2)

1. Проблема типологизации культуры

2. Исторические типологии культуры:

- формационная модель К. Маркса и Ф. Энгельса;

- концепции цивилизационного развития культуры: А.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Д. Белла, Э. Тоффлера; проблема вестернизации в концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона;

- концепции универсального развития культур: эволюционизм Э. Тейлора, Д. Моргана; проблематика осевого времени К. Ясперса.

3. Региональные модели развития культуры: восточные и западные типы культур;

Россия как евразийский тип культуры; северные и южные типы культур.

4. Психоаналитические типологии культуры: человек и культура в теории психоанализа в концепции З. Фрейда; теория архетипов К.-Г. Юнга.

5. Социологические теории культуры: теория социокультурной динамики П.А. Сорокина; этническая и национальная культуры; этногенетическая модель Л. Н. Гумилева.

6. Концепция игровой культуры Й. Хейзинга.

Литература:

1. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html

2. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.

3. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.

Дидактические материалы:

1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.

2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».

3. Учебные материалы в сети Интернет:

· countries.ru

· ido.rudn.ru

· ortlib.narod.ru

· artclassic.edu.ru

· superinf.ru/helpstud.php?id=10

· gumfak.ru/kultur.shtml

Семинар № 3: Древние формы культуры: первобытная культура и культура Древнего Востока

Цель:дать анализ основных форм первобытной культуры и древних восточных культур.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности первобытной культуры.
  2. Проанализировать характер знаний первобытного человека о мире и о себе, выявить первичные формы религии.
  3. Рассмотреть проблему генезиса древних цивилизаций Востока.
  4. Охарактеризовать социальную и духовную культуру Египта и Месопотамии.
  5. Проанализировать духовную культуру Индии и Китая.
  6. Выявить особенности восприятия мира в культуре Японии.

Вопросы для обсуждения (УО 3)

  1. Мировоззрение древнего человека: донаучные представления первобытного человека о мире, роль мифа в первобытной культуре.
  2. Первичные формы религиозности и религия в первобытной культуре: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия.
  3. Проблема происхождения древних цивилизаций Востока: изменения в общественной жизни земледельческих племён; сельская община, возникновение рабства и государства.
  4. Своеобразие культур Древнего Египта и Месопотамии. Сакральный характер научных представлений. Особенности «религиозного реализма» Древнего Египта и Месопотамии.
  5. Культура Китая. Конфуцианство и даосизм. Этика и ритуал в традиционном Китае.
  6. Культура Индии. Буддизм и индуизм. Индийский эпос и его значение для мировой культуры.
  7. Традиции и новации в культуре Японии.

Задание для самостоятельной работы (КСР 1):

Темы контрольных работ:

Значение знаний о первобытной культуре сегодня;

Значение реконструкции первобытной культуры и её временные параметры. Теория «двух скачков»;

Предметное и духовное освоение мира. Синкретизм;

Ранние формы религиозного сознания: анимизм, тотемизм, фетишизм;

Архетип.

Рекомендации: контрольная работа должна состоять из титульного листа, вводной части, основного текста и заключения. Содержание контрольной работы должно строго соответствовать выбранной теме. Общий объем данной контрольной работы должен быть порядка 3-5 страниц машинописного текста.

Интерактивные формы обучения:

Практическое задание (ПЗ 1):

Подготовьте электронную презентацию PowerPoint по одному из вопросов для обсуждения

Литература:

4. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html

5. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.

6. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.

Дидактические материалы:

1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.

2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».

3. Учебные материалы в сети Интернет:

· countries.ru

· ido.rudn.ru

· ortlib.narod.ru

· artclassic.edu.ru

· superinf.ru/helpstud.php?id=10

· gumfak.ru/kultur.shtml

Семинар № 4: Античность как тип культуры: культура Древней Греции и Рима

Цель:выявить основные этапы эволюции в культуре европейской античности

Задачи:

  1. Рассмотреть социокультурные основания Древней Греции периода архаики VII-VI вв. до н.э.
  2. Охарактеризовать духовную культуру Древней Греции классического периода V-IV вв. до н.э.
  3. Проанализировать характерные черты материальной и духовной культуры эпохи эллинизма IV-I вв. до н.э.
  4. Выявить особенности латинской культуры античности.

Вопросы для обсуждения (УО 4)

  1. Греческий мир эпохи архаики. Социокультурные парадигмы древнегреческой цивилизации: полис, миф. Логос. Характеристика научного знания данного периода: натурфилософия, логика, риторика, аксиоматика.
  2. Греческий мир классического периода: философия «золотого века». Ликей. Палестра, гимнасия. Ораторское искусство. Медицина и точные науки.
  3. Феномен эллинизма как синтеза двух типов культуры: материальные детерминанты этого периода; философские, нравственные и религиозные искания этой эпохи.
  4. Латинская культура античности: наука, риторика, политеизм, христианство в древнеримской культуре.

Интерактивные формы обучения:

Практическое задание (ПЗ 2): подготовьте аналитическую записку по предложенным вопросам:

- объясните словосочетание из мифологии Древней Греции. Вошедшие в наш обиход, и их современный контекст: «троянский конь», «ахиллесова пята», «сизифов труд», «авгиевы конюшни»;

- есть мнение, что греческий полис благодаря своим небольшим масштабам интенсифицировал развитие античной культуры. Подтвердите или опровергните это мнение.

- период расцвета древнегреческой культуры называют «греческим чудом». Существуют ли какие-нибудь объяснения этого феномена;

- охарактеризуйте понятия «полис», «миф», «логос».

Литература:

1. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html

2. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.

3. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.

Дидактические материалы:

1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.

2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».

3. Учебные материалы в сети Интернет:

· countries.ru

· ido.rudn.ru

· ortlib.narod.ru

· artclassic.edu.ru

· superinf.ru/helpstud.php?id=10

· gumfak.ru/kultur.shtml

Семинар № 5: Культура Средних веков

Цель: раскрыть своеобразие основных культурных форм европейского средневековья

Задачи:

- охарактеризовать социокультурные условия зарождение и развития средневековой культуры

- Проследить эволюцию культуры Средних веков

- Выявить духовные основания культуры средневековья

Вопросы для обсуждения (УО 5)

1. Условия формирования, истоки, особенности средневековой за­падноевропейской культуры. Мировоззрение средневекового чело­века.

2. Христианство - теоретическая и нравственная основа средневе­ковой европейской культуры. Идеал человека в средние века.

3. Отражение средневековых представлений о мире в искусстве Западной Европы.

Литература:

1. Золкин А. Л. Культурология [Электронный ресурс] : учебник . Режим доступа: www.biblioclub.ru/115382_Kulturologiya_Uchebnik.html

2. Костина, А. В. Культурология: учебник для студентов высших учебных заведений – Москва : КНОРУС, 2009.

3. Кравченко, А. И. Культурология: учебное пособие для студентов вузов - Москва: Академический Проект, 2010.

Дидактические материалы:

1. Лекционные материалы, электронные презентации преподавателя по изучаемой теме.

2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология».

3. Учебные материалы в сети Интернет:

· countries.ru

· ido.rudn.ru

· ortlib.narod.ru

· artclassic.edu.ru

· superinf.ru/helpstud.php?id=10

· gumfak.ru/kultur.shtml

Наши рекомендации