Тенденции развития мирового профессионального спорта
80-90-е гг. XX столетия внесли коррективы в управленческие отношения международных и национальных спортивных организаций, в государственную политику отдельных стран в отношении профессионального спорта. Произошла переоценка его роли и места в обществе. Изменилось толкование понятий «любитель» и «профессионал». Многие страны, на протяжении длительного времени негативно относившиеся к профессиональному спорту, и в первую очередь бывшие социалистические, начали развивать отдельные его виды.
Среди наиболее важных тенденций развития профессионального спорта последних двух десятилетий является его выход за национальные и региональные рамки, т.е. интернационализация. С одной стороны, она проявляется через создание международных спортивных организаций профессионального спорта, а с другой - через размывание национальных границ отдельных стран политикой крупных профессиональных спортивных организаций (НХЛ, НБА и др.).
Влияние на ускорение этого процесса оказал распад социалистической системы и начавшиеся экономические преобразования в бывших соцстранах. Интернационализация спорта оказывает воздействие и на деятельность международных федераций. В частности, речь идет о трансформации систем соревнований, появлении новых, привлекательных для зрителей, телевидения, бизнеса, турниров международных федераций по баскетболу (ФИБА), волейболу (ФИВБ), легкой атлетике (ИААФ), футболу (ФИФА, УЕФА), хоккею (ИИХФ) и др.
После решения МОК о допуске профессионалов на Олимпийские игры ФИБА в круг своих интересов включила профессиональный баскетбол, установив тесные контакты с НБА. При совместном участии этих организаций в 1988 г. была создана Мировая баскетбольная ассоциация, объединившая 7 североамериканских и 8 европейских команд. В 1997 г. ФИБА вместе с президентами ведущих европейских клубов учредили Евролигу, а в 1999 г. состоялся первый чемпионат Северной баскетбольной лиги (СБЛ), победителем которой стал литовский «Жальгирис». Развитие европейского профессионального баскетбола идет в направлении создания лиги, способной составить конкуренцию НБА.
Для этого ФИБА в 1999 г. было принято решение об отмене квот на легионеров. Несмотря на возражения Европейской конференции ФИБА против открытия национальных границ и полной свободы перемещения баскетболистов из клуба в клуб, это решение с определенными оговорками было оставлено в силе. Его принятию не помешали возражения делегатов из «небогатых» стран (России, Литвы и Израиля), которые высказывались за то, чтобы был сохранен лимит - 2 легионера неевропейского гражданства (понятно, что речь идет о баскетболистах США).
В 2004 г. Совет международной федерации хоккея (ИИХФ) принял решение о проведении с 2005 г. соревнований на первенство Европейской лиги чемпионов по аналогу футбольного турнира. Право участвовать в хоккейной Лиге чемпионов получили чемпионы пяти лучших европейских стран (согласно рейтингу ИИХФ) и команда - хозяйка турнира или та, которую федерация сама выберет.
Несмотря на то что отдельные организации профессионального спорта в целях укрепления авторитета и прежде назывались всемирными, а свои соревнования именовали как чемпионаты мира, это не отражало реального положения (42). Однако к началу 80-х гг. XX в. действительно стали появляться международные организации профессионального спорта. В первую очередь это касается тенниса, бокса, баскетбола, велоспорта, гольфа и других коммерческих видов спорта.
Интернационализация мирового профессионального спорта, хотя проявляется в разной степени в отдельных видах, имеет воздействие на все виды коммерческого спорта. Особенно ярко эта тенденция проявилась с начала 1990-х гг. Например, в 1990 г. была образована Международная федерация профессионального велоспорта (ФИСП), вошедшая в состав Международного союза велосипедистов. Через несколько лет ФИСП имела более 30 коллективных членов, в нее входило около тысячи профессиональных гонщиков. В 1991 г. была образована Мировая лига по американскому футболу, в которую вошли 6 американских и 4 европейские команды из Италии, Германии, Англии, Испании.
