В каком причастии пишется Н?

А) реше…ый;

Б) жже…ый;

В) свяще…ый;

Г) изране…ый.

13.Правильным является словосочетание:

А) обеим подругам;

Б) обоих чашек;

В) обеих братьев

Г) трое студенток.

14.К языковым нормам относится:

А) логичность речи;

Б) точность речи;

В) орфоэпическая норма;

Г) выразительность речи.

15.К нарушению лексической нормы относится:

А) плеоназм;

Б) инверсия;

В) парцелляция;

Г) градация.

16.Склоняются и имя и фамилия:

А) Эльдар Рязанов;

Б) Эдит Пиаф;

В) Мартирос Тэтчер;

Г) Наталия Ткаченко.

17.Буквосочетание ЧН произносится как [шн]:

А) ночной;

Б) скучно;

В) справочник;

Г) гречневый.

Может употребляться и в единственном и во множественном числе слово

А) санки;

Б) переговоры;

В) коляски;

Г) хлопья.

Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает

А) лексику русского языка;

Б) правила и нормы произношения;

В) правила ударения;

Г) правила орфографии.

Архаизмы – это слова, которые

А) впервые возникли в языке и речи;

Б) имеют конкретного автора в языке и речи;

В) уходят из активного употребления в языке и речи;

Г) употребляются носителями диалектов.

Укажите ошибку в управлении.

А) плата за телефон;

Б) вопреки распоряжения;

В) описывает встречу;

Г) сойти с поезда.

Укажи ошибку в управлении.

А) преимущество перед ними;

Б) согласно договору;

В) свойственный для них;

Г) благодаря военным действиям.

23.Семантика – это…

А) наука о значении устаревших слов;

Б) словарный запас конкретного человека;

В) наука о значении слов;

Г) коннотация.

24.Фразеологическими единицами не являются:

А) фразеологические сращения;

Б) фразеологические сочетания;

В) фразеологические единства;

Г) фразеологические согласования.

Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций

Порядок начисления баллов студентам очной формы обучения

Таблица 22

1 семестр зачет итог
Посещаемость НИРС Рубежные аттестации    
     
Итого: 40 баллов; 21 балл – допуск к зачету.  

Посещаемость

Учитываем посещение занятий в процентах:

100-90 %= 14 б.; 89 -75 % = 10 б.; 74-50%= 4 б.; 29% и менее = 0б.

НИРС (научно-исследовательская работа студентов)

Учитывается работа на семинарах, подготовка домашних заданий, выполнение текущих контрольных работ и тестов, выполнение творческих заданий, подготовка докладов, сообщений, выступление с использованием презентаций; участие в конкурсах, проводимых кафедрой русского языка и культуры речи.

Максимальное количество баллов – 16

Рубежные аттестации

1 рубежная аттестация- развернутые ответы на 5 вопросов по изученным темам. Каждый вопрос оценивается по критериям: правильно и полно- 1 балл; правильно, но неполно- 0,5 балла, неправильно- 0 баллов.

2 рубежная аттестация – тестирование (компьютерное или нет). 25 вопросов по 0,2 балла.

Максимальное количество баллов – 10.

Зачет

Критерии оценивания письменной зачетной работы

Письменная контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» имеет своей целью проверить сформированность у студентов заложенных в программе обучения компетенций.

Часть 1

Задание 1(максимально – 4 балла)

Оценивается правильность и точность сформулированных студентами определений базовых понятий дисциплины «Русский язык и культура речи».

Терминологическая правильность- 1балл.

Лексическая точность определения – 1 балл

Задание 2(максимально – 4 балла)

Оценивается знание основных аспектов культуры речи (нормативного, коммуникативного и этического).

Понятийная точность – 2 балла.

Логичность, лексическая точность, правильность – 2 балла

Задание 3(максимально – 3 балла)

Оценивается знание основных типов ошибок, связанных с нарушением лексической нормы.

Правильно названо 8-10 ошибок – 3 балла.

Правильно названо 5-7 ошибок – 2 балла.

Правильно названо 2-4 ошибки – 1 балл.

Задание 4(максимально – 2 балла)

Оценивается умение понимать иностранную лексику.

Правильно подобранный синоним к слову – 0,25 балла.

Задание 5(максимально – 3 балла)

Оценивается знание орфоэпических норм.

Правильно поставленное ударение в слове – 0,25 балла.

Задание 6(максимально – 2 балла)

Оценивается знание морфологических норм.

Правильно образованная форма слова – 0,25 балла.

Задание 7(максимально – 2 балла)

Оценивается знание морфологических норм.

Правильно образованная форма слова – 0,25 балла.

Задание 8(максимально – 2 балла)

Оценивается знание морфологических норм.

Правильно образованная форма слова – 0,25 балла.

Задание 9(максимально – 2 балла)

Оценивается знание морфологических норм.

Правильный ответ – 2 балла.

Задание 10(максимально – 10 баллов)

Проверяется умение редактировать текст в различными типами нарушений языковых норм.

Правильно отредактированное предложение – 1 балл.

Правильное указание, какая именно языковая норма нарушена,- 1 балл.

Часть 2.(максимально – 20 баллов)

В тесте - 20 вопросов, имеющие 1 правильный ответ.

Результаты письменной зачетной контрольной работы:

до 16 – неудовлетворительно - незачет

17-40 – удовлетворительно - зачет

40-52 – хорошо - зачет

52-60 – отлично – зачет

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов. М.:Норма: НИЦ ИНФРА, 2015.-254 с.

Дополнительная

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 448 с.

3. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 2007. – 1536 с.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык.Культура речи. Деловое общение:учебник:рек.Рос.гос.педагаг ун-том им.А.И. Герцена. М.:Кнорус, 2016.-424 с.

5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2011;

6. Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения: ок. 12 000 заголовочных. – М.: АСТ, 2010. – 476 с.

7. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Словарь грамматических вариантов русского языка. – 3-е изд., стереотип. – М., 2008.

8. Ипполитова Н.А, Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций.М.: Проспект, 2014.-344 с.

9. Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.

10. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Слитно, раздельно или через дефис. Орфографический словарь. – М.: Эксмо, 2011. – 480 с.

11. Новикова Л.И. Правильность русской речи: Справочник по культуре речи (Часть I).-М.:РГУП, 2016.-216 с.

12. Новикова Л.И. Правильность русской речи: Справочник по культуре речи (Часть II).-М.:РГУП, 2016.-216 с.

13. Михайлова О.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011; Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. – 99 с.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.

15. Окунцова Е.А. Ударение. Диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику: словарь-справочник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 120 с.

16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 832 с.

17. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М. Айрис-пресс, 2010. – 496 с.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения преподавания дисциплины используются:

- при проведении лекций: комплект электронных презентаций, аудитории, оснащенные презентационной техникой (проектор, экран, компьютер или ноутбук;

- при проведении семинаров: компьютерный класс для проведения тестов, презентационная техника (проектор, экран, компьютер или

ноутбук).

Наши рекомендации