Раздел 1. ТРИ АСПЕКТА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Тема 1.1. Речевое взаимодействие
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения.
Три фактора, влияющие на характер речевой ситуации: фактор адресата, фактор цели, обстановка общения (время, место и т.д.). Анализ диалога с целью выявления языковых особенностей речи каждого персонажа: анализ лексики, синтаксических конструкций. Речевая тактика и стратегия.
Тема 1.2. Нормативный аспект культуры речи
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические нормы. Орфографические и пунктуационные нормы. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Тема 1.3. Коммуникативный и этический аспекты культуры речи.
Коммуникативные качества речи, позволяющие говорящему достичь своей цели: точность, логичность, эмоциональность, образность, экспрессивность, уместность, благозвучие. Анализ языковых средств, с помощью которых создаются эти качества. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи : выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывания и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Этический аспект культуры речи.
Раздел 2. РУССКИЙ ЯЗЫК, ФОРМЫ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Тема 2.1. Русский национальный язык и его высшая форма – литературный язык
Признаки литературного языка, отличающие его от других форм национального языка: диалектов, жаргонов, просторечия. Развитие русского литературного языка, роль А.С.Пушкина, М.В.Лермонтова, А.С.Грибоедова, И.А.Крылова и др. в его создании. Устная и письменная разновидности литературного языка. Стили современного русского литературного языка.
Тема 2.2. Основные единицы языка
Звук, морфема, слово, предложение, текст. Особенности фонетической системы русского языка. Фонетический, морфологический, синтаксический анализ. Язык и речь. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.
Раздел 3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ
Тема 3.1.. Понятие о функциональных стилях.
Функциональные стили современного русского языка. Экстралингвистические и лингвистические факторы стиля. Взаимодействие функциональных стилей. Сопоставление текстов разных стилей с целью выявления стилевых черт и стилеобразующих языковых единиц: лексических, морфологических, синтаксических.
Тема 3.2. Научный стиль.
Научный стиль. Общая характеристика: сфера применения, стилевые черты, жанры, подстили. Лингвистические особенности научного стиля. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.
Тема 3.3. Официально – деловой стиль.
Общая характеристика: стандартизированность, точность, логичность. Особенности лексики, морфологии, синтаксиса. Официально – деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально – деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно – методических документов. Речевой этикет в документе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример оформления титульного листа контрольной работы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
Кафедра русского языка
Контрольная работа по дисциплине
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Выполнил____________________________________________________
(Фамилия И.О.)
студент____курса______________специальность__________________
(срок обучения)
группа______________ № зачетной книжки________________________
Подпись:______________________________________________________
Преподаватель:_______________________________________________
(Фамилия И.О.)
Должность____________________________________________________
уч.степень, уч. звание
Оценка:___________________________Дата:_______________________
Подпись:______________________________________________________
Санкт-Петербург
200_
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Культура речи как научная учебная дисциплина.
2. Основные единицы общения.
3. Факторы, влияющие на характер речевой ситуации.
4. Речевая тактика и стратегия.
5. Основные аспекты культуры речи.
6. Понятие языковой нормы.
7. Коммуникативные качества речи.
8. Особенности устной публичной речи.
9. Своеобразие русского речевого этикета.
10. История и формы существования русского национального языка.
11. Признаки литературного языка как высшей формы существования национального языка.
12. Роль писателей-классиков в развитии и совершенствовании русского литературного языка.
13. Устная и письменная разновидности литературного языка.
14. Система функциональных разновидностей (стилей) современного русского литературного языка.
15. Язык и речь.
16. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей современного русского литературного языка.
17. Основные единицы языка.
18. Особенности фонетической системы русского языка.
19. Понятие о функциональном стиле.
20. Экстралингвистические и лингвистические признаки стиля.
21. Научный стиль: сфера применения, основные черты, жанры, подстили.
22. Официально-деловой стиль: сфера применения, основные черты, жанровое многообразие.
23. Приемы унификации языка служебных документов.
24. Язык и стиль распорядительных документов и коммерческой корреспонденции.
25. Речевой этикет в документе.
26. Характерные особенности публицистического стиля.
27. Язык рекламы.
28. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.
29. Язык и стиль распорядительных документов.
30. Современная культурно-речевая ситуация в России.