Выход профессионального спорта за национальные рамки потребовал создания новых подразделений внутри профессиональных лиг и ассоциаций, связанных с проведением международных программ, и в первую очередь с маркетингом на европейском и азиатском рынках. Это касается таких крупных объединений, как НФЛ (американский футбол), ГБЛ (бейсбол), НБА (баскетбол), НХЛ (хоккей).
Первенство в области спортивного международного маркетинга в сфере профессионального коммерческого спорта принадлежит американскому адвокату М. Маккормаку, который еще в 1960 г. создал первую в мире антрепренерскую фирму International Management Group (IMG) (63). Доходы организации позволили ее основателю войти в группу наиболее известных людей, внесших вклад в развитие профессионального спорта. Фирма Маккормака взяла на себя финансовые, организационные, юридические и другие проблемы многих звезд. Сотрудничество профессионалов маркетинга и профессионалов спорта оказалось выгодно обеим сторонам: гонорары спортсменов и доходы фирмы росли. К концу столетия IMG стала одним из лидеров в области спортивного бизнеса, указав дорогу и другим компаниям. В настоящее время в сферу коммерческих интересов фирм подобного рода входят представительство спортсменов, маркетинг и проведение крупных соревнований, создание спортивных телевизионных программ.
Тенденция интернационализации переплетается, дополняется и усиливается процессом коммерциализации и американизации мирового профессионального спорта, а также стремительного его развития. Эта тенденция во многом способствовала признанию профессионального спорта составной частью современного международного спортивного движения. Процесс коммерциализации мирового спорта можно проследить на примере легкой атлетики, в короткое время ставшей коммерческим видом спорта.
До избрания П. Небиоло президентом Международной федерации (1981 г.) годовой бюджет IAAF был очень незначительным. Взятый курс на коммерциализацию заметно увеличил доходы федерации. В середине 1980-х гг. была организована серия коммерческих стартов, получивших название «Гран-при IAAF». До этого календарь крупных соревнований был ограниченным: сильнейшие легкоатлеты встречались на Олимпийских играх, континентальных и национальных первенствах и появившихся в 1983 г. чемпионатах мира.
Коммерциализация потребовала увеличения числа турниров, вызывающих интерес у публики, телевидения, спонсоров. Участвующие в соревнованиях «Гран-при» «звезды» стали получать гонорары и премии за победы и призовые места как на отдельных турнирах, так и по итогам всей серии. К середине 1990-х гг. общий призовой фонд «Гран-при» составил 2,24 млн долл.
Крупные компании оказались заинтересованы в коммерциализации легкой атлетики. Федерация стала продавать права на телетрансляции соревнований, возросли доходы и от рекламы. Коммерциализация потребовала уплотнения календаря соревнований. С 1991 г. чемпионаты мира стали проводиться не раз в четыре, а раз в два года. С середины 90-х гг. была организована серия коммерческих турниров Golden Four, победители четырех соревнований которой делили между собой 20 кг золота. В 2000 г. эта серия, включающая уже 7 турниров, была переименована в Golden League, а сумма призовых составила 1 млн долл.
В 1994 г. штаб-квартира IAAF переехала в Монте-Карло и расположилась в двух особняках, переданных ей в пользование на 99 лет принцем Монако Альбертом за плату в 1 долл. в год. С 1998 г. были введены официальные призовые деньги на чемпионатах мира (за первое место-50 тыс., за второе - 30 тыс., за третье - 20 тыс. долл.). Бюджет федерации к 2000 г. составил 2 млрд долл.
Коммерциализация профессионального спорта значительно усилилась в последнюю четверть XX столетия. Наглядно это проявилось в футболе. С 1974 г. по 1998 г. во главе ФИФА находился Ж. Авеланж, который, воспользовавшись объективными процессами развития мирового профессионального спорта, способствовал превращению футбола в коммерческое предприятие.
Для этого потребовалось прекратить европейский диктат в мировом футболе, развить футбол в странах третьего мира, увеличить представительство этих стран. В короткие сроки число членов ФИФА достигло 206. Руководство ФИФА выступило за реорганизацию чемпионатов мира, что в итоге вылилось в увеличение числа участников в финальной части чемпионатов сначала с 16 до 24, а затем и до 32 команд. Была проведена реорганизация соревнований для юношей и женщин.
