II. Выразительные словообразовательные средства
I. Выразительные средства фонетики.
1. Аллитерация- приём звуковой выразительности, повторение однородных согласных звуков в художественном, преимущественно поэтическом, тексте. Звоны-стоны, перезвоны, / Звоны-вздохи, звоны сны. /Высоки крутые склоны, /Крутосклоны зелены. (С. Городецкий). Аллитерация позволяет с помощью преобладания одного звука или однородных звуков нарисовать шумовую картину изображаемого (сонорные звуки - звонкий фон, шипящие - шорох, приглушенный звуковой фон).
2. Ассонанс- приём звуковой выразительности, повторение однородных гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным, /думаю думу свою... (Н. Некрасов)
Ассонанс создают звуковую иллюзию, помогающую созданию художественного образа.
II. Выразительные словообразовательные средства.
Окказионализмы (индивидуальные новообразования)слова, созданные автором в соответствии с законами словообразования по моделям, существующими в языке. Проповедует, /мечась и стеня, сегодняшнего дня крикогубый Заратустра. (В. Маяковский).
Окказионализмы позволяют автору создать необычные образы, придать дополнительную окраску.
II. Выразительные средства лексики и фразеологии.Лингвистическое основание выразительности - наличие в языке изобразительных и выразительных средств, традиционно называемых тропамии фигурами.
1. Тропы(греч. Tropos - поворот) - обороты речи и слова в переносном значении. Сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраза, аллегория, синекдоха.
Различают тропы общеязыковые (с заранее готовой образностью) и оригинальные. Общеязыковые тропы широко используются в речи: горячая пора - метафора, устал до смерти - гипербола, платят жалкие копейки литота, солнце село - олицетворение, съешь тарелочку метонимия. Выразительность речи придают оригинальные, авторские тропы: чурбанное равнодушие (Д. Писарев), мармеладное настроение (А. Чехов).
2.Метафора основана на переносе наименования с одного предмета на другой по сходству этих предметов. Источником нового метафорического значение является сравнение.
Взлетающий бубен метели (А. Блок), весенних запахов и ветров пулемёт (В. Хлебников, слов моих сухие листья (В. Маяковский), души сиреневая цветь (С. Есенин), вранья холодный дым (А. Твардовский,), целый день осыпаются с клёнов силуэты багровых сердец (Н. Заболоцкий).
Метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение мысль и эмоцию автора: ярко изобразить картину, выявить сходство в непохожих на первый взгляд явлениях. Развёрнутые метафоры, суть которых раскрывается только в контексте, позволяют проследить цепь ассоциаций.
3.Метонимияв отличие от метафоры основана на смежности предметов или явлений.
А в двери бушлаты, шинели, тулупы. (В. Маяковский), лес поёт, съешь тарелочку.
Примером метонимии является употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей: переговоры между Москвой и Вашингтоном, Париж - волнуется. Варшава приняла решение.
Метонимия помогает понять связи между явлениями, выделить в явлении какой-то один признак и благодаря этому по-новому увидеть ею, а это дат возможность автору с большей точностью и выразительностью передать свои мысли и чувства.
4.Синекдоха- разновидность метонимии, при которой название часть (детали) предмета переносится на весь предмет целиком или, наоборот, название целого переносится на его часть.
Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин). Слово флаги (часть) обозначает здесь «государства» (целое). К нему и птица не летит, и тигр нейдёт. (А. Пушкин). «И слышно было до рассвета, Как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов). Слова, употреблённые в единственном числе, дают возможность понять, что ни одна птица и ни один тигр не рискнут подойти к анчару.Синекдоха помогает нарисовать картину с большей художественной точностью, выделить в предмете главное, выразить мысль и чувство автора.
5.Сравнение- это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющий общий признак, используемое для пояснения одного другим.
Факты - это воздух учёного (И.П. Павлов). Под ним Казбек, как грань алмаза... (М. Лермонтов), На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова). Строен стан твой, как церковные свечи... (А. Блок). Сравнение позволяет ярче проявить черты предмета и явления, так как сравнение выявляет не любой, не случайный, а важный признак сравниваемых объектов.
Развернутое сравнение - это детальное сопоставление по ряду признаков или соотнесение какого-либо явления с группой явлений:
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты. А. Пушкин
6.Эпитеты- художественные определения, возникающие на основе переносного значения слов.
Слепая любовь, дремучее невежество, леденящая вежливость.
Обычно выделяют три вида эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляющиеся в литературном языке, имеющие устойчивые связи с определённым словом: трескучий мороз, тихий вечер, быстрый бег): народно-поэтические или постоянные (употребляющиеся в устном народном творчестве: красная девица, чистое поле, буйная головушка); индивидуально-авторские (созданные авторами, отличающиеся оригинальностью, образностью, неожиданностью сопоставляемых смыслов: любопытно-вдумчивая нежность (Н. Гумилёв), неуютная, жидкая лунность (С. Есенин)).
Так как эпитет - необычное, неожиданное определение, он даёт дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо. Эпитет обладает особой художественной выразительностью, создают живое представление о предмете.
7.Парадоксутверждение, изречение, противоречащее, на первый взгляд, здравому смыслу, по таящее в себе более глубокое значение, чем-то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Парадокс помогает разрушить догму, высмеять устаревшее, он чёток, краток, логически завершён. Лучшее правительство то, которое меньше всего правит. (Джефферсон) Ничего не делать - очень тяжёлый труд. (О. Уайльд)
8.Гипербола- приём выразительности речи, используемый говорящим с целью создать у слушателей преувеличенное представление о предмете: Я вас не видел тысячу лет.
У них клубника с кулак. Я сто раз тебе говорил. Он храпит, как трактор. Во сне дворник сделался тяжёлым, как комод (И. Ильф, Е. Петров).
Гипербола употребляется для эмоционально-экспрессивной окраски и выражения авторского отношения к изображаемому. Кроме того, гипербола может придавать тексту ироническую или юмористическую окраску.
9.Литота- приём выразительности речи, намеренное преуменьшение малых размеров предметов речи: мужичок с ноготок, в двух шагах отсюда, одну секундочку.
Литота употребляется для экспрессивного изображения явлений и выражения авторскою отношения к изображаемому: Ваш шпиц, прелестный шпиц, /не более напёрстка... (А. Грибоедов;
10. Олицетворение- стилистический приём, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются свойства, действия, поступки, присущие человеку: Надежды вальс зовёт, звучит... И сердцу громко говорит (Полонский).
Олицетворения подразделяются на общепризнанные, «языковые»: тоска берёт, время бежит, часы идут и творческие, индивидуально-авторские: сонное озеро города (А.Блок), Июль, таскающий в одёже Пух одуванчиков, лопух. Июль, домой сквозь окна вхожий, Всё громко говорящий вслух (Б. Пастернак). Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, придать изображаемому определённую эмоциональную окраску, выразить мысль о единстве мира и человека.
11.Перифраза- замена обычного однословного названия предмета, явления, лица и т.д. описательным оборотом: белокаменная столица (Москва/ царь зверей (лев), певец «берёзового ситца» (Есенин). В перифразах обычно содержится опенка обозначаемого: цветы жизни (дети), канцелярская крыса (чиновник). Перифраза позволяет автору придать дополнительный смысл предмету, явлению из контекста и дать эмоционально-экспрессивную оценку.
12. Аллегория— иносказание, выражение чего-нибудь отвлеченного, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе. Например, в фольклоре лиса — аллегория хитрости, волк — злобы и жадности.