Направление «Моя семья - моя опора»

Цель: создание психолого-педагогических условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка в условиях семейного воспитания.

Задачи

для учащихся:

- формирование уважения к своим родителям, престарелым людям;

- формирование у учащихся позитивной модели семьи;

для педагогов:

- формирование у детей осознанного, ответственного отношения к семье, как ценности;

- формирование психолого-педагогической культуры родителей;

для родителей:

- формирование активной педагогической позиции родителей;

- формирование мотивации к сотрудничеству с образовательным учреждением по вопросам развития, обучения и воспитания детей;

- создание комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Задачи призваны помочь каждому реализовать свои возможности:

учащимся: осознать ценность семьи и свою позицию в ней, сформировать мотивацию к сохранению семейных традиций, уважению старших;

учителю: совершенствовать личностно-профессиональную компетентность, овладеть новыми формами и методами работы с родителями в вопросах развития, обучения и воспитания учащихся;

родителям: осознать свою педагогическую позицию, активно включиться в процесс воспитания ребенка совместно с образовательным учреждением.

Ожидаемые результаты:

- сформирована позитивная модель семьи;

- созданы гармоничные условия семейного воспитания;

- возраста активность сотрудничества семьи и школы в вопросах развития, обучения и воспитания учащихся

-расширено информационное поле родителей в области психолого–педагогического просвещения по вопросам воспитания детей.

Основные направления деятельности

Направление деятельности Мероприятия по реализации программы
Диагностическое 1 ступень (1-4 классы) 2 ступень (5-8 классы) 3 ступень ( 9-11 классы)
1. Мониторинг детско-родительских отношений.
Консультативное 1 ступень (1-4 классы) 2 ступень (5-8 классы) 3 ступень (9-11 классы)
1. Консультирование учащихся, имеющих трудности во взаимоотношениях с родителями. 2. Консультирование родителей, педагогов по вопросам воспитания учащихся с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Коррекционно-развивающее 1 ступень (1-4 классы) 2 ступень ( 5-8 классы) 3 ступень ( 9-11 классы)
1. Часы общения. 2. Психологические игры. 3. Социально-психологические тренинги. 4. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими различные трудности во взаимоотношениях в семье.
Просветительское 1 ступень (1-4 классы) 2 ступень (5-8 классы) 3 ступень ( 9-11 классы)
1. Информационные родительские собрания. 2. Практико-ориентированные семинары с педагогами. 3. Родительский клуб 4. Информационные стенды и памятки для родителей, педагогов, учащихся.

Примерный перечень методик для психологической диагностики



Параметры диагностики Название методики, автор Контингент
    1. Детско-родительские отношения Тест-фильм Р.Жиля Учащиеся 1-4 классов
Интервью «Волшебный мир». Проективная методика. Учащиеся 1-4 классов
«Незаконченные предложения» Учащиеся 1-11 классов
«Рисунок семьи» Учащиеся 1-11 классов
Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» - родитель глазами подростка Учащиеся 9-11 классов
Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис Родители
Методика PARI - исследование родительских установок и реакций Родители
Опросник родительской любви и симпатии (Милюкова Е.В.) Родители
Тест-опросникРодительского отношения (А.Я. Варга, В.В.Столин) Родители
Тест Г.Пэйна для родителей Родители
Модифицированная методика «Родительское сочинение» О. А. Карабановой Родители
Проективный тест «Семейная социограмма Родители

План мероприятий по направлению «Консультативное»

Название мероприятия Класс Сроки Ответственные
Консультирование учащихся, имеющих трудности во взаимоотношениях с родителями. 1-11 классы В течение года Психолог
2. Консультирование родителей, педагогов по вопросам воспитания учащихся с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей. 1-11 классы В течение года Психолог

План мероприятий по направлению «Коррекционно-развивающее»



Название мероприятия Класс Сроки Ответственные
Часы общения      
«Дружная семейка» 1-4 классы В течение года Психолог
«Моя семья» 5 -9 классы Сентябрь Психолог
«Моя семья – моя опора» 10-11 классы Апрель Психолог
2. Психологические игры      
«Семейная копилка» 1-4 классы Ноябрь-Декабрь- Психолог
«В семейном кругу» 5-8 классы Декабрь-Март Психолог
«Моя семья» 9-11 классы Март Психолог
3. Социально-психологические тренинги 1-11 классы В течение года Психолог
«Семейный музей» 1-4 классы В течение года Психолог
«Семья – основа жизни» 5-8 классы В течение года Психолог
«Семь Я» 9-11 классы Март-апрель Психолог
4. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности во взаимодействии с родителями 1-11 классы В течение года Психолог

План мероприятий по направлению «Просветительское»

Название мероприятия Класс Сроки Ответственные
Информационные родительские собрания:      
«Психологические особенности младшего школьного возраста» 1-4 классы Сентябрь Классные руководители, психолог
«Психологические особенности младшего подросткового возраста» 5-8 классы Сентябрь Классные руководители, психолог
«Подросток в семье» 9-11 классы Январь Классные руководители, психолог
«Типы семейного воспитания» 9-11 классы Октябрь Классные руководители, психолог
2. Практико-ориентированные семинары с педагогами:   Ноябрь Психолог
«Работа с родителями как компетенция классного руководителя»   Декабрь Психолог
«Современные технологии взаимодействия с семьей в вопросах воспитания детей»   Октябрь Психолог, социальный педагог
3. Родительские клубы:      
«Счастливый ребенок» 1-11 классы В течение года Классные руководители, психолог
«Семейная гостиная» 1-11 классы В течение года Классные руководители, психолог
4. Информационные стенды, памятки для родителей, учащихся и педагогов 1-11 классы В течение года Зам. директора по ВР, психолог, социальный педагог

Приложение №3

Наши рекомендации