В настоящее время продолжается коммерциализация мирового футбола. ФИФА пообещала заплатить каждой из 32 сборных, добившихся права играть в финальном турнире чемпионата мира 2006 г. в Германии, по 10,37 млн швейцарских франков (8,21 млн долл.). Таким образом, сумма вознаграждения для команд, прошедших сквозь сито отборочных матчей, увеличится на 38% по сравнению с первенством мира-2002. Руководство федерации выступает за пересмотр сложившейся структуры соревнований: чемпионаты мира предлагается проводить не раз в четыре, а каждые два года. При этом должно возрасти и количество игр клубов за сезон.
Долгое время власти европейских стран противились коммерциализации футбольных клубов. К примеру, в Испании только в этом тысячелетии было разрешено размещать акции клубов на бирже. Подобные ограничения существовали и на родине футбола в Англии, что сдерживало интерес инвесторов к этой игре. Только в 1991 г. один из ведущих английских клубов «Манчестер Юнайтед» добился специального разрешения и разместил свои акции на фондовой бирже. А уже в 2000 г. цена контрольного пакета акций клуба перевалила за 1 млрд долл.
Стремительное развитие профессионального спорта во многом его преобразило. Например, в середине 1990-х гг. средняя посещаемость футбольных матчей в Англии составляла около 26 000 болельщиков, а ведущий спортивный канал страны «Скай Спорт» показывал в прямой трансляции 40 матчей за сезон (в воскресенье днем или в понедельник вечером). К 2004 г. среднее число зрителей на матчах превысило 35 000 человек, наполняемость стадионов достигла 95%, а канал «Скай Спорт» стал транслировать в прямом эфире 138 из 380 матчей, причем в отдельные субботы до трех матчей.
Прогресс профессионального спорта оказал значительное влияние на заработки спортсменов. В том же английском футболе в 2004 г. ведущие игроки стали получать до 100 тыс. фунтов стерлингов в неделю, что всего десять лет назад равнялось среднегодовой зарплате большинства футболистов премьер-лиги. В канадском хоккее до 1987 г. только У. Гретцки имел зарплату около 800 тыс. долл в год, а к середине 1990-х гг. несколько десятков хоккеистов перешагнули миллионный рубеж. Повышение заработной платы, превращение профессионалов в ряде стран в элиту, значительное изменение их материального положения и социального статуса позволяют говорить о тенденции усиления совместных коммерческих интересов хозяев клубов и самих спортсменов. Тот же У. Гретцки стал совладельцем профессиональной хоккейной команды НХЛ «Койоте».
Стремительный рост зарплаты профессиональных спортсменов потребовал ответных мер со стороны спортивных функционеров. В ноябре 2002 г. Генеральная ассамблея ведущих футбольных клубов Европы приняла решение о введении ограничений на зарплату игроков. С 2005 г. отчисления на зарплату не должны превышать 70% финансового оборота клуба. Эта мера должна если не сократить выплаты футболистам, то по крайней мере приостановить их рост. Она касается всех клубов Европы, фонд зарплаты которых превышает 30 млн евро.
На мировой профессиональный спорт заметное влияние оказывает спортивная американская культура вплоть до изменения правил проведения соревнований и перенесения сроков региональных турниров. Например, поскольку баскетбольные женские чемпионаты Европы по срокам проведения почти совпадали с первенством женской НБА, то в январе 2000 г. ФИБА было принято решение проводить первенства континента не в мае - июне, а в сентябре. Спортивная американская культура воздействует и на развитие спорта в России.
Для развития мирового профессионального спорта характерна тенденция усиления сотрудничества спорта и телевидения, которая проявляется в нескольких аспектах. Телевидение платит большие деньги за право показа соревнований и требует от их организаторов уступок в свою пользу вплоть до изменения правил их проведения. Например, правила, утвержденные ФИБА в 2000 г., явно составлены в пользу телевидения: увеличилось число тайм-аутов до пяти, добавлены паузы для телевизионной рекламы.